Способ оценки эффективности лучевой терапии рака пищевода

 

Использование: в медицине, в частности в онкологии. Сущность изобретения: в каждую декаду курса лечения определяют динамику изменений количественных характеристик общеклинических диагностических признаков: весо-ростовой индекс, число дыханий, сердечных сокращений, количество эритроцитов, суммарное артериальное давление, общий белок крови; динамику изменения специфических диагностических признаков: уровень раково-эмибрионального антигена, альфа-фетопротеина, иммунореактивного инсулина и через 30 дней проводят эзофагоскопическое, гистологическое и радиоизотопное исследование, затем производят математическую обработку данных в соответствии с зависимостью, приведенной в описании изобретения. Способ позволяет уменьшить срок диагностики и повысить информативность оценки состояния организм-опухоль. 1 з. п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к медицине, к способам диагностики, и может быть использовано для контроля эффективности лучевой терапии неоперабельного рака пищевода человека.

Основным методом лечения больных раком пищевода неоперабельных стадий является лучевая терапия или она же в сочетании с химиотерапией (1). Продолжительность лучевой терапии, в зависимости от объема опухолевого процесса и его гисто-морфологических характеристик составляет 4-6 недель в течение первой половины курса лечения, затем 3-4-недельный перерыв, после которого следует вторая половина курса также продолжительность 4-6 недель.

Таким образом, реальная оценка эффективности терапии возможна через 2,5-4 месяца после начала курса лечения, что исключает возможность своевременной адекватной коррекции лечения.

Наиболее близким к предлагаемому является способ оценки эффективности лучевой терапии рака пищевода, включающий рентгенологическое и радиоизотопное исследование опухоли и степени накопления в ней радиоактивного фосфора Р32 и вычисление на основании данных диагностических признаков объема первичной опухоли (ее основной массы).

Однако клиническая практика показывает, что нередко имеет место ситуация, когда при явной регрессии опухоли пищевода под воздействием лучевой терапии стремительно начинают проявляться метастазы в лимфатических узлах, печени и т.д. т.е. опухолевой процесс в целом прогрессирует, а известные способы контроля лучевой терапии рака пищевода не дают объективной оценки состояния системы: организм человека опухоль, что и не позволяет корректировать соответствующим образом лечения для получения оптимального терапевтического эффекта.

Цель изобретения повышение объективности и информативности оценки эффективности лучевой терапии рака пищевода, сокращение сроков осуществления объективной оценки путем повышения информативности диагностических признаков, обеспечивающих достижение желаемого терапевтического эффекта в более короткие сроки.

Цель достигается тем, что дополнительно определяют в течение курса лечения через каждую декаду динамику изменения количественных характеристик общеклинических диагностических признаков: весо-ростовой индекс, число дыханий, сердечных сокращений и количество эритроцитов, артериальное давление суммарное (АД+АД), общий белок крови, а также специфических диагностических признаков: уровни раково-эмбрионального антигена (РЭА), альфа-фетопротеина (АФП), иммуно-реактивного инсулина (ИРИ), через 30 дней проводят эзофагоскопическое, гистологическое, радиоизотопное исследование и производят математическую обработку количественной динамики диагностических признаков в соответствии с зависимостью: Kэфt= где i абсолютная величина i-го признака; ДВi удельный диагностический вес i-го признака, а о наличии терапевтического эффекта судят из неравенства Кэф < Кэфt < Кэфо или о его отсутствии из неравенства Kэфt > Kэфо > Кэф, где Кэф величина суммарного коэффициента у здоровых лиц; Кэфо величина суммарного коэффициента изменения всех диагностических признаков до начала лечения; Кэфt величина суммарного коэффициента изменения всех диагностических признаков на срок обследования.

Суть изобретения заключается в системном подходе и контроле лечения неоперабельного рака пищевода, при котором по совокупности измерений экспериментально выявленных клинических, рентгенологических и радиологических показателей, измеряемых частью подекадно, частью ежемесячно, эффективно отслеживают динамику состояния комплекса организм опухоль.

Для разработки мониторинга лучевой терапии опухоли желудочно-кишечного тракта первоначально было отобрано 500 клинико-диагностических признаков. Затем методом корреляционного анализа перечень был доведен до 50, а в процессе клинической апробации было оставлено 17 диагностических признаков, необходимых и достаточных в своей совокупности для определения состояния системы организм опухоль и планирования лучевой терапии.

Диагностические признаки включают три группы: неспецифические (весо-групповой индекс, число дыханий в минуту, число сердечных сокращений в мин, суммарный уровень артериального давления (АДмакс + + АДмин), число эритроцитов в 1 мкл крови, содержание гемоглобина, число лейкоцитов в 1 мкл крови, СОЭ и содержание общего белка в крови), которые в оптимальном перечне характеризуют состояние организма больного.

Альтернативные признаки: данные рентгенографического исследования, эндоскопия-эзофагоскопия, цистология и гистология, подтверждающие наличие или отсутствие опухоли данной локализации, но не характеризующие ее количественно.

Специфические признаки: уровень РЭА, АФП, ИРИ и результаты эканографического или гамма-сцинтиграфического исследования печени, характеризующие опухоль по количеству выработанного ею белка РЭА, по количеству поглощаемой опухолью глюкозы, степень выраженности метастазов.

Для обеспечения математической обработки экспериментально были определены удельный вес каждого признака для решения поставленной задачи. На основании историй болезни 111 больных раком пищевода с положительным эффектом от лучевой терапии и 113 больных с неудовлетворительным результатами были определены удельные веса признаков. Были вычислены средние отклонения от нормальных величин всех диагностических признаков и выражены в процентах.

Например: содержание гемоглобина в крови здоровых людей составляет в среднем 14% у обследованных больных раком пищевода 11,8% т.е. отклонение от нормы составило 15,7% содержание РЭА в сыворотке крови здоровых людей составляет 10 мкг/л, а у больных раком пищевода в среднем 36,8 мкг/л, отклонение от нормы составляет 268% и т.д. У двух диагностических признаков, не имеющих количественной характеристики (цистологическое и гистологическое исследования), средние отклонения не определялись.

Затем сумму отклонений (выраженных в процентах) приняли за 100 и вычислили долевой вклад отклонений каждого из диагностических признаков.

Общая сумма отклонений всех 17 (Y1- -Y17) диагностических признаков, выраженная в процентах, составила 796,67% откуда доля, например, содержания РЭА равна 33,64.

797,67 100 268 х х 33,64, а гемоглобина соответственно 1,97.

Эту величину назвали удельным диагностическим весом (УДВ).

Обязательный для использования предлагаемого способа перечень диагностических признаков, их размерность единицы измерения, УДВ, а также масштаб (предназначенный лишь для удобства оперирования не более, чем двухзначными цифрами) и величины у здоровых людей приведены в табл. 1.

На основании ретроспективного анализа историй болезни больных раком пищевода, получавших лучевую терапию, экспериментально установлено, что для полноценной количественной оценки эффективности лечения информацию по признакам Y1-Y17 необходимо собрать до начала лечения, а затем каждые 10 дней после его начала.

Дальнейшая математическая обработка диагностических признаков весьма проста.

Суммируют произведения абсолютных (масштабированных) величин диагностических признаков на их УДВ (YiУДВi)) до начала лечения и, разделив сумму (только для удобства вычислений и сопоставлений) на 100, получают величину Кэфо коэффициент, количественно характеризующий состояние опухоли и организма больного до начала лечения.

Kэфo= (1) где i диагностические признаки.

Повторяя каждые 10 дней (ежедекадно) описанный расчет, получают соответственно величины Кэфt (т.е. Кэф1, Кэф2, и т.д.), что является количественным выражением состояния больного через 10, 20, и т.д. дней после начала лечения.

Сопоставляя величины Кэф1, Кэф2, и т.д. с величиной Кэфо и величиной Кэф у здоровых людей (вычисленного также по формуле (1)), определяют наличие или отсутствие терапевтического эффекта в различные сроки после начала лечения, т.е. еще в процессе его осуществления.

По предлагаемому способу была произведена оценка эффективности лечения 780 больных (тематических), получивших лучевую или химиотерапию по поводу неоперабельного рака пищевода или желудка, или прямой кишки, что позволило в самом начале процесса лечения в 3-6 раз быстрее оценить состояние организм опухоль, чем известным способом, и скорректировать терапию.

Известны способы определения некоторых неспецифических признаков порознь при контроле за лечением и рентгенографии пищевода, эзофагоскопических, цистологических и лабораторных исследований. Однако свойства, которые обнаруживают эти признаки в предлагаемом способе и в известных, различны. Измерение порознь каждого признака не позволяет получить информацию о состоянии организм опухоль, так как каждый из них реализует только ограниченную часть целостной системы. В то же время измерения выбранных 17 признаков с учетом вклада каждого в решение поставленной задачи позволяют получить новый, существенно более высокий положительный эффект, состоящий в обеспечении в 87% случаев адекватную оценку уже на второй декаде после начала лечения, что в 3-6 раз быстрее, чем возможно при известных способах оценки.

Измерение ряда признаков каждую декаду обусловлено с одной стороны тем, что, как экспериментально было установлено, достоверные различия происходят не ранее, чем через 10 дней, а проведение измерений через срок, больший, чем 10 дней, снижает точность контроля.

Известны неспецифические диагностические признаки, которые могут изменяться и при других неонкологических заболеваниях. Однако на основе ретроспективного анализа историй болезни больных раком пищевода выделен ряд общеклинических показателей, которые обязательно изменяются при наличии рака пищевода.

А именно: у больных изменяется отношение веса к росту, увеличивается число сердечных сокращений, учащается дыхание, в связи с токсическим влиянием продуктов распада опухоли изменяется количество лейкоцитов, эритроцитов, содержание гемоглобина. Изменение состава крови закономерно отражается на уровне артериального давления, СОЭ, содержания общего белка в сыворотке крови. Хотя при других заболеваниях (инфекционных, воспалительных) перечисленные показатели могут изменяться, то у больных раком данные показатели изменяются обязательно и с определенным вкладом в комплексную диагностику, характеризуя общую реакцию организма на опухоль, неспецифическую часть диагностики.

Известно использование математической обработки диагностических признаков неонкологических заболеваний, так называемый последовательный анализ Вальда. Он основан на том, что часть признаков исчезает, что служит дифференциально-диагностическим критерием различия между различными заболеваниями. В предложенном способе диагностические признаки только изменяются в динамике, имеют удельный вес, т.е. оценены по доле своего вклада в положительный результат, а динамика их изменения во время лечения, определяемая математической зависимостью, свидетельствует о состоянии организм опухоль.

Примеры реализации способа даны по ретроспективным данным историй болезней приведены в табл. 2.

Отрицательный эффект лечения требует корректировки лечения, неопределенный эффект требует дальнейшего наблюдения.

Таким образом предложенный способ позволяет в срок 10-30 дней определить эффективность лучевой терапии неоперабельного рака пищевода и скорректировать план лечения. Повышение информативности и сокращение срока объективной оценки состояния опухолевого процесса в организме обеспечивает выбор необходимых и достаточных диагностических признаков: общеклинических и специфических, определение экспериментально их вклада в общую диагностику, подекадное исследование и математическая обработка по предлагаемой зависимости. Использование способа в клинике НИИ онкологии и радиологии МЗ Узбекистана обеспечивает эффективный контроль за лучевой терапией больных с неоперабельными опухолями пищевода.

Формула изобретения

СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ РАКА ПИЩЕВОДА путем рентгенологического исследования и оценки динамики общеклинических диагностических признаков с последующей их математической обработкой, отличающийся тем, что определяют в течение курса лечения через каждые десять дней динамику диагностических признаков из числа общеклинических: ростовесовой индекс, число дыханий, число сердечных сокращений, суммарное артериальное давление, число эритроцитов, уровень гемоглобина, число лейкоцитов, скорость оседания эритроцитов, уровень общего белка крови и динамику альтернативных диагностических признаков: рентгенографическая оценка степени проходимости пищевода, эндоскопическая оценка степени перекрытия пищевода и дополнительно уровень раково-эмбрионального антигена (РЭА), альфа-фетопротеина (АФП), иммунореактивного инсулина (ИРИ) и площадь метастазов печени, а математическую обработку осуществляют по формуле Kэф (o-t-tп)=

где Kэф (о-t-tп) - величина суммарного коэффициента изменения всех диагностических признаков: о - до лечения, t - в процессе лечения, tп - на десятые, двадцатые и последующие сутки лечения;
i - абсолютное значение i-го диагностического признака;
УДВi - долевой вклад отклонений i-го диагностического признака,
при значении Kэф < Kэфt < Kэфо оценивают лучевую терапию как эффективную, а при значении Kэфt > Kэфо > Kэф - как неэффективную.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что статистически определенные величины удельных диагностических весов соответствуют весоростовый индекс - 1,38, число дыханий - 3,06, число сердечных сокращений - 1,63, артериальное давление суммарное - 0,8, число эритроцитов - 1,3, гемоглобин - 1,97, число лейкоцитов - 4,7, скорость оседания эритроцитов - 11,0, общий белок крови - 1,63, рентгенография пищевода - 9,0, эзофагоскопия - 9,0, уровень РЭА - 33,64, уровень АФП - 14,27, уровень ИРИ - 2,62, площадь метастазов печени - 4,0.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к биологии, ветеринарии, медицине и т.д

Изобретение относится к селькому хозяйству и может быть использовано при диагностике питания растений в процессе выращивания и при контроле качества сельскохозяйственной продукции

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к экспресс-методу оценки качества кормов для с/х животных

Изобретение относится к устройствам для осуществления переноса фракций биополимеров из пористых носителей, например гелевых пластин, на сорбирующие мембраны и может быть использовано в области биологии, молекулярной генетики, медицины и в других подобных областях для получения, с целью тиражирования и последующего анализа, реплик электрофореграмм биополимеров после проведения их электрофоретического разделения на носителе

Изобретение относится к способам извлечения металлов, в частности циркония из растворов минеральных объектов, и может быть использовано для его последующего аналитического определения

Изобретение относится к области ветеринарии , а именно к способам определения скрытого мастита в молоке в период дойки

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерению электрофизических параметров плодов и овощей, и может быть использовано при определении спелости, пригодности к дальнейшему хранению плодов и овощей, содержания в них нитратов и т.д

Изобретение относится к проверке огнезащищенности любых материалов, предназначенных для использования в средствах защиты от воздействия высоких температур, тепловых потоков, открытого пламени
Изобретение относится к ветеринарии и может быть использовано для диагностики заболевания расплода пчел европейским гнильцом

Изобретение относится к области медицинских исследований, фармацевтической промышленности и биотехнологии

Изобретение относится к области экологии, биологии, ветеринарии, санитарной экспертизы
Изобретение относится к средствам маркировки (метки) различных типов жидкостей, в основном для идентификации и защиты от подделок жидких веществ, используемых для употребления живыми организмами, в частности жидких пищевых продуктов, в том числе алкогольных и безалкогольных напитков и вкусовых добавок, косметических средств и лекарственных препаратов

Изобретение относится к различным технологическим процессам и может быть использовано для химического анализа окиси углерода
Наверх