Способ измерения абсолютной угловой скорости вращения основания гироскопа и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в системах инерциального управления объектами. Цель изобретения - повышение точности измерений. В способе, включающем вращение ротора вибрационного гироскопа с частотой и возбуждение автоколебаний ротора, сравнивают частоту атоколебаний fa с частотой генератора опорных импульсов fоп, деленной на n, где n целое число, изменяют скорость приводного вращения вала до обнуления результата сравнения, определяют разность периодов 1/fa и A:(Cn), где C, A- полярный и экваториальный моменты инерции ротора, по разности периодов определяют составляющую абсолютной угловой скорости основания вокруг оси вала, а по разности фазы выходного сигнала генератора опорных импульсов и фазы вращения ротора, умноженной на (nC):A определяют угол поворота основания в инерциальном пространстве вокруг оси вала. 1 ил.

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в системах инерциального управления объектами.

Известен способ измерения абсолютной угловой скорости вращения основания гироскопа, включающий вращение вала роторно-вибрационного гироскопа с частотой , возбуждение автоколебаний ротора, измерение средней величины отклонения ротора и изменения частот его автоколебаний и определение по ним составляющих его угловой скорости по трем взаимно ортогональным осям.

Недостатком известного способа является его малая точность, обусловленная погрешностями из-за вращения основания.

Целью изобретения является повышение точности измерения.

Цель достигается тем, что в известном способе дополнительно генерируют опорные импульсы с эталонной частотой, сравнивают частоты автоколебаний ротора гироскопа с опорной частотой, деленной на n, где n целое число, изменяют скорость вращения вала до уравнивания частоты автоколебаний с опорной частотой, деленной на n, определяют разность периода опорных импульсов и периода, равного где С, А полярный и экваториальный моменты инерции ротора соответственно, и по разности периодов определяют величину проекции абсолютной угловой скорости.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Условие динамической настройки гироскопа в известном способе при вращении основания имеет вид: K+Iук- (+)2 0 (1) где K коэффициент упругости торсионов подвеса ротора; Ixk, Iyk полярный и экваториальный моменты инерции кольца подвеса; скорость вращения вала гироскопа; xo угловая скорость вращения основания вокруг оси вала.

Из условия (1) видно, что угловая скорость xo приводит к погрешностям измерения всех трех взаимно ортогональных составляющих угловой скорости xo, yo, zo, поскольку в упругом подвесе гироскопа возникает нескомпенсированная упругость, коэффициент которой равен Iук- 2+.

В отличие от известного способа в предлагаемом способе информация об угловой скорости вращения основания вокруг оси вала используется для стабилизации угловой скорости вала в инерциальном пространстве, в результате поддерживается условие + xo const (2) Поскольку скорость вала в инерционном пространстве постоянна, то условие (1) выполняется при любой скорости xo, при этом нескомпенсированная упругость не возникает, что и обеспечивает повышение точности измерения взаимно ортогональных составляющих угловой скорости основания.

На чертеже представлено устройство, реализующее предложенный способ, где 1 ротор; 2 кольцо, 3 наружные торсионы; 4 внутренние торсионы; 5 вал, 6 подшипники, 7 основание; 8, 9 датчики угла (ДУ); 10, 11 датчики момента (ДМ), 12 статор приводного двигателя; 13 постоянные магниты (ПМ), 14 считывающая головка (СГ), 15 статический преобразователь (СП), 16 управляемый генератор частоты (УГЧ); 17 генератор опорных импульсов (ГОИ), 18, 19 фазовые дискриминаторы (ФД), 20 делитель; 21, 22 усилитель низкой частоты (УНЧ); 23 усилитель высокой частоты (УВЧ); 24 измеритель разности периодов (ИРП).

Вал 5 (вместе с ротором 1) приведен во вращение со скоростью относительно основания от приводного двигателя, статор 12 которого получает питание с выхода СП15, синхронизированного по частоте от УГЧ 16, ПМ 13, проходя под СГ 14, генерирует в ней импульсы с частотой 10 , которые поступают на первые входы ФД 19 с ИРП 24, на вторые входы которых подан выходной сигнал ГОИ 17, имеющий частоту 10, где o частота вращения вала в инерциальном пространстве вокруг оси Xo (в исходном положении при отсутствии вращения основания o ). В исходном положении входные сигналы ФД 19 взаимно ортогональны (изменяются по зависимостям sin10t, cos10t), в результате выходной сигнал ФД 19 равен нулю. Поскольку частоты 10 и 10 o входных сигналов ИРП 24 равны, то его выходной сигнал, пропорциональный разности периодов и также равен нулю.

Выходной сигнал ДУ 8 через УВЧ 23 поступает на второй вход ДМ 10, что обеспечивает возбуждение резонансных колебаний (автоколебаний) ротора на его собственной частоте и поддержание постоянной амплитуды автоколебаний. Сигнал, имеющий частоту , с выхода УВЧ 23 поступает на первый вход ФД 18, на второй вход которого подан сигнал ГОИ 17, частота 10 o с помощью делителя 20 снижена в 10 раз. Поскольку входные сигналы ФД 18 в исходном положении взаимно ортогональны и их частоты равны то в исходном положении выходной сигнал ФД 18 равен нулю. УГЧ 16, в отсутствие сигнала с выхода ФД 18, генерирует исходную частоту f, необходимую для обеспечения исходной скорости вращения вала.

При вращении основания с угловой скоростью , вокруг оси Хо, параллельной оси вала, изменяется динамическая жесткость подвеса ротора на валу, что приводит к изменению резонансной частоты ротора и соответственно, частоты автоколебаний на величину 1, в результате с выхода ФД 18 на вход УГЧ 16 поступает сигнал, изменяющий частоту f УГЧ и, как следствие, изменяющий частоту СП16 и скорость вращения . Изменение скорости вращения происходит до обнуления 1 и тем самым до обеспечения +xo=o.

Поскольку вал вращается со скоростью =o-xo, то на первый вход ФД 19 поступает сигнал, изменяющийся по закону sin10(o-)t а на второй вход ФД 19 сигнал, изменяющийся по закону cost cos10t. ФД 19 осуществляет перемножение входных сигналов и выделение низкочастотной составляющей произведения, поэтому выходной сигнал ФД 20: Uфд= Ssin10(o-)tcos10t sin10t (3) где S коэффициент пропорциональности, а фигурные скобки означают операцию выделения низкочастотной составляющей произведения.

При углах поворота основания 10 10t 1, sin10 10 из выражения (3) следует Uфд= 10
Таким образом, с выхода ФД 19 получаем информацию об угле поворота основания вокруг оси Хо в инерционном пространстве.

Выходные сигналы СГ 14 и ГОИ 17 поступают также на входы ИРП 24, определяющего разность периодов Т1- Т2 выходных сигналов:
T1-T2= r (4) где r коэффициент пропорциональности ( <<o).

Таким образом, с выхода ИРП 24 получаем информацию об абсолютной угловой скорости вращения основания вокруг оси вала.

При вращении основания с угловыми скоростями , векторы которых расположены в плоскости вращения ротора, с помощью ДУ 8, 9 определяют среднее отклонение ротора относительно основания.

Выходные сигналы ДУ 8, 9 через УНЧ 22, 21 поступают соответственно на ДМ 10, 11, которые прикладывают к ротору 1 моменты, парирующие среднее отклонение ротора. По величине токов с выхода УНИ 22, 21 получаем информацию о величине угловых скоростей .


Формула изобретения

1. Способ измерения абсолютной угловой скорости вращения основания гироскопа, включающий вращение вала роторно-вибрационного гироскопа с частотой , возбужденийе автоколебаний ротора, измерение средней величины отклонения ротора и измерение частот его автоколебаний и определение по ним составляющих его угловой скорости по трем взаимно ортогональным осям, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, генерируют опорные импульсы с эталонной частотой, сравнивают частоты автоколебаний ротора гироскопа с опорной частотой, деленной на n, где n целое число, изменяют скорость вращения вала до уравнивания частоты автоколебаний с опорной частотой, деленной на n, определяют разность периода опорных импульсов и периода, равного где C, A полярный и экваториальный моменты инерции ротора соответственно, и по разности периодов определяют величину проекции абсолютной угловой скорости.

2. Устройство для измерения абсолютной угловой скорости вращения основания гироскопа, содержащее роторно- вибрационный гироскоп, включающий вал, установленный в подшипниках и снабженный электроприводом, ротор, укрепленный на валу с помощью упругого подвеса, статический преобразователь, считывающую головку, при этом ротор гироскопа снабжен двумя датчиками угла и двумя датчиками момента, между которыми включены усилители следящей системы, отличающееся тем, что в него введены размещенные на валу роторно-вибрационного гироскопа против считывающей головки n постоянных магнитов, генератор опорных импульсов, фазовый дискриминатор, управляемый генератор частоты, делитель и измеритель разности периодов, при этом первый выход генератора опорных импульсов через делитель, фазовый дискриминатор, управляемый генератор частоты и статический преобразователь подключен к управляемому входу электропривода вала роторно-вибрационного гироскопа, выход считывающей головки подключен к первому входу измерителя разности периодов, второй вход которого подключен к второму выходу генератораопорных импульсов.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гироскопической технике

Изобретение относится к конструкции датчиков инерциальной информации, основанных на инертных свойствах упругих волн

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть применено в измерителях угла, скорости, в качестве чувствительного элемента (ЧЭ), в которых используется высокодобротный акустический резонатор полусферической формы

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть применено в измерителях угла и угловой скорости

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть применено в измерителях угла и угловой скорости, в качестве чувствительного элемента которых используется высокодобротный акустический резонатор полусферической формы

Изобретение относится к гироскопии и может быть использовано в гироскопах систем инерциального управления объектами

Изобретение относится к гироскопии и может быть использовано в системах инерциального управления

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в системах управления подвижных объектов различного назначения, а также в качестве индикаторов движения объектов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к вибрационным датчикам угловой скорости и датчикам линейного ускорения для инерциальной навигации

Изобретение относится к гироскопии и может быть использовано в системах инерциальной навигации объектов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к области приборостроения, и может найти применение в инерциальных системах подвижных объектов, в автопилотах авиа- и судомоделей и в системах безопасности транспортных средств

Изобретение относится к конструкции чувствительных элементов волновых твердотельных гироскопов, которые используются для определения угловых перемещений в навигационных устройствах самолетов, космических аппаратов, управляемых бурильных головок

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для измерения углов в системах управления
Наверх