Способ автоматической дуговой сварки

 

Использование: для сварки неплавящимся электродом преимущественно тонкостенных конструкций. Способ автоматической дуговой сварки по замкнутой траектории неплавящимся электродом с отогнутым рабочим концом, при котором электроду придают вращательное движение по окружности и выбирают его такого направления, чтобы оно совпадало с направлением сварки или с направлением перемещения электрода по замкнутой траектории, а частоту вращения электрода выбирают из уравнения: = (0,50,75) Vсв/Rк, где Vсв - линейная скорость сварки /мм/с/; Rк - эксцентриситет рабочего конца электрода /мм/; - частота вращения электрода /1/с/. 5 ил.

Изобретение относится к области сварки неплавящимся электродом преимущественно тонколистовых конструкций с замкнутой траекторией сварного шва, например панелей, свариваемых с силовым каркасом конструкции летательного аппарата.

Известен способ дуговой сварки в среде защитных газов с помощью неплавящегося электрода, заточенного на конус (1).

Недостатком этого способа является низкая технологическая возможность варьирования угла наклона дуги к поверхности изделия.2 Наиболее близким к предложенному является способ автоматической дуговой сварки по замкнутой траектории сварного шва неплавящимся электродом с отогнутым рабочим концом, при котором электроду придают вращательное движение по окружности (2).

Однако при сварке по замкнутой траектории панельных тонколистовых конструкций из-за неодинаковых условий теплоотвода в изделие (каркас) и панель не всегда удается обеспечить стабильное качество сварки в зонах резкого изменения траектории шва.

Предложенное технического решение направлено на улучшение качества шва за счет использования поперечной асимметрии теплового поля вращающейся дуги, возникающей при определенных соотношениях скорости вращения и поступательного перемещения электрода.

Способ автоматической дуговой сварки заключается в том, что направление вращения электрода выбирают совпадающим с направлением сварки (с направлением перемещения по замкнутой траектории), а частоту вращения электрода определяют по уравнению: где: Vсв линейная скорость сварки (мм/с); Rк эксцентриситет рабочего конца электрода (мм); частота вращения электрода (1/e).

На фиг. 1 показан топливный бак-центроплан сверхзвукового самолета, плоские и криволинейные панели которого собраны и сварены с каркасом встык по замкнутой траектории. На фиг. 2 показан вид на одну из панелей в плане с указанием зон ограниченного теплоотвода. На фиг. 3 показана в плане траектория перемещения рабочего конца электрода при сварке. На фиг. 4 показаны благоприятные варианты сочетаний направления вращения и перемещения электрода по замкнутой траектории. На фиг. 5 показаны неблагоприятные варианты сочетаний направления вращения и перемещения электрода по замкнутой траектории.

Каркасно-панельная конструкция топливных баков-отсеков и цельносварных агрегатов самолета становится наиболее эффективной по весовым и эксплуатационным характеристикам при сборке и сварке панелей с каркасом встык по замкнутой траектории фиг. 1.

Однако в местах резкого изменения направления траектории шва (в радиусах округления углов) условия теплоотвода в изделие (в каркас и панель) не одинаковы. Чем меньше радиус округления углов у панели, тем больше вероятность перегрева кромки панели и образования прожога при сварке.

При одинаковых радиусах в острых углах (менее 90o, фиг. 2, зона А) условия теплоотвода в панель хуже, чем в прямых углах (=90o, фиг. 2, зона В), а в прямых углах хуже, чем в тупых (более 90o, фиг. 2, зона С).

Различные условия теплоотвода в изделие (в каркас и панель) способствуют образованию прожогов при сварке на постоянном режиме и ухудшению качества шва.

Для снижения влияния асимметрии теплоотвода в изделие на качество сварки в описываемом способе используется асимметрия теплового поля вращающейся дуги, которая возникает при определенных соотношениях скорости вращения и поступательного перемещения электрода.

Траектория перемещения рабочего конца электрода при сварке в описываемом способе представляет циклойду фиг. 3, форма которой (траектория "полуволн") и количество тепловой энергии дуги, вводимое в изделие, зависит от соотношения скорости сварки Vсв, скорости вращения w и величины эксцентриситета рабочего конца электрода Rк.

Увеличение w при неизменных Vсв и Rк приводит к увеличению t2 и уменьшению t1, т. е. к уменьшению площади охватываемой отрицательной (условно "более холодной") полуволной циклойды и уменьшению прогрева дугой этой кромки стыка. Поперечная асимметрия теплового поля дуги в этом случае увеличивается.

Увеличение w при неизменных Vсв и Rк приведет к уменьшению t2, увеличению t1 и как следствие к уменьшению и даже исключению поперечной асимметрии теплового поля дуги.

Оптимальные значения указанных параметров для решения поставленной задачи можно определить по формуле: Из построений циклойды фиг. 3 при различных значениях коэффициентов видно, что если то сварочная дуга пересекает ось шва через равные промежутки времени и длины (с равномерным шагом t1 t2).

Уменьшение коэффициента менее 0,5 приводит к неравномерному шагу (t1>t2) и чрезмерной, не приемлемой для целей сварки асимметрии теплового поля дуги.

При t2 становится равным нулю (t2 0), и сварочная дуга пересекает ось шва дважды в одной и той же точке.

Дальнейшее увеличение коэффициента приводит к многократным пересечениям траектории ("полуволн") циклойды и выравниванию теплового поля дуги в поперечном направлении, что является также не приемлемым для решения поставленной задачи.

Таким образом, оптимальным является значение коэффициента, лежащее в пределе от 0,5 до 0,75.

Следует отметить, что правильный выбор параметров движения дуги по указанному выражению не всегда является достаточным. Для эффективного использования асимметрии теплового поля вращающейся дуге необходимо определенное сочетание направлений вращения электрода и его перемещения по траектории свариваемого шва.

Условно принимаем, что вращение электрода и его перемещенные по контуру по часовой стрелке является положительным со знаком "+", а против часовой стрелки отрицательным со знаком "-".

Из анализа схем, показанных на фиг. 4 и 5, видно, что "более холодная" полуволна циклойды будет располагаться на кромке панели (благоприятный вариант) только при совпадении направлений вращения и перемещения электрода, т. е. когда направления вращения и перемещения положительны или отрицательны (имеют одинаковые знаки). Если направления вращения и перемещения электрода имеют разные знаки, то "более холодная" полуволна циклойды будет располагаться на кромке каркаса, имеющей более интенсивный теплоотвод в изделие. В этом случае недогрев "более холодной" кромки каркаса фиг. 5 потребует увеличения тепловложения в изделие, что, в свою очередь, приведет к перегреву кромки панели и образованию прожога при сварке.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки 1. Авт. свид. СССР N 589102, кл. В 23 К 35/02, с приоритетом от 13.09.76.

2. Авт. свид. СССР N 616083, кл. В 23 К 9/16, с приоритетом от 29.04.79 (прототип).

Формула изобретения

Способ автоматической дуговой сварки по замкнутой траектории неплавящимся электродом с отогнутым рабочим концом, при котором электроду придают вращательное движение по окружности, отличающийся тем, что направление вращения электрода выбирают совпадающим с направлением сварки или с направлением перемещения электрода по замкнутой траектории, а частоту вращения электрода определяют по формуле
где Vсв линейная скорость сварки, мм/с;
Rк эксцентриситет рабочего конца электрода, мм;
-- частота вращения электрода, 1/с.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано при дуговой сварке в среде защитных газов электродом конструкций из сталей средних толщин от 4 до 10 мм, соединения которых формируются на весу и в различных пространственных положениях, например при сварке потолочных швов, неповоротных стыков трубопроводов и т.п
Изобретение относится к способам исправления литейных дефектов отливок, преимущественно из магниевых и алюминиевых сплавов, и может найти применение в литейном производстве различных отраслях промышленности

Изобретение относится к автоматической сварке неплавящимся электродом в защитных газах, преимущественно с многослойным заполнением узких (щелевых) разделок кромок, и может быть использовано в различных областях машиностроения и строительства при изготовлении конструкций из высокопрочных сталей, титановых и алюминиевых сплавов

Изобретение относится к электросварке, в частности к конструкции горелок для аргонно-дуговой сварки, и может быть использовано в отраслях промышленности, изготавливающих продукцию из черных и цветных металлов и их сплавов

Изобретение относится к дуговой сварке, в частности к горелкам для дуговой сварки в среде защитных газов, и может быть использовано в энергетике и различных отраслях промышленности и строительства

Изобретение относится к плазменно-дуговой горелке, в частности к электроду для использования в плазменно-дуговой горелке

Изобретение относится к способу сварки, преимущественно для сварки тонколистовых материалов

Изобретение относится к устройству для сварки тонких листов, перемещаемых под неподвижной водоохлаждающей сварочной головкой, в частности для сварки кромок, проходящих в продольном направлении металлической ленты, формуемой в трубку в среде защитного газа, с помощью одного или нескольких плавящихся электродов, расположенных в сварочной головке, в которой каждый электрод закреплен посредством электродной цанги в корпусе горелки, а электродная цанга удерживается посредством держателя цанги в корпусе горелки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сварочном производстве

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в сварочном производстве
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в сварочном производстве

Изобретение относится к дуговой сварке неплавящимся электродом и может быть использовано в различных отраслях машиностроения при изготовлении ответственных конструкций средней и повышенной толщины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сварочном производстве

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сварочном производстве

Изобретение относится к дуговой сварке вольфрамовым металлокерамическим электродом в среде защитных газов
Наверх