Шариковая планетарная передача

 

Изобретение относится к машиностроению. С целью повышения долговечности и точности передачи путем выборки бокового зазора в зацеплении сателлитов-шариков 8 с периодическими боевыми дорожками дисков 6, 7 и 13, 14. Корпус 11 и крышка 12 имеют возможность поворота относительно друг друга в небольших пределах, который регулируется с помощью устройства 15. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин и механизмов в качестве редуцируемого узла. Известны планетарные шаровые передачи содержащие корпус, крышку, ведущий и неподвижный диск с замкнутыми беговыми дорожками, сепаратор с радиально расположенными пазами и шарики.

Недостатком таких передач является и низкая нагрузочная способность и недостаточная точность при многорядном исполнении.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой передаче является планетарная передача, содержащая установленные с возможностью вращения на эксцентриках два ведущих диска, водило в виде соединенных между собой дисков с радиальными прорезями, два крайних жестко соединенных между собой диска с одинаковыми периодическими дорожками и сателлиты шарики.

Недостатком такой передачи, принятой за прототип, является неравномерное распределение нагрузки между отдельными рядами шариков, что снижает ее долговечность, а также невысокая точность передачи особенно при ее реверсивной работе. Указанные недостатки обусловлены тем, что крайние диски с беговыми дорожками жестко соединены между собой через корпус и, в силу имеющих место погрешностей, оказываются повернутыми друг относительно друга.

Целью настоящего изобретения является повышение долговечности передачи и ее точности.

Указанные цели достигаются тем, что в шаровой планетарной передаче, состоящей из двух и более рядов, каждый из которых содержит два крайних диска, имеющих на обращенных друг к другу торцовых поверхностях замкнутые беговые дорожки, промежуточный диск-водило с радиальными прорезями и шарики, размещенные в прорезях водила и взаимодействующие с беговыми дорожками крайних дисков, согласно изобретению, заторможенные диски второго и каждого последующего ряда связаны с корпусом передачи посредством резьбового или клинового механизмов, обеспечивающих их поворот относительно диска первого ряда.

При повороте каждого последующего (после первого) диска с замкнутой беговой дорожкой навстречу вращению ведущего вала в процессе сборки передачи выбираются зазоры и создается предварительный натяг в зацеплениях всех рядов. Этот натяг обеспечивает передачу нагрузки при работе передачи каждым планетарным рядом.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен общий вид двухрядной шариковой планетарной передачи, на фиг.2 клиновой механизм относительного поворота, на фиг.3 резьбовой механизм относительного поворота.

Передача содержит (фиг.1) неподвижно установленные на ведущем валу 1 два повернутых на 180o эксцентрика 2,3, на которые насажаны подшипники 4,5 с установленными на них ведущими дисками 6,7 с беговыми дорожками под шарики 8, водило 9 с радиальными прорезями под шарики, связанное с ведомым валом 10, неподвижно установленные на корпусе 11 и крышке 12 диски 13, 14 с многопериодичными дорожками, и механизм 15 поворота крышки 12 относительно корпуса 11.

Клиновый механизм относительно поворота (фиг.2) содержит неподвижно укрепленный на корпусе 11 двухсторонний клин 16 и регулировочные винты 17,18, находящиеся в резьбовых отверстиях крышки 12.

Резьбовой механизм относительного поворота (фиг.3) содержит пластины 19,29, жестко связанные соответственно с корпусом 11 и крышкой 12 и регулировочный винт 21.

Работает передача следующим образом. При вращении ведущего вала (фиг.1) и связанных с ним эксцентриков 2,3 получают возвратно-поступательное перемещение сателлиты-шарики 8 в радиальных прорезях водила 9. При этом сателлиты 8 перемещаются по периодическим дорожкам неподвижных в данном случае дисков 13,14, увлекая при этом во вращательное движение водило 9, а вместе с ним и ведомый вал 10. Корпус 11 и крышка 12 имеют возможность поворота друг относительно друга в небольших пределах, который регулируется с помощью устройства 15.

Из представленных на фиг.2 и фиг.3 двух вариантов относительного поворота заторможенных дисков 13,14 первого и второго планетарных рядов видно, что поворот крышки 12 с диском 14 производится вращением соответствующих винтов 17,18 (фиг.2) или 21 (фиг.3).

При жестком соединении крышки и корпуса передачи (как в прототипе) наиболее нагруженным является первый ряд редуктора, второй же передает нагрузку в несколько раз меньшую, что естественно снижает долговечность редуктора в целом. Кроме этого при повышенных требованиях к точности из-за наличия зазоров не удается устранить люфты в зацеплении.

При повороте многопериодичной дорожки второго планетарного ряда относительно многопериодичной дорожки первого ряда удается примерно в одинаковой степени нагрузить разные планетарные ряды и выбрать зазоры в зацеплении, что ведет к снижению сил, действующих на каждый шаровой сателлит, а следовательно, к повышению долговечности и точности передачи.

Формула изобретения

Шариковая планетарная передача, содержащая корпус и размещенные в нем по меньшей мере два ряда, каждый из которых включает ведущий и заторможенный диски, имеющие на обращенных одна к другой торцовых поверхностях замкнутые периодические беговые дорожки, промежуточное водило с прорезями и размещенные в последних шарики для взаимодействия с беговыми дорожками, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, точности передачи путем выборки бокового зазора в зацеплении, заторможенные диски связаны с корпусом с возможностью их относительного поворота с помощью винтового или клинового механизма с последующей фиксацией.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящих моментов с регулируемой частотой вращения

Изобретение относится к машиностроению для использования в приводах машин с большой осевой силой сопротивления движению рабочего органа, например в приводах сверлильных /рельсосверлильных/ станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных, тяжелонагруженных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение для передачи вращения с редуцированием между перекрывающимися валами в случаях, когда необходима передача большого момента при высоком КПД и динамической жесткости, например, в мехатронных системах автоматического управления и регулирования

Изобретение относится к электромеханике, преимущественно к области двухскоростного электропривода

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин и может быть использовано при проектировании конических и гипоидных передач

Изобретение относится к машиностроению, а именно к редукторам, передающим большую мощность в течение длительного времени

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных и других зубчатых передачах для регулировки взаимного положения элементов в зацеплении при их сборке, ремонте и эксплуатации

Изобретение относится к электромеханике, преимущественно к области двухскоростного электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх