Способ диагностики постнатальной цитометаловирусной и токсоплазменной инфекции

 

Использование: для иммунологической диагностики постнатальной цитомегаловирусной и токсоплазменной инфекции. Сущность изобретения: у детей от серопозитивных матерей в динамике первого полугодия жизни несколько раз определяют наличие антител против возбудителей (токсоплазм и цитомегаловируса), и при снижении титра антител вплоть до исчезновения исключают внутриутробное инфицирование, а при появлении серопозитивности в последующие возрастные периоды прогнозируют соответствующую постнательную инфекцию. Способ позволяет значительно снизить гипердиагностику, может широко использоваться в педиатрических поликлиниках и стационарах. Цель изобретения - повышение точности способа за счет исключения внутриутробного заражения.

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии, и может быть использовано для иммунологического пpогноза постнатальной токсоплазменной и цитомегаловирусной инфекции.

При диагностике токсоплазмоза и цитомегалии у детей раннего возраста закономерно возникает необходимость дифференциации внутриутробной и постнатальной инфекции. При этом в клинической практике превалирует гипердиагностика внутриутробных инфекций, которая базируется на выявляемой у детей первых месяцев жизни серопозитивности, обусловленной, как правило, присутствием в их крови материнских антител. Указанная ситуация не носит исключительного характера, поскольку отмечается очень высокий процент обнаружения противотоксоплазменных и противоцитомегаловирусных антител у женщин репродуктивного возраста: по нашим данным, соответственно 46,3 и 93,7% (Вольф В. Е. Левкович М.А. "К вопросу о риске внутриутробного инфицирования цитомегаловирусами и токсоплазмами"// В сб. "Тезисы докладов I съезда иммунологов России", Новосибирск, 1992 г. стр.91). В этой связи прогнозирование постнатального инфицирования токсоплазмами и цитомегаловирусами должно базироваться на достоверном исключении внутриутробной инфекции.

Известен способ диагностики внутриутробной инфекции, когда при 4-кратном и более превышении титров антител против вирусных и др. антигенов в сыворотке крови новорожденного по отношению к титрам антител в крови матери диагностируют внутриутробную инфекцию (а.с. N 1316679 "Способ диагностики внутриутробной инфекции").

Однако, во-первых, информативность этого способа зависит от способности иммунной системы плода и новорожденного к активному иммунному ответу, который может быть ингибирован воздействием, например, внутриутробной гипоксии различного генеза (В.Е.Вольф, "Становление иммунитета в катамнезе у детей, перенесших перинатальную гипоксию, постнатальный сепсис", I Всесоюзный иммунологический съезд (Сочи, 1989. тезисы докладов, т.II, стр. 184) и, таким образом, отсутствие выраженного специфического иммунного ответа не исключает наличия возбудителя в организме и возможность манифестации инфекции на этапах онтогенеза. Во-вторых, заражение плода на ранних сроках гестации может не проявляться специфическим иммунным ответом в периоде новорожденности (Britt W. J. Vugler L.S. "Antiviral Antibody Responses in Mothers and their newborn infants with clinical, and subclinical congenital cytomegalovirus infections// J.Infec. Dis, 1990, v.161, N 2, p 214-219).

Из этого следует, что не 4-кратное, а и менее выраженное отличие уровня антител в крови матери и новорожденного может свидетельствовать о внутриутробной инфекции. Таким образом, использование данного способа не обеспечивает точности диагностики или исключения внутриутробной инфекции, особенно с учетом того, что процент серопозитивности у новорожденных существенно превышает частоту манифестации внутриутробной инфекции (Кейт Л.Г. Бергер Г.С. Эдельман Д. А. в кн. "Репродуктивное здоровье", т.2 "Редкие инфекции", М. Медицина, 1988 г. стр.254).

Задача изобретения повышение точности способа за счет исключения случаев внутриутробного заражения.

Задача решается тем, что у детей от серопозитивных матерей в динамике первого полугодия жизни несколько раз определяют наличие антител против возбудителя (токсоплазм и цитомегаловируса) и при снижении титра антител вплоть до исчезновения исключают внутриутробное инфицирование, а при появлении серопозитивности в последующие возрастные периоды прогнозируют соответствующую постнатальную инфекцию.

Способ осуществляется следующим образом. У детей от серопозитивных матерей осуществляется забор крови из вены в объеме 3-4 мл в разные сроки жизни: при рождении, в 1, 2-3, 5-6, 12-18 месяцев. В образцах сыворотки определяют любым методом иммуноферментного анализа (Van Wecmen and Schuurs, 1971), а в наших исследованиях при помощи лабораторного комплекса "Abbott" (США) и диагностических наборов к нему, наличие специфических антител против возбудителей (токсоплазмоз и цитомегаловируса), и, если в первые 6 месяцев жизни титр антител снижается, вплоть до исчезновения, исключают внутриутробное инфицирование; в случае появления серопозитивности в последующие возрастные периоды, устанавливаемой при обследовании по клиническим показаниям, прогнозируют соответствующую постнатальную инфекцию.

Необходимость динамического обследования именно в первые полгода жизни обусловлена своеобразием иммуноглобулинового профиля сыворотки крови детей, заключающегося в том, что с рождения большую долю иммуноглобулина G составляют иммуноглобулины материнского происхождения с постепенным снижением их количества до полного исчезновения к концу первого полугодия жизни, тоже самое происходит и со специфическими антителами. Поэтому, если специфические антитела, выявляемые у ребенка после рождения, исчезают к 6 месяцам жизни, это свидетельствует об отсутствии внутриутробного заражения и данные антитела являлись материнскими. Появление специфических антител после 6 месяцев жизни ребенка говорит о постнатальном его заражении соответствующей инфекцией.

Пример 1. Ребенок Д-в, в возрасте 1 месяц поступил в отделение патологии новорожденных с диагнозом: перинатальная гипоксически-травматическая энцефалопатия, конъюгационная желтуха. При обследовании на основании положительных результатов РСК у матери и ребенка был заподозрен внутриутробный токсоплазмоз. В этой связи оба были обследованы методом ИФА (иммуноферментного анализа) на наличие в крови противотоксоплазменных антител IgG и IgM - принадлежности: уровень ТОХО IgG-антител у матери был равен 50,4 МЕ/мл, у ребенка 14 МЕ/мл, при отсутствии у обоих ТОХО IgM антител. Эти результаты давали основание исключить наличие у ребенка острого токсоплазменного инфицирования и предположить, что серопозитивность у него по ТОХО IgG антителам и положительному результату РСК обусловлена присутствием в кроки этих антител материнского происхождения. Через 2 месяца было проведено повторное обследование ребенка методом РСК и ИФА с получением отрицательных результатов, на основании которых был полностью исключен диагноз внутриутробного токсоплазмоза. В последующие возрастные периоды отклонений в психофизическом развитии ребенка не отмечалось.

Пример 2. Ребенок К-ва, рожден от матери, серопозитивной по противотоксоплазменным антителам; серопозитивность установлена после родов. В первые полгода жизни по поводу гидроцефально-гипертензионного синдрома трижды обследован на токсоплазмоз, причем противотоксоплазменные антитела выявлялись в 1,5 и 3,5 месяца с уменьшением титра и исчезновением к 6-месячному возрасту. На основании этого исключили диагноз врожденного токсоплазмоза. До 3-х лет имела место положительная динамика психофизического развития. В 3 года в связи с периодически отмечаемым субфебрилитетом, снижением остроты зрения ребенок был обследован методом ИФА на наличие ТОХО-IgG и ТОХО-IgM антител. При этом были обнаружены антитела обоих классов и поставлен диагноз: острый токсоплазмоз, постнатальный. Назначена и проведена терапия против токсоплазмоза с клиническим эффектом.

Пример 3. Ребенок Г-й, 11 месяцев, был переведен из другого стационара с диагнозом: внутриутробная цитомегаловирусная инфекция. Данный диагноз был поставлен на основании клинической картины (гипертензионно-гидроцефальный синдром, сопутствующая пневмония) и обнаружении в крови ребенка методом МФА противоцитомегаловирусных антител IgG и IgM-принадлежности и анти-ЦВМ IgG-антител у матери. Однако в первые полгода жизни ребенок находился под наблюдением и неоднократно обследовался на наличие в крови противоцитомегаловирусных антител в связи с тем, что беременность у матери протекала на фоне серопозитивности по противоцитомегаловирусным антителам, а после рождения у ребенка имели место проявления перинатальной гипоксически-травматической энцефалопатии. При динамическом обследовании к 6 месяцам противоцитомегаловирусные антитела перестали обнаруживаться. Таким образом, сероконверсия в 11 месяцев, т.е. зарегистрированное появление противоцитомегаловирусных АТ в крови ребенка, было обусловлено не манифестацией внутриутробной инфекции, а свежим инфицированием в постнатальном периоде.

Способ обладает очевидными преимуществами по сравнению с известными: повышением точности диагностики и прогнозирования постнатальной инфекции; позволяет исключить внутриутробную инфекцию и тем самым снизить гипердиагностику; может широко использоваться в поликлинических условиях и детских стационарах.

Способ широко апробирован в педиатрических клиниках РНИИАП и показал высокую эффективность.

Формула изобретения

Способ диагностики постнатальной цитомегаловирусной и токсоплазменной инфекции путем определения в крови детей от серопозитивных матерей специфических антител, отличающийся тем, что у детей несколько раз определяют наличие антител против токсоплазм и цитомегаловируса и, если в первые 6 месяцев жизни титр антител снижается вплоть до исчезновения, а в последующие месяцы жизни вновь появляются специфические антитела, диагностируют соответствующую постнатальную инфекцию.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, точнее к гинекологии, и может найти применение для прогнозирования эффективности санаторно-курортного лечения
Изобретение относится к медицине, а именно биомембранологии, и может быть использовано для тестирования мембранотоксичных ксенобиотиков в эксперименте

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для диагностики ранних отклонений в иммунном статусе новорожденных

Изобретение относится к области биотехнологии, а именно к методам иммунохимического определения гаптенов (ксенобиотиков) в образцах биологического происхождения и объектах окружающей среды, и может быть использовано для выявления высокоаффинных поли- и моноклональных антител к водонерастворимым гаптенам

Изобретение относится к устройству для автоматического проведения иммуноанализа за несколько последовательных этапов по меньшей мере, одного биологического вещества из множества биологических образцов, а также к способу и реактивам для использования указанного прибора

Изобретение относится к анализам и, в частности к катализируемому осаждению репортера через активированный конъюгат для усиления детектируемого сигнала, вследствие чего улучшается детекция и/или количество аналита в образце

Изобретение относится к анализам и, в частности к катализируемому осаждению репортера через активированный конъюгат для усиления детектируемого сигнала, вследствие чего улучшается детекция и/или количество аналита в образце

Изобретение относится к области медицины, медицинской техники, ветеринарии, экологии и может быть использовано для определения биологически активных веществ в любых биологических жидкостях, окружающей среде, пищевых продуктах, в частности в диагностике вирусных, бактериальных, паразитарных и соматических заболеваний, а также для контроля эффективности лечения
Изобретение относится к медицине, а именно к детской хирургии и клинической иммунологии, и может быть использовано для диагностики спаечной болезни брюшины у детей, оперированных по поводу острого аппендицита

Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и может быть использовано для оценки состояния иммунной системы беременной женщины

Изобретение относится к медицине, а именно к урологии, и может быть использовано для диагностики хронического простатита
Наверх