Термодинамический турбореактивный двигатель

 

Использование: в двигателестроении. Сущность изобретения: взрывная камера двигателя выполнена с окнами, в ней установлены форсунка, снабженная электрической дугой, и двухступенчатая турбина. 2 ил.

Изобретение относится к двигателям. Известны турбореактивные двигатели ТВД, ТРД, ТРДД, работающие на керосине [1,2] Двигатель Р11-300 [3] содержит двухступенчатый компрессор, камеру сгорания, двухступенчатую осевую газовую турбину, форсажную камеру, регулируемое сопло.

Общие детали схем перечисленных двигателей это наличие компрессора, камеры сгорания, турбины, форсажной камеры, реактивного сопла. Топливом для указанных двигателей служит горючее, получаемое из нефти.

Наиболее близким к предлагаемому двигателю по технической сущности является магнитно-компрессорный двигатель, содержащий комбинированный компрессор, создающий поток воздуха в первом и втором контурах двигателя, в качестве топлива, в котором используется жидкий водород и воздуховодородная смесь [4] Недостатком данного двигателя является сложность конструкции, большой вес, высокая взрывоопасность из-за избытка водорода.

Целью изобретения является обеспечение работы двигателя на жидком атмосферном воздухе взамен топлива из нефтепродуктов и в связи с этим упрощение конструкции двигателя, устранение явления помпажа, улучшение приемистости, экономичности двигателя, надежность и полная безвредность для окружающей среды.

Это достигается тем, что двигатель содержит взрывную камеру с форсунками для впрыска воздуха, оборудованными системой горения электрической дуги и ее поддержания в процессе работы двигателя, сопла, способного регулировать газовый поток на всех режимах.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена принципиальная схема двигателя; на фиг. 2 вид А-А на фиг.1.

В предлагаемом двигателе форсунки впрыска жидкого воздуха 2 вмонтированной в них системой горения электрической дуги установлены на корпусе двигателя 1 с выходом впрыскивающей части во взрывную камеру, имеющую яйцеобразную взрывную камеру с окнами 5 в стенках для выхода газов и с турбиной высокого 3 и низкого 4 давления в конце по диаметру камеры с крестообразными опорами для валов турбин 7. Газоотводный канал 6 образован внутренней стороной стенки двигателя и стенкой взрывной камеры 1. Взрывная камера одним своим концом сливается с оболочкой двигателя, а другим, в виде четырех опор, упирается на внутреннюю поверхность стенки двигателя, образуя ими выходную камеру и сверхзвуковое сопло Коробка механизмов 9 крепится на задней крестообразной опоре вала турбины 4 низкого давления. Вал привода агрегатов 10 выходит из коробки механизмов 9, проходит через стенку двигателя и подходит к коробке агрегатов 11, установленной с внешней стороны двигателя. Вместе с коробкой агрегатов 11 установлены генераторы 12 и 13, которые проводами соединены с аккумуляторами 15 и дополнительными источниками питания 14. Преобразователи тока и напряжения 16 также установлены на наружной стенке двигателя вместе с генераторами и коробкой агрегатов.

В основу работы двигателя положено свойство взрывообразного расширения жидкого воздуха под действием высокой температуры. Один объем жидкого воздуха при переходе в газообразное состояние с температурой ОoС увеличивается в 750 раз. При дальнейшем нагреве объем продолжает увеличиваться. Если этот процесс происходит в закрытом объеме, то в результате такого преобразования повышается давления внутри данного объема. При наличии отверстия происходит реактивное истечение газа. В двигателе роль объема играет взрывная камера 1, в которую при работе через форсунки 2 подается жидкий воздух. Форсунки 2 оборудованы системой горения электрической дуги. Температурные параметры дуги следующие: 32000 К в ядре дуги, 20000 К в средней зоне, 2000 К на периферии. Жидкий воздух подается насосами из бака в форсунку, попадая в зону высокой температуры взрывообразно переходит из жидкого состояния в газообразное, нагреваясь при этом до температуры около 15000oС. От турбин 3 и 4 вращение через вал 7 передается коробке механизмов 9, а оттуда через вал привода 10 к коробке агрегатов 11 и генераторам переменного тока 12 и постоянного тока 13. Генератор переменного тока 12 питает энергией агрегаты летательного аппарата, а генератор постоянного тока 13 служит для питания электрической энергией дополнительного источника питания электрической дуги через преобразователь 16.

Запуск двигателя может производиться как от внешних источников тока, так и от аккумуляторов. Регулировка тяги производится соплом.

Исходные данные.

Топливо жидкий воздух, удельный вес 996,65 кг/м3 температура Т1 196oС Удельная теплота парообразования от -196 до ОoС 49,07 кал/г.

Удельная теплота нагрева воздуха от О до 1500oС 0,2364 кал/г.

Удельная теплоемкость Сp при Т 1500oС 1,2347 кДж/кг Сопротивление жидкого воздуха R 1013 кОм.

Внутренняя энергия воздуха q при Т2 1500oС равна 1461,04 кДж/кг.

Из условия горения электрической дуги в турбулентном потоке выбираются параметры дуги: ток I 120 А; напряжение U 27 В. Газовая постоянная R 28,97.

Жидкий воздух через форсунки, оборудованные системой розжига и горения электрической дуги, попадает во взрывную камеру.

Объем взрывной камеры двигателя 0,5 м3.

Отношение объемов взрывной камеры и газоотводного канала 1:1. Расход жидкого воздуха через форсунку 10 см3/с. Сопло сверхзвуковое с полным расширением Пр.с R2/R1. Степень расширения газа на турбине высокого давления равна Пт.в 2,65. (Для доказательства работоспособности двигателя сделан данный расчет: приемлемо, что в зоне дуги воздух нагревается всего лишь до температуры 1500oС, что равно 5% КПД дуги).

Падение температуры на турбине высокого давления 1,5; степень расширения на турбине низкого давления Пт.в 2,48; Падение температуры на турбине низкого давления 1,17. Отношение расходов газа через турбину и газоотводный канал 1/10. При попадании в зону в электрической дуги через жидкий воздух пройдет электрический ток, равный 120 А. За время, равное 1 с, по формуле определяется количество теплоты Q Q I2Rt (1) Q 1202110131 1,44o1013 ккал.

Для нагрева воздуха от температуры -196oС до температуры 0oС необходимо затратить 49,07 кал/г, от температуры ОoС до температуры 1500oС 1,2347 кал/г. Суммарный расход тепла на нагрев 1 см3 жидкого воздуха, который по весу приблизительно равен 1 г, составит Q Q1 + Q2, (2) где Q1- расход тепла на нагрев от -196 до ОoС Q2 расход тепла на нагрев от О до 1500oС
49,07196 + 1,23471500 11467,81 кал/г 11,47 ккал/г10 11,47 ккал/г.

При сравнении результатов уравнения 1 и 2 видно, что количество тепла, выделяемое в дуге, значительно выше потребного. При нагреве от -196 до 0oС воздух расширяется в 750 раз; от 0 до 1500oС воздух расширяется в 1228 раз, то есть 10 см3 жидкого воздуха займет объем, равный: 750122810 921 м3. Так как объем взрывной камеры 0,5 м3 и отводящего канала 0,5 м3, то мгновенное давление в них возрастет до 9,21 кг/см2.

При этом плотность воздуха составит
, 2= 2,098 кг/см3
где Р2 давление газа после дуги 9,21 кг/см3
Т2 температура газа после дуги 1500oС
Rг 29,27 газовая постоянная
Взрывная камера заканчивается входом в двухступенчатую турбину. Соотношение выходных сечений взрывной камеры и газоотводного канала из принятых размеров равно 1:317. Поэтому расход газа через камеру будет в 3,17 раза меньше чем через канал. При этом скорость газа в газоотводном канале Сг.к(з) будет равна
,
где Мг.к 0,5; Кг 1,265. Скорость истечения газа через турбину при принятом расходе составит

где Мг.т. 0,1
Степень расширения газа на турбине высокого давления составит
Р3 Рг.к (2)1/Пт 9,211/2,65 3,47 кг/см2
Температура газа после турбины высокого давления составит:
Т3 Тг.к.г.к1/5) 1200oС
Степень расширения газа на турбине низкого давления Р4 1,4 кг/см3.

Температура T4 после турбины низкого давления составит 1129oС.

Так как коэффициент избытка воздуха равен 1, Кг 1,285, С2 64,5 м/с
Поскольку основная масса газа проходит через газоотводный канал (2/3 общего количества) и ее скорость равна 369 м/с, то соединение ее с массой имеющей меньшую скорость снизит общую скорость потока. Но конструктивно выход газового потока из турбины выполнен таким образом, что газовый поток из канала обтекает его, то есть создается эффект эжектирования (подсасывания потока из турбины). Поэтому резкого замедления потока газа не будет, соединение потоков происходит ламинарно.

Статическое давление воздуха перед соплом составит
P5г.к/Тт) Кг/(Кг-1) 7,69 кг/см2
где Кг 1,275
Удельный вес газа перед соплом (плотность газа)

где Т5 (2/3Т2 + 1/3Т4) 1376oС
Удельная тяга двигателя составит
Rуд.общ 1/(m+1)[(1-g)C3Vн]/g 19,52 кгс/кг
где g 0,01 кг,
коэффициент контурности 3,17
Vн 0

где Кг 1,275; Пр.с 7,69
Как видно из приведенного расчета, при незначительном расходе двигатель создает тягу.

Термодинамический турбореактивный двигатель по сравнению с базовым благодаря отсутствию в предложенной конструкции компрессора позволяет повысить надежность летательных аппаратов, упростить конструкцию и ведет к уменьшению веса, что очень важно в самолетостроении. Использование в качестве топлива жидкого воздуха делает двигатель безвредным для окружающей среды, более экономичным и перспективным по сравнению с использованием топлива из нефтепродуктов. Применение в конструкции двигателя дополнительного источника питания, соединенного через преобразователь с генератором постоянного тока с турбиной, позволяет увеличить ресурс работы двигателя.


Формула изобретения

Термодинамический турбореактивный двигатель, содержащий взрывную камеру с расположенными на ее входе форсунками и турбиной, источник питания и реактивное сопло, отличающийся тем, что форсунки снабжены электрической дугой, взрывная камера оборудована окнами, турбина выполнена двухступенчатой и соединена с генераторами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Двигатель // 2080469
Изобретение относится к области энергетических установок, в частности к двигателям, преобразующим вращательный поток газа в тяговое усилие, и может быть использовано во многих областях народного хозяйства

Изобретение относится к летательным аппаратам, в частности к гиперзвуковым самолетам, снабженным тепловой защитой конструкции и бортового оборудования и силовыми установками, обеспечивающими гиперзвуковую скорость атмосферного полета

Изобретение относится к аэродинамической технике, а именно к форсируемым газофазным ракетным двигателям, способным выполнять длительные полеты в атмосферах Земли и планет

Изобретение относится к пневматическому устройству для создания силы тяги или подъемной силы летательного аппаратов тяжелее воздуха и наземных транспортных средств

Изобретение относится к реактивной технике, а именно к реактивно-перемещающимся аппаратам, предназначенным для проходки скважин в средах с различной плотностью (песок, мерзлый грунт, глина, суглинок и т

Мотор-винт // 2102280
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции двигателей внутреннего сгорания и авиационных винтов

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реактивным-роторным двигателям и может широко применяться во всех отраслях народного хозяйства, взамен поршневых двигателей

Изобретение относится к разновидности реактивных авиационных двигателей, а именно к роторно-реактивным

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей, а именно к транспортным - роторным двигателям, и может в качестве силовой установки широко применяться на всех видах транспортных средств

Изобретение относится к энергомашистроению и касается усовершенствования газовой турбины внутреннего сгорания

Изобретение относится к области авиационного и космического двигателестроения
Наверх