Способ подавления пожара на плавучем объекте

 

Использование: в области противопожарной технике. Сущность изобретения: при возникновении пожара на плавучем объекте его затапливают на необходимую глубину, контролируя погружение с помощью плавучих камер располагаемых вокруг плавучего объекта, на которых установлены лебедки с троссами, имеющими средства для крепления их к плавучему объекту. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к подавлению пожара на судах и других плавучих объектов с товарным грузом, пассажирами и может быть использовано для спасения судна, груза на нем. Имеет преимущественное применение для подавления пожара, однако может быть использовано и для спасения судна, когда оно получило повреждение в аварийной ситуации (столкновение, возможность выноса на прибрежные непреодолимые препятствия).

Широко известны и используются при тушении пожара на судне огнетушители, которые воздействуют на очаг пожара путем направленного наконечником воздействия подавляющей пожар струей. Такие средства широко используются на всех видах транспорта, в частности, на автотранспорте. Типы огнетушителей различны как по устройству, так и по наполнителю.

Недостатками такого способа подавления очага пожара являются: кратковременность воздействия на очаг пожара при переносном огнетушителе и даже при подаче среды, подавляющей пожар через отверстия в трубе, которая расположена в опасных для пожара местах, невозможность воздействия на массовое число очагов пожара.

Известен способ воздействия на очаг пожара с помощью направленной струи водной среды через наконечник с гибким рукавом от помпы (том 20. БСЭ, стр. 147).

Недостатками такого способа следует считать: невозможность охватить все очаги возгорания при использовании гидрантов и других распределителей водной среды, повреждение материальных ценностей при воздействии среды под высоким давлением на объекты, возможность тления очага пожара под образованной коркой материала с последующим возгоранием до образования открытого пламени, т.к. выдержка под струей водной среды осуществляется индивидуально оператором.

Такие же отрицательные качества присущи специальным судам для тушения пожара. Кроме указанных недостатков, появляется еще фактор времени, когда ожидается прибытие судна-спасателя.

Во всех случаях требуются значительные затраты и энергии, и материальных средств (оплата услуг), не считая потери частичной груза и судна во многих случаях.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно: гарантированное подавление пожара, сохранение груза, если на него возможно воздействие водной среды, снижение затрат на ликвидацию пожара, спасение судна для его дальнейшего использования,
спасение судна, пассажиров, груза при возникновении аварийной ситуации, например повреждения, возможности выброса на скалы и т.д.

Цель достигается тем, что воздействие водной среды на плавучий объект осуществляют путем контролируемого подтопления плавучего объекта с последующим его подъемом, при этом подтопление осуществляют опусканием судна на глубину лебедки, которые установлены на плавучих камерах, а подъем плавучего объекта осуществляют также лебедками с последующей откачкой водной среды из внутренней полости плавучего объекта.

Пояснения к техническому решению.

1. Камеры представляют замкнутую полость с обтекаемой кормовой и носовой частью, присущую судам для снижения сопротивления при движении. В середине камеры сделаны два отсека, которые разделены переборкой. В одном отсеке размещена лебедка с электрическим приводом и возможностью ручного управления, во втором отсеке имеется отверстие для троса, а соединение лебедки с отверстием для троса осуществлено через перекидной блок. Это сделано для того, чтобы можно было всю остальную часть плавучей камеры полностью герметизировать сваркой и герметичным люком и системой воздухообмена. Масса корпуса и лебедки не должна превышать 10% возможного усилия на тросе без затопления камеры.

2. Камера может иметь на палубной части ограждение для груза. При таком выполнении камеры их можно использовать и как спасательные средства пассивного типа без двигателя. Это позволяет отказаться от спасательных средств на судне и вести на буксире нужное число камер за кормой. Камеры будут располагаться "в тени" корпуса судна и, с учетом оптимальной формы камер, они будут иметь малое сопротивление движению судна, по крайней мере, меньше, чем спасательные средства с талями на самом судне, где они занимают и полезную площадь, и массу полезного груза.

Сами камеры должны быть закреплены последовательно (цугом), а если соединены параллельно, то нужны распоры для исключения перекручивания троса при плохой погоде.

3. Возможет случай доставки камер спасательным судном, но такой вариант не позволяет уложиться во время, как правило (пока будет получен сигнал, подготовлено судно с камерами, подход может быть значительным и необходимо время для организации спасательных работ).

4. При пожаре камеры подтягиваются к своим местам крепления, при этом крепление камер должно быть немного выше ватерлинии. Само крепление может быть осуществлено через проушину, а конец троса закреплен на палубе. Камеры располагаются равномерно вокруг корпуса судна, но не меньше четырех: по две с каждой стороны. На камеры спускают пассажиров, а экипаж осуществляет герметизацию отсеков судна и также спускается на палубы камер, предварительно открыв кингстоны или другие перекрываемые и сообщающиеся с водной средой. Могут быть включены и помны с подачей воды во внутреннюю полость (они будут работать до погружения в воду или отказа энергопитания). Возможно нужно специально предусмотреть такие люки на дорогих и мощных судах. Судно начнет погружаться. Регулируя глубину погружения тросом лебедки, можно судно разместить на любой глубине. При значительной глубине и спокойном или штормовом море спуск осуществляют на полное погружение судна до клотика, считая от нижней точки впадины волны. При сносе судна на мель опускают его на дно. В этом случае судно будет играть роль якоря и все камеры останутся на месте при любом волнении. Желательно иметь гибкий элемент в тросе для компенсации перемещений вертикальных, т.к. судно инерционно и останется неподвижным при любой волне. Все осуществляется также при доставке камер спасательным судном.

5. В таком положении спасаемые в герметичных отсеках будут находиться до прибытия судна-спасателя, которое может снять команду и пассажиров с палубы камер.

6. После становления нормальной погоды включают лебедки либо от внешнего питания (если судно-спасатель прибыло), либо ручным приводом и начинают поднимать судно. Часть водной среды будет просто сливаться с палуб, а часть нужно удалять откачкой после перекрытия кингстона.

Если возникают сложности, то судно-спасатель может транспортировать всю систему (судно с камерами) в порт для его подъема в стационарной обстановке. При удачном стечении обстоятельств судно может быть поднято и своим ходом прибыть в порт.

Естественно пожар любого объема после погружения будет полностью подавлен за время погружения и его выдержки при подъеме, т.е. условия подавления пожара чрезвычайно эффективны.

Желательно трюмы с грузом, где пожар не был, герметизировать, тогда груз в таком трюме останется наверняка в целостности.

Там, где был доступ воды к грузу, часть товара будет испорчена, если он способен к такому изменению качества, но также происходит и при тушении пожара обычным способом с использованием воды.

7. Во всех случаях камеры будут занимать устойчивое положение, т.к. центр тяжести смещен вниз, сами камеры непотопляемы (т.к. имеют замкнутый герметичный объем, где могут находиться спасаемые и экипаж), а сами камеры удерживаются тросом лебедки, которой крепится судно и это придает дополнительную устойчивость.

8. При разрушении корпуса, потере хода и управления возможны два варианта: опустить судно на дно при мелком месте и опасности сноса судна на опасное место или подтянуть тросами камеры под проушины (их нужно выполнить по две и на выступающем кронштейне) подтянуть камеры под указанные два кронштейна с проушиной до образования единого целого с корпусом.

Камеры способны удержать судно на плаву (см. расчет). При подтапливании судна камеры должны быть отодвинуты от корпуса за выступающие кронштейны с проушинами. Эта операция может быть осуществлена приспособлениями, которые аналогичны выдвижным успокоителям, но более простой конструкции и с меньшей механикой (поворот лопастей не нужен). У малого судна эта операция может быть осуществлена отталкиванием баграми.

9. Для осуществления маневра (задний ход, например) кроме тросов, которые соединяют камеры с судном может быть предусмотрена система жестких тяг, которые сбрасываются при подтягивании камер к корпусу судна.

10. Для более целесообразного использования камер они могут быть построены последовательно по две камеры в ряду и соединены между собой арочной рамой (катамаран), высота которой позволяет избежать захлестывания волнами, а на раме разместить груз, который может достигать массы полезного груза на самом судне (см. расчет). Груз должен быть экологически чистым и герметично упакованным, т. к. он должен быть сброшен в воду при необходимости использования камер сброшен совместно с рамой путем, например, подрыва связей. Если часть контейнеров обладает положительной плавучестью, то и этот груз не пропадет его можно потом подобрать.

11. Фактически камера должна крепиться тремя тросами: трос лебедки к проушине, тросы концов камеры к лебедке палубной чертеж проушины (последние два троса отсоединяются с палубы для совершения операций подтопления, но служат также для подтягивания камер к кронштейнам при удержании судна на плаву).

Выше даны пояснения выполнения конструктивного способа.

Пояснения позволяют осуществить способ по заложенным принципам выполнения различных устройств и из взаимного перемещения или расположения отдельных элементов комплекса средними инженерами, показана реальность воплощения способа и его эффективность при использовании в народном хозяйстве. Конечно, могут быть и конструктивные эквивалентные решения при осуществлении способа, но принципы, которые даны в пояснениях, будут сохраняться.

Таким образом, способ позволяет достигнуть все поставленные цели, а именно:
сохранение груза, по крайней мере частично (в худшем случае),
сохранить судно либо на плаву, либо в подтопленном положении,
спасти экипаж и пассажиров, причем с возможностью значительного времени нахождения в камерах в нормальных условиях),
спасти судно при возникновении аварийной ситуации (потери хода, потеря управления, снос на мель в опасную зону), а также спасти груз,
осуществить во многих случаях самостоятельно подъем судна, приведение его в нормальное состояние,
поставить судно на устойчивое положение с помощью подведения камер,
транспортировать дополнительный груз на сцепке камер "в тени" судна с общим повышением транспортируемого груза до двухкратного при той же мощности и энергопотреблении и, практически, при сохранении параметров движения, но при значительном повышении безопасности транспортировки грузов и пассажиров.

Использование способа позволит получить значительный экономический эффект при минимальных затратах на дополнительные элементы комплекса (изготовление камер бочек, тяг и рам связи камер).


Формула изобретения

1. Способ подавления пожара на плавучем объекте путем воздействия на очаги пожара водной средой, отличающийся тем, что воздействие водной средой осуществляют путем контролируемого погружения плавучего объекта путем заполнения его пустот забортной водой и последующего его подъема.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контролируют глубину погружения за счет плавучих камер, располагаемых в процессе тушения вокруг плавучего объекта с установленными на них лебедками, тросы которых имеют средства для крепления к плавучему объекту, причем в нерабочем положении камеры крепятся последовательно к плавучему средству.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что подъем плавучего средства осуществляют лебедками плавучих камер.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к взрывозащите систем транспортирующих средств, преимущественно к способам предупреждения пламени в газовых трубопроводах

Изобретение относится к пожаротушению и может быть использовано для защиты от пожара закрытых объемов (помещения, отсеки, шкафы электрооборудования, двигательные отсеки транспортных средств и т

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для прекращения и возобновления подачи воздуха (кислорода) в герметичные отсеки при возникновении пожара

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для прекращения и возобновления подачи воздуха (кислорода) в герметичные отсеки при возникновении пожара
Изобретение относится к способам предотвращения распространения пожара в труднодоступных местах, где отсутствуют дороги, например в тайге, гористой местности и т.д

Изобретение относится к взрывозащите транспортных систем и, в частности к способам гашения пламени в газопроводах

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть применено как при осаждении дыма и тушении легковоспламеняющихся жидкостей, так и при осаждении дыма и тушении пожаров твердых материалов

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано при тушении высокотемпературных очагов горения

Изобретение относится к пожарной технике, которая используется при тушении пожаров на этажах зданий, на стенах и др

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к противопожарной технике, использующей реактивный поток газотурбинного двигателя для тушения пожаров, в первую очередь лесных

Изобретение относится к технике тушения пожаров в сельской и городской местности в зимних условиях
Изобретение относится к противопожарной технике
Изобретение относится к способам объемного тушения пожара, а именно к комбинированному способу, сочетающему использование аэрозольных и порошковых огнетушащих составов, может быть использовано для объемного тушения класса А, В, С, и Е в помещениях различного назначения

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для защиты оборудования, в котором в качестве рабочего используется водородсодержащий продукт

Изобретение относится к способам и технике пожаротушения и может быть использовано преимущественно для тушения лесных пожаров с летательных аппаратов
Наверх