Устройство для гашения вибрации колеблющегося объекта

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: между колеблющемся объектом 1 и его опорами 2 установлен волноотвод 4. Волноотвод 4 выполнен в виде полосы, которая состоит из равнотолщинного прямолинейного и спирального участков, причем толщина h прямолинейного участка определяется соотношением: , а его длина L определяется соотношением где k - жесткость опор, - коэффициент механических потерь в опорах, b - ширина волноотвода, E,r - модуль упругости и плотность материала волноотвода, fм - минимальная частота гашения вибрации. Спиральный участок волноотвода 4 сужен по толщине к свободному концу, покрыт слоем вибродемформирующего материала и его длина более чем вдвое превышает длину прямолинейного участка. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для снижения вибрации виброизолированных фундаментов и механизмов и может быть использовано в судостроительной промышленности.

Для гашения вибрации механизмов и фундаментов существует целый ряд устройств и приспособлений. Например, пассивные виброгасители (ПВГ), виброзадерживающие массы (ВЗМ), виброизоляторы (ВИ) (Справочник по судовой акустике. Под ред. Клюкина И.И. Боголепова И.И. Л. Судостроение, 1978). ПЗМ и ВИ обладают реактивными механическими сопротивлениями и их использование приводит к появлению дополнительных резонансов в системе механизм - виброизолятор. Активное механическое сопротивление ПВГ наблюдается только в узкой полосе частот и его использование эффективно также только в узких полосах частот.

Наиболее близким аналогом является устройство для уменьшения вибрации и звукоизоляции корпуса судна при работе судовых механизмов по а.с. N 573400, СССР, М. кл. 5 B 63 B 3/70, опубл. 1977. Оно содержит виброзадерживающий элемент, установленный на колеблющемся объекте, который выполнен в виде консольной полосы.

Такой элемент благодаря своим распределенным параметрам в диапазоне низких и средних частот работает как многомассовый ПВГ с соответствующими достоинствами и недостатками. В частности, эффект от его использования носит ярковыраженный резонансный характер и существуют отдельные узкие полосы частот, где такой виброзадерживающий элемент вместо снижения вибрации фундамента усиливает его колебания.

Технический результат изобретения достигается тем, что в известном устройстве полоса выполнена в виде волноотвода, который включает в себя равнотолщинный прямолинейный участок, параллельный поверхности основания объекта, и спиральный участок, причем толщина h прямолинейного участка определяется соотношением а его длина L определяется соотношением где К жесткость опор;
коэффициент механических потерь в опорах;
b ширина волноотвода;
E,r модуль упругости и плотность материала волноотвода;
fм минимальная частота гашения вибрации,
при этом спиральный участок полосы выполнен уменьшающимся по толщине к свободному концу, покрыт слоем вибродемпфирующего материала и его длина более чем вдвое превышает длину прямолинейного участка.

На фиг.1 изображен общий вид устройства, установленного между объектом и опорами; на фиг. 2 один из волноотводов устройства; на фиг.3 сравнительная эффективность группы изобретений по сравнению с другими известными способами снижения колебаний объекта.

Колеблющийся в вертикальной плоскости объект 1 установлен на опорах 2 (в данном случае виброизоляторах, закрепленных на горизонтальном основании 3) между которыми консольно закреплен волноотвод 4, расположенный горизонтально. Волноотвод 4 выполнен из прямолинейной полосы 5 толщиной h и длиной L, выбираемых по приведенным выше соотношениям исходя из минимальной частоты гашения колебаний fм и параметров опор: жесткости "к" и добротности Q= 1/. Прямолинейный участок 5 волноотвода плавно сопряжен со спиральным участком 6, на который нанесен слой вибродемпфирующего материала 7. Спиральный участок выполнен клинообразной формы сужен к своему свободному концу и по крайней мере вдвое превышает длину прямолинейного участка.

Устройство функционирует следующим образом.

Колеблющийся объект 1, в данном случае механизм, установленный на виброизоляторах 2, совершает вертикальные колебания. При этом амплитуда его колебаний в окрестности парциальной частоты f имеет ярковыраженный резонансный характер кривая 8 на фиг.3. Аналогичный резонансный характер имеет спектрограмма динамических усилий, передаваемых на основание через опоры. К механизму 1 в месте установки виброизоляторов 2, жестко присоединяют волноотвод 4. В результате амплитуда колебаний механизма уменьшается на всех частотах начиная с частоты fм, как это видно из спектрограммы 8 на фиг.3. Там же для сравнения приведены спектрограммы колебаний механизма в случае применения демпфера (кривая 10) или ПВГ (кривая 11). Снижение амплитуды колебаний механизма происходит из-за того, что после присоединения волноотвода вертикальные колебания объекта вызывают поперечное перемещение закрепленного конца консольного волноотвода. При этом в прямолинейном участке 5 волноотвода возникают изгибные колебания, так как его длина L соизмерима с длиной изгибной волны на этих частотах. Бегущая изгибная волна беспрепятственно проходит в спиральный участок 6 волноотвода и там претерпевает преобразования: в продольно-изгибную волну, так как участок искривлен; в более коротковолновую форму, так как участок сужается по толщине. Оба этих преобразования способствуют эффективному переходу колебаний полосы в колебания вибропоглощающего материала. Последние колебания в свою очередь преобразуются в тепло, т. е. происходит поглощение колебательной энергии (на всей длине спирального участка 2L полное поглощение). Таким образом, изгибная волна не отражается от свободного конца консоли и ее входной импеданс не имеет резонансных особенностей является характеристическим. Поэтому в случае его согласования со входным импедансом опорной конструкции за счет выбора толщины h и ширины b по крайней мере половина колебательной энергии механизма поступает в волноотвод и полностью поглощается.


Формула изобретения

Устройство для гашения вибрации колеблющегося объекта, содержащее установленный на колеблющемся объекте, смонтированном на опорах, виброзадерживающий элемент, который выполнен в виде консольной полосы, отличающееся тем, что указанная полоса включает в себя равнотолщинный прямолинейный участок, параллельный поверхности основания объекта, и спиральный участок, причем толщина h прямолинейного участка определяется соотношением

а его длина L определяется соотношением

где К жесткость опор;
- коэффициент механических потерь в опорах;
b ширина полосы;
E, - модуль упругости и плотность материала полосы;
fм минимальная частота гашения вибрации,
при этом спиральный участок полосы выполнен уменьшающимся по толщине к свободному концу, покрыт слоем вибродемпфирующего материала и его длина больше чем вдвое превышает длину прямолинейного участка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройствам для крепления судовых двигателей

Изобретение относится к судостроению, в частности к фундаментам судовых механизмов

Изобретение относится к судостроению , в частности к компенсаторам жесткости для установки судовых энергетических установок

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройствам для центровки и монтажа судовых механизмов на фундаменте

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для создания фундаментов с повышенным виброгашением под судовое оборудование

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к креплению аккумуляторов на судах, и может быть использовано для крепления контейнеров и других емкостей

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к монтажу судового оборудования на амортизаторах

Изобретение относится к области механики движения и предназначено для упругого крепления оборудования и приборов на кораблях, а также в других отраслях техники, где предъявляются высокие требования к вибрационной противоударной эффективности защиты оборудования от внешних вибраций и ударов

Изобретение относится к судостроению и может использоваться в конструкции судовых фундаментов и фундаментных рамах для снижения уровней вибрации, распространяющейся от виброактивного оборудования

Изобретение относится к области защиты оборудования от внешних вибраций и ударов при ограниченном перемещении оборудования относительно фундамента

Изобретение относится к области судовых силовых установок и трансмиссий

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания систем вибрационной и шумовой защиты судового энергетического оборудования

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания систем вибрационной и шумовой защиты корпуса судна и судовых помещений от внутренних источников. Устройство вибрационной и шумовой защиты судовых трубопроводов представляет собой амортизирующую подвеску. Расположенный между хомутом и фундаментом упругий элемент выполнен в виде последовательно соединенных через промежуточную массу пневматических амортизаторов типа «Амортизаторы пневматические со страховкой». Промежуточная масса выполнена в виде металлической пластины, в плане повторяющей габариты нижней арматуры амортизатора. Толщина пластины определяется из получения частоты ее свободных колебаний, на прикрепленных к ней амортизаторах составляет 40÷50 Гц. Достигается повышение эффективности виброизоляции судовых трубопроводов. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройству для установки судового двигателя на фундаменте двигателя корабля. Устройство для установки судового двигателя (7) на фундаменте (8а, 8b) двигателя корабля содержит остановочное устройство, задерживающее устройство. Остановочное устройство для ограничения относительного движения между фундаментом (8а, 8b) двигателя и судовым двигателем (7), в частности, при нагрузках от волнения на море. Задерживающее устройство для фиксации судового двигателя (7) на фундаменте (8а, 8b) двигателя, в частности, при авариях судов. Остановочное устройство и задерживающее устройство изготовлены вместе в виде остановочного и задерживающего узла (1). Остановочный и задерживающий узел (1) имеет, как на стороне по левому борту, так и на стороне по правому борту корабля или судового двигателя (7) соответственно, по меньшей мере одну деталь (1a, 1b) узла из действующего в вертикальном направлении усилия кронштейна (2а, 2b) и действующего в горизонтальном направлении усилия кронштейна (3а, 3b). Кронштейны (2а, 2b, 3а, 3b) фиксированы на одном закрепленном конце (11) соответственно независимо друг от друга без возможности сдвига и без возможности поворота к корпусу (10а, 10b) соответствующей детали (1a, 1b) узла. Достигается усовершенствование устройства для установки судового двигателя на фундаменте двигателя корабля. 11 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх