Силовая установка с волновым термодинамическим циклом

 

Использование: в двигателестроении. Сущность изобретения: подвод тепла к пару осуществляется в паровом котле и высокотемпературном пароперегревателе, затем пар нагревается и поступает в ротор, где образуется основная масса пара с параметрами, необходимыми для преобразования на лопатках ротора. Основная часть пара конденсируется в холодной части ротора за счет отвода тепла через оребренную поверхность. Отведенное тепло используется для нагревания питательной воды, поступающей в паровой котел. Оставшаяся часть пара отводится в конденсатор и охлаждается воздухом, просасываемым через конденсатор вентилятором. 7 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области двигателестроения, и может быть использовано на транспортных средствах, а также для передвижных электрических станций.

В предлагаемой силовой установке от внешнего источника тепла получается пар в котле и пароперегревателе с очень высокими параметрами. Современные жаропрочные материалы позволяют получить температуру пара до 1600oС. Этот пар разгоняется до окружной скорости ротора и попадает на внутреннюю полость ротора и омывает теплоотводящие ребра. Ребра нагреваются до высокой температуры и находящаяся в каналах вода мгновенно испаряется и смешивается с паром. В результате резкого испарения образуется волна пара, которая перемещается к оси вращения ротора. При испарении температура резко падает и в каналах давление также падает. В этот момент подается следующая порция пара и образуется очередная волна, которая догоняет предыдущую и передает ей часть своего импульса. При движении образованных волн к оси они сглаживаются и через рабочие лопатки выходит пар постоянного давления. Далее пар попадает в низкотемпературный пароперегреватель, где подогревается более холодными газами. После подогрева пар обратно разгоняется до окружной скорости ротора и попадает в низкотемпературную часть ротора, где происходит его частичная конденсация. Пар сжимается центробежной силой и часть его энергии переходит в подогрев образовавшейся воды, а часть тепла отводится оребрением, которое обладает высокой теплопроводностью и высокой механической прочностью. Молекулы несконденсировавшегося пара движутся к оси вращения и отдают свою энергию в ротор за счет силы Кориолиса. Часть пара при движении к оси вращения конденсируется в воду и отбрасывается к периферии, а оставшаяся часть пара выходит к оси вращения и попадает в конденсатор. В конденсаторе пар конденсируется в воду за счет просасывания воздуха вентилятором. Вода из конденсатора подогревается теплом, которое отнимается от ротора и поступает в котел. Далее цикл повторяется.

Известен двигатель Стирлинга, работающий от внешнего источнка тепла и отводящий излишки тепла в систему охлаждения. (См. кн. авт. Г. Уокера "Машины работающие по циклу стирлинга" изд. Москва, Энергия, 1978 г. стр. 62, рис. 6 8).

Основным недостатком прототипа является небольшая площадь подвода тепла в цилиндр и невысокая температура горячей части цилиндра, не превышающая 900oС. Недостатком является также сложная кинематика и недолговечность уплотнительных элементов, а также небольшая удельная мощность двигателя.

Цель изобретения упрощение конструкции, повышение удельной мощности установки, а также ее К.П.Д.

Указанная цель достигается тем, что в стационарном пароперегревателе достигается максимально возможная температура пара 1600oC и затем с этим паром вводится огромная энергия в ротор, за счет которой происходит испарение основной массы пара. За счет огромного теплового потока происходит волнообразное движение пара, что позволяет снизить давление пара в паровом котле и уменьшить массу парового котла и пароперегревателя. Основная масса пара конденсируется под действием центробежных сил в роторе и часть тепла межфазового перехода используется для подогрева питательной воды. Оставшаяся часть пара выводится из ротора, при этом он совершает механическую работу и конденсируется в конденсаторе. Неиспользованная тепловая энергия сбрасывается в конденсаторе в просасываемый вентилятором воздух и рассеивается в окружающем пространстве. Для повышения удельной мощности обороты ротора увеличены до окружной скорости 800 1000 м/сек за счет бандажирования наружной части ротора тонкими сверхпрочными пластинами типа металлическое стекло.

На фиг. 1 изображен общий вид силовой установки.

На фиг. 2 изображен узел А в разрезе в увеличенном масштабе.

На фиг. 3 изображено сечение Б-Б холодной части ротора.

На фиг. 4 изображено сечение В-В горячей части ротора.

На фиг. 5 изображен узел Г наружной части ротора в увеличенном масштабе.

На фиг. 6 изображено сечение Д-Д и подвод пара через сопло в окно ротора горячей части.

На фиг. 7 изображено узел Е сечение, узел внутреннего оребрения горячей и холодной части ротора.

Силовая установка с волновым термодинамическим циклом состоит из неподвижного конденсатора 1, в который входят охлаждающие трубки конденсатора 2 и охлаждающие пластины конденсатора 3. В нижней части конденсатора установлен бак для сконденсировавшейся воды 4. В передней части конденсатора установлен обтекатель 5. Двигатель и конденсатор объединяет подвод пара в конденсатор 6. Вода из конденсатора подается в паровой котел водяным насосом 7. За конденсатором установлен вентилятор 8 и закрывается неподвижным кожухом вентилятора 9. Вентилятор приводится во вращение редуктором 10. За насосом установлен теплообменник 11, который соединяется с насосом трубой подвода воды 12, а по трубе отвода воды 13 она попадает в паровой котел. Труба подвода пара к охладителю 14 и труба отвода пара от охладителя 15 соединяют теплообменник с двигателем. Топка 16 расположена под паровым котлом 17, а над паровым котлом расположен высокотемпературный пароперегреватель 18 и газоход 19. Труба подачи высокотемпературного пара в двигатель 20 и разводящая труба 21 объединяют высокотемпературный пароперегреватель с двигателем. Низкотемпературный пароперегреватель 22 расположен над высокотемпературным пароперегревателем. Подводящий канал в пароперегреватель 23 подает пар из двигателя в пароперегреватель, из которого выходит выхлопная труба 24. Мощность двигателя снимается с шестерни отбора мощности 25. Труба подвода пара в двигатель 26 подает пар в двигатель 27. Двигатель состоит из неподвижного корпуса холодной части 28 и неподвижного корпуса горячей части 29, а между ними имеется теплоизолирующая проставка 30. В горячей части корпуса установлено сопло 31. В холодной части корпуса выполнен подводящий паровой канал 32, в котором установлен сверхзвуковой сопловой аппарат 33 по всей окружности статора. Подводящие каналы уплотняются с ротором лабиринтными уплотнениями 34. Двигатель крепится за лапы 35. Бандажные пластины прижаты к ограничителю бандажа холодной части ротора 36. Внутренняя холодная часть ротора 38 выполнена центробежным литьем и включает лопатки 37, а также окна подвода пара 39. На выходе пара из холодной части ротора установлены турбинные лопатки 40. Наружный корпус холодной части ротора 41 имеет внутреннее оребрение 42 и наружное оребрение 43. Ротор установлен на подшипниках качения 44. Вентилятор приводится во вращение от шестерни привода вентилятора 45. Ротор стягивается стяжным валом 46 и болтами 47. Бандажные пластины со стороны горячей части ротора стягиваются ограничителем 48. Внутренняя горячая часть ротора 50 выполнена центробежным литьем и включает в себя лопатки 49 и окна подвода пара 52. На выходе пара из ротора установлены турбинные лопатки 51. Трубки 53 соединяют холодную часть ротора с горячей. Между холодной и горячей частью ротора установлена теплоизолирующая проставка 54 и тонкие сверхпрочные теплоизолирующие пластины 55. Наружный корпус горячей части ротора 56 имеет внутреннее оребрение 57. Между неподвижным корпусом и холодной частью ротора имеется канал охлаждения ротора 58. Между охлаждающими пластинами установлены неподвижные пластины 59, препятствующие перетоку охлаждающего тела. Просочившийся пар через лабиринтные уплотнения отсасывается по каналу 60 и трубе 61 в полость конденсатора с пониженным давлением /труба не показана/. Сконденсировавшаяся вода к трубкам подводится по каналу 62, а по каналу 63 подводится вода к ребрам в горячей части ротора. Горячая часть ротора бандажируется сверхпрочными пластинами 64. Холодная часть ротора бандажируется сверхпрочными пластинами 65, 66, 69 и сверхпрочными пластинами 67 и 68 с теплопроводящим покрытием, например омеднение. Пластина 70 имеет теплопроводящее покрытие 68 с двух сторон. Пластины 67, 69 и 70 свариваются лазерным сварочным швом 71. Образованный сверхпрочный каркас заполняется теплопроводящим наполнителем 72, например медью. Рабочее тело (вода) в горячей и холодной части ротора показана поз. 73.

Силовая установка с волновым термодинамическим циклом работает следующим образом.

От внешнего источника энергии через шестерню отбора мощности 25 раскручивается ротор двигателя 27. Водяной насос 7 прокачивает воду из бачка 4 в паровой котел 17 и включается топка 16, которая может работать на любом топливе. Испарившаяся вода в котле 17 поступает в высокотемпературный пароперегреватель 18, где нагревается до максимально возможной температуры. Существующие жаропрочные материалы позволяют получить температуру пара 1600oC. Перегретый пар по разводящей трубе 20 и 21 подается в сопла 31. Для уравновешивания ротора необходимо как минимум два сопла, расположенные симметрично по окружности. В соплах высокотемпературный пар разгоняется до скорости равной окружной скорости ротора порядка 800 м/сек и через окно 52 попадает на внутренние ребра 57 горячей части ротора. После разгона в сопле пар имеет температуру порядка 1200o а ребра имеют температуру воды более 300oC. В каждый сегмент ротора через окно 52 попадает определенная порция пара за время прохождения соответствующего окна через зону сопла 31. За полный оборот ротора в сегмент между лопатками 49 пар попадает как минимум два раза по количеству расположенных сопел. Так как окна 52 непрерывно проходят через зону сопла 31, то пар подается в сопла непрерывно. Попавшая порция пара на ребра 57 прижимается центробежной силой к поверхности воды 73. Возникает огромный тепловой поток от пара с температурой 1200oC через ребра 57 и поверхность воды 73 в воду с температурой около 300oC. Возникает пленочное кипение воды и выброс воды из каналов ребер 57. Неиспарившаяся вода как поршень выбрасывается из каналов, приобретая при этом кинетическую энергию. Выброшенные капли воды попадают в облако пара и происходит дальнейшее ее испарение. Быстрое испарение воды при смешивании с паром увеличивает объем пара в несколько раз и молекулы пара при этом разгоняются до огромных скоростей за счет возникающих при этом огромных давлений, таким образом пар получает огромный импульс к оси вращения ротора. При очень быстром испарении образуется ударная волна пара, которая силой кориолиса прижимается к лопатке 49 и выделяет свою энергию во вращающий момент ротора. При испарении воды температура пара резко падает с 1200oC до 450oC, а давление резко нарастает. Образовавшаяся ударная волна начинает по инерции продвигаться к оси вращения ротора и отрыв22ается от каналов, в которых начинает образовываться разряжение. По трубкам 53 поступает вода в канал 63 и распределяется в полостях между ребрами 57. Вновь поступающая вода из холодной части ротора частично подогревается и охлаждает ребра 57 до температуры порядка 340oC и приближается к критической точке испарения, но испариться она не может, так как прижата к ротору огромной центробежной силой. Через 1/2 оборота ротора в образовавшееся разряженное пространство через окно 52 попадает новая порция высокотемпературного пара и начинается новое испарение и новая волна пара продвигается к оси вращения.

Предыдущая волна пара при движении по лопатке 49 к оси вращения постепенно затормаживается и расширяется, часть пара конденсируется и образовавшаяся вода силой кориолиса отбрасывается к обратной стенке лопатки и движется к периферии ротора. Вновь образовавшаяся волна с большой скоростью наталкивается на предыдущую и выталкивает ее к оси вращения ротора. Волны накатываются одна на другую и при выходе на ось вращения имеют постоянное давление. Часть кинетической энергии при движении пара по лопатке выделяется во вращающий момент ротора, а остальная часть энергии преобразуется в постоянное давление пара. При выходе пара через ось, он срабатывает свою оставшуюся скорость на лопатках 51 и выходит в трубопровод 23 без закрутки. Отсюда пар попадает в низкотемпературный пароперегреватель 22, где подогревается газами через газоход 19 и выходящими в выхлопную трубу 24. Подогретый пар по трубе 26 поступает в канал 32 и срабатывает свой теплоперепад на сверхзвуковом сопловом аппарате 33. Низкотемпературный пар при разгоне до окружной скорости ротора частично конденсируется и через окна 39 попадает в холодную часть ротора. Сконденсировавшаяся вода центробежной силой отбрасывается к периферии ротора, а пар центробежной силой прижимается к ребрам 42 и за счет отвода тепла конденсируется. Пар, обладающий высокой энергией, выдавливается к оси вращения ротора в зону высокого разряжения и выделяет свою энергию на лопатки 37. По мере движения пара к оси вращения, он теряет свою энергию и частично сжижается, а затем обратно отбрасывается к периферии ротора. Сконденсировавшаяся на ребрах 42 вода попадает в канал 62 и по трубкам 53 выдавливается в горячую часть ротора. В момент прохождения соответствующего сегмента через зону сопла там образуется огромное давление на очень короткий промежуток времени и происходит закупоривание трубки подвода воды. Затем образуется разряжение и вода поступает в горячую часть ротора. Несконденсировавшийся пар движется по лопаткам 37 и срабатывает свой оставшийся теплоперепад на лопатках 40, попадает в трубку 6 и попадает в конденсатор 1.

Вода конденсируется в трубках конденсатора 2 и собирается в бачке 4. Вентилятор 8 просасывает воздух через охлаждающие пластины 3 и выбрасывает его из кожуха 9 в атмосферу. Вентилятор приводится во вращение шестерней 45 через понижающий редуктор 10. Питательная вода из бака 4 прокачивается насосом 7 через трубу 12 и попадает в теплообменник 11, где подогревается паром. Пар из теплообменника 11 поступает по трубе 14 в канал 58 и за счет трения о ротор разгоняется при этом омывает ребра охлаждения ротора. Проходя по каналу 58 пар нагревается и отнимает межфазового перехода конденсирующейся воды в роторе. Нагретый пар по трубе 15 обратно попадает в теплообменник 11 и подогревает питательную воду. Подогретая вода поступает по трубе 13 и попадает в котел 17. Цикл повторяется.

Наружное оребрение ротора 43 выполнено из тонких сверхпрочных пластин, которые позволяют развивать окружную скорость ротора 800 1000 м/сек. Так как толщина пластин < 0,1 мм, то большого сопротивления потоку тепла они не окажут, а внутренняя полость бандажа заполнена теплопроводным материалом. Такой бандаж позволяет набрать огромную площадь оребрения, а теплопроводный наполнитель позволяет пропустить огромный тепловой поток от внутреннего оребрения ротора к наружному. Применение высокотемпературного пара позволяет в роторе получить обычного пара в три раза больше, что позволяет уменьшить паровой котел в три раза. Соответственно основная масса пара конденсируется в низкотемпературной части ротора, а в конденсатор отводится 1/3 часть пара, что также позволяет уменьшить конденсатор в три раза. Высокооборотистый ротор по сравнению с турбиной позволяет снять удаленную мощность в несколько раз большую, чем существующие паровые турбины. Все это позволит создать компактную и очень мощную силовую установку, пригодную для использования на транспортных средствах.

Формула изобретения

Силовая установка с волновым термодинамическим циклом, содержащая неподвижный корпус, ротор с полостью расширения и полостью сжатия, внешний нагреватель и внешний охладитель, отличающаяся тем, что в горячей и холодной части ротора имеются окна, внутренние оребрения, лопатки и сверхпрочные бандажные пластины, между холодной и горячей частью ротора расположены теплоизолирующие пластины, в которых установлены трубки, бандаж холодной части ротора выполнен в виде ребер, во внутренней полости которых находится теплопроводный наполнитель, а теплоотводящая полость образована ребрами и неподвижным корпусом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Двигатель // 2070638
Изобретение относится к паросиловым установкам, а именно, к двигателям, конструктивно объединенным с парогенераторами, и может быть использовано в качестве привода в транспортных силовых установках малой мощности

Изобретение относится к теплоэлектростанциям, работающим на твердом низкосортном углеводородном топливе и предназначается главным образом для фермерских хозяйств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в качестве двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано для выработки электроэнергии за счет теплоты отходящих газов промышленных печей и агрегатов

Изобретение относится к машиностроению , и позволяет повысить эффективность

Изобретение относится к области двигателестроения для энергетики, авиации, космонавтики и т.д

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в паротурбинных установках с двухпоточным цилиндром низкого давления (ЦНД)

Изобретение относится к области производства электроэнергии паросиловыми установками

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при монтаже тяжеловесных конденсаторов паровых турбин, имеющих соединения с несколькими выхлопами цилиндров низкого давления паровых турбин

Изобретение относится к области теплоэнергетики, а именно к силовым установкам

Изобретение относится к области промышленной и корабельной энергетики, преимущественно к транспортным и стационарным паротурбинным установкам

Изобретение относится к системе генерации электроэнергии, использующей экологически чистую энергию - солнечную и внешнюю паровую гибридную систему генерации электроэнергии. Система содержит солнечный парогенератор, выходной конец которого соединен с входом (3) пара высокого давления турбоагрегата (2) через первый регулирующий клапан (18), выходной конец для пара внешнего регулятора (15) пара соединен с входом (3) пара высокого давления турбоагрегата (2) через второй регулирующий клапан (20) и второй переключающий клапан (19), выход (4) пара низкого давления турбоагрегата (2) соединен с входным концом конденсационного аппарата (5), а его выходной конец соединен с входным концом деаэратора (6), его выходной конец соединен с входным концом насоса (7) подачи воды, его выходной конец соединен с входным концом оборотной воды солнечного парогенератора через первый переключающий клапан (16), а выходной конец насоса (7) дополнительно соединен с байпасом (11) оборотной воды внешнего пара через четвертый переключающий клапан (23). Система дополнительно содержит резервуар (9) для хранения мягкой воды. Изобретение позволит использовать отработанное тепло промышленного производства для исключения зависимости от погоды и нестабильной и прерывистой концентрации теплового солнечного излучения. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх