Способ уменьшения вероятности поражения летательного аппарата средствами противовоздушной обороны

 

Использование: оборонительное маневрирование самолета. Сущность изобретения: способ уменьшения вероятности поражения летательного аппарата средствами противовоздушной обороны, заключающийся в маневрировании летательного аппарата по траектории в виде комбинации витков пространственной спирали, которая в плоскости, перпендикулярной направлению полета, имеет вид взаимно пересекающихся восьмерок, оси которых располагаются друг к другу под углом ~ 90o. 1 ил.

Изобретение относится к авиации, в частности к маневренным летательным аппаратам (ЛА).

В качестве способа уменьшения вероятности поражения ЛА средствами ПВО применяются средства радиоэлектронного противодействия, ложные цели, а также пространственное маневрирование ЛА в зоне возможного обстрела средствами ПВО [1] Наиболее близким техническим решением, выбираемым в качестве прототипа, является способ уменьшения вероятности поражения ЛА путем выполнения пространственного маневра вокруг направления полета. Маневр может выполняться как с знакопостоянной так и с периодически меняющейся по направлению перегрузкой [2] При этом величина периода изменения перегрузки должна быть близка к оптимальному значению, отклонение от которого приводит к увеличению вероятности поражения. Величина перегрузки при выполнении указанного маневра должна быть максимально возможной и ограничивается техническими особенностями конкретного ЛА и параметрами его траектории. Таким образом, при реализации пространственного маневра величина перегрузки и период изменения ее направления должны постоянно выдерживаться равными заданными значениями.

Недостаток известного способа заключается в возможности экстраполяции параметров движения маневрирующего ЛА средствами ПВО из-за выполнения маневра с постоянными параметрами. Этот недостаток может привести к существенному снижению эффективности маневра.

Целью изобретения является уменьшение вероятности поражения маневрирующего ЛА средствами ПВО за счет реализации маневра, исключающего возможность экстраполяции параметров его траектории.

Указанная цель достигается путем реализации ЛА маневра, по своей форме представляющего собой комбинацию витков пространственной спирали, имеющего вид в плоскости, перпендикулярной направлению полета, взаимно пересекающихся в районе своих узлов восьмерок.

На чертеже представлен один из возможных видов проекции предлагаемой траектории на плоскость, перпендикулярную направлению полета ЛА. Ориентация осей OYM и OZM в плоскости YMOZM может выбираться произвольно, при этом оси должны располагаться друг к другу под углом - 90o.

Переход ЛА с траектории восьмерки с осью OYM на траекторию восьмерки с осью OZM и обратно осуществляется в районе т.О траектории маневра случайным образом или произвольно путем задания соответствующего закона изменения нормальной перегрузки ЛА. Практического совпадения узлов восьмерок в проекции на плоскости YMOZM не требуется.

Значения перегрузки ЛА при выполнении маневра и периода выполнения одного витка спирали определяются по результатам исследований для каждого конкретного типа маневрирующего ЛА и атакующего его средства ПВО.

Предлагаемое техническое решение отличается тем, что в данном случае маневр, сохраняя заданные значения перегрузки, уже не имеет постоянные параметры. Это отличие позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого технического решения критерию "новизна".

Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают предлагаемому решению соответствие критерию "существенные отличия".

Формула изобретения

Способ уменьшения вероятности поражения летательного аппарата средствами противовоздушной обороны, заключающийся в выполнении пространственного маневрирования на участке полета, где возможен обстрел средствами противовоздушной обороны, отличающийся тем, что в процессе маневрирования летательный аппарат движется по траектории в виде комбинации витков пространственной спирали, которая в плоскости, перпендикулярной направлению полета, имеет вид взаимно пересекающихся восьмерок, оси которых располагаются друг к другу под углом ~90.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно для ракетно-космической техники

Изобретение относится к летательным аппаратам, находящимся в области сильных ветровых возмущений

Изобретение относится к системе управления летательных аппаратов, а именно к газореактивным системам, и может быть использовано для управления ракетами и реактивными снарядами

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в исполнительных механизмах рулевых и крыльевых приводов, преимущественно для ракет, а также может использоваться в качестве рулевых устройств для моторных лодок, катеров и т.п

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к устройствам управления

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к системам старта и ориентации ракеты, и может найти преимущественное применение в малогабаритных ракетах типа земля-воздух и воздух-воздух

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции спасаемых исследовательских ракет в качестве устройства начального торможения, а также для торможения сбрасываемых с воздушных носителей на больших скоростях устройств

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно для ракетно-космической техники
Изобретение относится к вооружению, а именно, к артиллерийским активно-реактивным снарядам

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно для пакетно-космической техники

Изобретение относится к способу и системе для обеспечения пилотирования летательного аппарата, позволяющих, в частности, определить опасные препятствия в зоне полета данного летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при измерении высоты полета самолета, в том числе на малых высотах, когда высота полета меньше размаха крыла
Изобретение относится к авиации, а именно к способам осуществления полетов в зоне аэродрома

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в системах автоматического управления, в частности автоматической посадки самолета в сложных условиях

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в системах управления самолетами при его пробеге-разбеге по взлетно-посадочной полосе

Изобретение относится к самолетовождению , а именно к способам управления движением самолета на глиссаде

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при управлении взлетно-посадочной механизацией крыла самолета при взлете

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в системах управления авиационных ракет класса "воздух поверхность"
Наверх