Масло для осевых шарниров винтов вертолетов

 

Предложено низкозастывающее масло для осевых шарниров винтов вертолетов. Высокая работоспособность и удовлетворительные вязкостно-температурные характеристики масла достигнуты за счет того, что оно содержит загущенную маловязкую минеральную основу, антиокислительные присадки, способствующие торможению процессов контактной фреттинг-коррозии, и дополнительно содержит высоковязкое минеральное масло, диизооктилсебацинат и полиметакрилат. 1 табл.

Изобретение относится к составу низкозастывающего масла для осевых шарниров (ОШ) винтов вертолетов.

В отечественной практике в этих высоконагруженных подшипниковых узлах, работающих при качательном движении с малыми амплитудами, при отрицательных температурах использовались низкозастывающие масла [1] Наиболее близким по составу и достигаемому результату к предлагаемому является масло ВНИИ НП-25 на основе маловязкого минерального масла, включающего фенил-альфана-фтиламин и полимерную присадку [1, 2] Однако указанное масло обладает относительно невысоким уровнем смазывающих свойств (Pk=45 кгс, Du 0,7 мм), вследствие чего оно используется только как зимнее, причем с ограничением допустимого времени работы на нем в пределах 50% ресурса, назначенного по результатам испытаний на высоковязком масле МС-20, применяющемся при положительных температурах.

Ожидаемый результат от применения предлагаемой смазочной композиции - обеспечение надежной работы ОШ в области отрицательных температур до -50oC без ограничения ресурса на основе малодефицитных минеральных масел.

Техническая задача решена созданием низкозастывающего масла, содержащего маловязкую минеральную основу, фенил-альфана-фтиламин, полимерную присадку и дополнительно имеющего в своем составе высоковязкое минеральное масло, диизооктилсебацинат, 4-метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол, причем в качестве полимерной присадки использован полибутен мол.массы 500-6000 и полиметакрилат при следующем соотношении компонентов, мас.

Фенил-альфана-фтиламин 0,01 0,5 4-Метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол 0,001 0,5 Диизооктилсебацинат 20 35 Полибутен мол.мас. 500-6000 15 35 Полиметакрилат 0,05 2,0 Высоковязкое минеральное масло 1 30 Маловязкое минеральное масло Остальное Композиция готовится путем растворения компонентов в базовом составе при прогреве и перемешивании с последующим охлаждением и фильтрацией.

В качестве высоковязкого минерального масла использовалось МС-20 (ГОСТ 21743-76), а в качестве маловязкой минеральной основы масло МС-8 (МС-8А).

По результатам проведенных исследований для лабораторных и стендовых испытаний приготовлена смазочная композиция следующего состава, мас.

Фенил-альфана-фтиламин 0,2 4-Метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол 0,1
Диизооктилсебацинат 32
Полибутен мол.мас. 500 6000 23
Полиметакрилат 0,05
МС-20 10
МС-8А 35
Вязкостно-температурные показатели, трибологические свойства на ЧМТ (ГОСТ 9490-75) и результаты испытаний на установке ИМС-1 по методу МВЗ им. Миля приведены в таблице в сравнении с маслом ВНИИ НП-25.

Сущность метода МВЗ им. Миля заключается в следующем.

Смазочный материал испытывается в упорных подшипниках 8311 при амплитуде колебаний 4,5o и частоте 240 в мин. Приняты два режима: 100-часовой при контактных напряжениях 3400 МПа и 300-часовой при контактных напряжениях 3100 МПа.

Оценка работоспособности производится по глубине отпечатков контакта на дорожках качения и состоянию их поверхности, а также по состоянию шаров. Смазочный материал считается выдержавшим испытания, если глубина отпечатков на дорожках качения не превышает 10 мкм и в них, а также на шарах отсутствуют следы усталостного выкрашивания. Норма "10 мкм" установлена по результатам испытаний на масле МС-20 из грозненской малосернистой нефти, обеспечивающем наивысшую долговечность ОШ и считающемся в связи с этим эталонным.

Как свидетельствует опыт, накопленный в ходе многочисленных стендовых испытаний и многолетней эксплуатацией ОШ, результаты, полученные на установке ИМС-1, вполне удовлетворительно коррелируются с практикой.

Как видно из вышеприведенных данных, предлагаемая композиция имеет близкие с маслом ВНИИ НП-25 вязкостно-температурные характеристики, отличаясь при этом существенно лучшими трибологическими свойствами, что позволяет рассчитывать на ее работу в осевых шарнирах винтов вертолетов при осенне-зимней навигации до температуры -50oC без ограничения действующих ресурсов.


Формула изобретения

Масло для осевых шарниров винтов вертолетов, содержащее маловязкое минеральное масло, фенил-альфа-нафтиламин и полимерную присадку, отличающееся тем, что масло дополнительно содержит высоковязкое минеральное масло, диизооктилсебацинат, 4-метил-2,6-дитрет-бутилфенол, полиметакрилат и в качестве полимерной присадки содержит полибутен мол.м. 500 6000 при следующем соотношении компонентов, мас.

Фенилальфанафтиламин 0,01 0,5
4-Метил-2,6-дитрет-бутилфенол 0,001 0,5
Диизооктилсебацинат 20 35
Полибутен мол.м. 500 6000 15 35
Полиметакрилат 0,05 2,0
Высоковязкое минеральное масло 1 30
Маловязкое минеральное масло Остальноеи

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к составам (смазкам), предназначенным для защиты от "схватывания" сопряженных поверхностей как в условиях атмосферной коррозии, так и тепловых воздействий преимущественно в конструкциях автомобилей

Изобретение относится к дорновому смазочному материалу для применения при изготовлении бесшовных труб, который состоит из графита, глинистых минералов из класса смектитов, полисахарида и в случае необходимости поверхностно-активного вещества

Изобретение относится к области сверхтонких полимерных покрытий на основе перфторполиэфиркислот или их производных и может быть использовано в машиностроительном комплексе страны для повышения эффективности эксплуатации металлообрабатывающего инструмента, пресс-форм, оснастки, узлов трения и скольжения различных машин и механизмов

Изобретение относится к технологии маркировки жидкостей, в частности к способу маркировки минерального масла и способу детекции маркера на основе амина в минеральном масле

Изобретение относится к области получения фторполимеров, которые могут быть использованы в качестве противоизносных и антифрикционных материалов для двигателей машин и механизмов, а также к составам смазочных композиций для двигателей автомобилей и трансмиссий, содержащих в качестве добавки тонкодисперсный политетрафторэтилен (ПТФЭ)

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению смазочных составов, содержащих добавки порошков диселенидов тугоплавких металлов

Изобретение относится к жидкостям, предназначенным для гидравлических испытаний и одновременной консервации внутренних полостей узлов и деталей гидросистем шахтных крепей и других устройств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к составам (смазкам), предназначенным для защиты от "схватывания" сопряженных поверхностей как в условиях атмосферной коррозии, так и тепловых воздействий преимущественно в конструкциях автомобилей

Изобретение относится к технологии маркировки жидкостей, в частности к способу маркировки минерального масла и способу детекции маркера на основе амина в минеральном масле

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при механической обработке металлов, в частности при лезвийной обработке и шлифовании конструкционных и инструментальных материалов

Изобретение относится к составам пластичных смазок, реализующие эффект избирательного переноса, и может найти применение в подшипниковых опорах совмещенных и с встроенными подшипниками и других узлах трения с одноразовой заправкой смазки, работающих при повышенных скоростях (dn < 2105 мм мин-1), подверженных конструктивно неустранимому постоянному действию вибраций и интенсивному износу

Изобретение относится к приборной технике, в частности к составу пластичной смазки, предназначенной для использования в приборных подшипниках качения

Изобретение относится к разработке композиций дизельных масел на минеральной основе, применяемых в многоцилиндровых высокооборотных судовых дизелях облегченной конструкции, которые могут работать на топливах с содержанием серы до 0,5 мас

Изобретение относится к созданию взpывопожаробезопасной рабочей жидкости, предназначенной для использования в гидравлических системах самолетов
Изобретение относится к смазочному составу на основе синтетического масла с улучшенной термоокислительной стабильностью
Наверх