Способ получения гиперзвукового потока

 

Использование: при получении в наземных условиях высокоэнергетических потоков рабочего газа, пригодных для моделирования условий гиперзвукового полета в атмосфере Земли. Сущность: способ получения гиперзвукового потока заключается в предварительном разгоне газа в расширяющейся части сопла Лаваля до чисел Маха 4-6 и последующем его разгоне в цилиндрической части сопла путем отвода тепла от потока, благодаря чему обеспечивается создание скоростного потока газа с высокими натурными значениями параметров моделирования, а именно с высоким давлением торможения создаваемого потока при нормальном значении давления газа в форкамере, а также упрощения конструкции установки и сбережения энергоресурсов. 1 ил.

Изобретение относится к способам получения в наземных условиях высокоэнергетических потоков рабочего газа, пригодных для моделирования условий гиперзвукового полета в атмосфере Земли.

Известны методы разгона газа до гиперзвуковых скоростей с помощью геометрического, теплового, расходного и механического воздействий или их комбинаций /1/.

Однако практически во всех известных аэродинамических установках высокоскоростной поток получают за счет разгона газа, вытекающего из форкамеры, при помощи расширяющегося сопла Лаваля, т.е. за счет одного из возможных воздействий геометрического /2/.

Достигаемая при таком способе разгона степень моделирования условий натурного полета определяется, в основном, величиной давления и температуры газа в формкамере.

За прототип выбран способ получения высокоскоростных потоков с максимальным приближением к натурным условиям полета по таким основным критериям моделирования, как число Маха (M) и число Рейнольдса (Re), заключающийся в использовании рабочего газа со сверхвысоким давлением в форкамере выше 300 МПа и в последующем разгоне этого газа в геометрическом расширяющемся сопле Лаваля /3/.

Для получения сверхвысокого давления газа в форкамере могут использоваться установки адиабатического сжатия, где получено давление до 1000 МПа. /3/.

Недостатком описанного способа создания гиперзвуковых потоков является чрезвычайная сложность конструкции форкамеры, которая связана с предельными нагрузками на стенки и которая вследствие этого не допускает дальнейшего повышения давления в потоке и, соответственно, числа Re. Кроме того, экстремальные значения давления затрудняют увеличение размеров экспериментальной установки и испытываемых моделей, что также ограничивает достижимые значения числа Re.

Целью изобретения является создание скоростного потока газа с высокими натурными значениями параметров моделирования, а именно с высоким давлением торможения и соответственно с высокими значениями числа Re создаваемого потока при нормальном значении давления газа в форкамере, а также упрощение конструкции установки и сбережение энергоресурсов.

Поставленная цель достигается путем предварительного разгона газа в расширяющейся части сопла Лаваля до чисел Маха 4-6 и последующего его разгона в цилиндрической части сопла путем отвода тепла от потока.

На чертеже дана схема установки для реализации способа.

Установка содержит форкамеру 1 и геометрическое сопло Лаваля 2 с цилиндрической частью 3 постоянного сечения, которая используется как тепловое сопло.

Способ получения гиперзвукового потока с натурными числами Маха и Рейнольдса реализуется следующим образом.

Исходный поток рабочего газа подают из форкамеры 1, где он находится при сравнительно низком давлении (10-20 МПа), в геометрическое сопло Лаваля 2. Здесь поток изоэнтропическим образом разгоняют до скоростей, соответствующих числу Маха 4-6. С этой скоростью поток поступает в цилиндрическую часть 3 сопла, где производят отвод тепла от потока. При отводе тепла от потока, движущегося со сверхзвуковой скоростью в канале постоянного сечения, число Маха потока возрастает и соответственно возрастает давление торможения. Как показывают расчеты, при отводе 12-15% тепла (энтальпии) потока число Маха увеличивается до M 15-20, а давление торможения увеличивается до 3000-4000 МПа, т.е. в 200-300 раз.

Число Рейнольдса такого потока, рассчитанное по длине 1 м, составляет Re 108, что совпадает с максимально возможными натурными значениями числа Re для перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов, предназначенных для полета в плотных слоях атмосферы.

Формула изобретения

Способ получения гиперзвукового потока с натурными числами Маха и Рейнольдса, заключающийся в разгоне газа, истекающего из форкамеры аэродинамической трубы через геометрическое сопло Лаваля, отличающийся тем, что газ разгоняют в расширяющейся части сопла изоэнтропически до чисел Маха 4 6, а дальнейший разгон осуществляют в цилиндрической части сопла путем отвода тепла от потока.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов

Изобретение относится к области аэродинамики и предназначено для определения аэродинамических характеристик моделей объектов, например самолетов, ракет, автомобилей, железнодорожного транспорта, промышленных сооружений и т.д

Изобретение относится к области газодинамических испытаний и может быть использовано для получения газового потока с натурными параметрами в аэродинамических установках

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при проведении испытаний сверхлегких летательных аппаратов /СЛА/

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и могут быть использованы при испытаниях в аэродинамических трубах (АДТ) моделей летательных аппаратов (ЛА) с имитацией струй двигателей или (и) аэродинамических органов управления

Изобретение относится к области лабораторных испытаний моделей в аэродинамической трубе для придания им обтекаемой формы и исследования эффекта "близости земли"

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся созданием объектов транспортного машиностроения, летательных аппаратов и т.д

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием транспортных средств различного назначения

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для определения коэффициента лобового сопротивления тел в разреженных средах, изобретение позволяет расширить экспериментальные возможности за счет обеспечения определения коэффициента лобового сопротивления тел в свободномолекулярном потоке газовой среды

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к вакуумным аэродинамическим установкам, обеспечивающим моделирование условий полета летательных аппаратов (ЛА) в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения напряжения трения на поверхности самолетов, судов, автомобилей и других транспортных средств и их моделей

Изобретение относится к технике и методике эксперимента в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области аэрокосмической техники, а именно, к способам определения аэродинамических характеристик - зависимостей коэффициентов аэродинамических моментов от определяющих переменных: углов атаки, скольжения и углов отклонения рулей, формы указанных зависимостей и их числовых параметров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при испытаниях транспортных средств

Изобретение относится к аэрокосмической технике, а именно к способам определения параметров набегающего на летательный аппарат (ЛА) потока газа

Изобретение относится к области баллистических испытаний и может быть применено для определения коэффициента лобового сопротивления тел, имеющих различную аэродинамическую форму, которые могут быть использованы в ракетостроении, артиллерии и других областях техники, занимающихся изучением движения тел в газообразных и жидких средах
Наверх