Термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при изготовлении элементов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Термостат содержит корпус 1 с входными 2,3 и выходным 4 патрубками и запорный термочувствительный узел 5. Запорный узел 5 образован полой цилиндрической осью 6, жестко установленной на корпусе 1 и снабженной внутренней пружиной 7, цилиндрической направляющей 8, концентрично размещенной на оси 6 с возможностью возвратно-поступательного перемещения, основным 9 и вспомогательным 10 клапанами, установленными на направляющей 8 один параллельно другому. Между клапанами 9 и 10 размещена с возможностью свободного хода, подпружиненная при помощи пружины 11 муфта 12 с ползуном 13. Ползун 13 расположен коаксиально цилиндрической оси 6 и направляющей 8, а пружина 14 из материала с термомеханической памятью формы одним концом связана с корпусом 1, а другим - с муфтой 12. Изобретение обеспечивает повышение надежности и эффективности работы криостата. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может найти применение при проектировании и изготовлении элементов конструкции систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известно устройство, включающее термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входным и выходным патрубками и запорный элемент, связанный с корпусом при помощи пружины, выполненной из материала с термомеханической памятью формы (Авт.св. СССР N 1040198, кл. F 01 Р 7/16, 1981).

Недостатком данного термостата является его малая эффективность, обусловленная в основном, негативными характеристиками материала, из которого изготовлен исполнительный механизм клапана, а именно, данный материал не обеспечивает безгистерезисной его работы, кроме того, конструкция клапана в недостаточной степени обеспечивает стабильность регулирования потока охладителя.

Наиболее близким к изобретению техническим решением, принятым в качестве прототипа, является термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входными и выходным патрубками и запорный термочувствительный узел, размещенный в корпусе и снабженный пружиной, выполненной из материала с термомеханической памятью формы (патент РФ N 2059082, кл. F 01 Р 7/16, 1996).

Данное техническое решение, хотя и не обладает недостатками вышеизложенного технического решения, однако также имеет негативные стороны, которые были выявлены в процессе его эксплуатации. В силу того, что запорный орган образован элементами цилиндрического плана, размещенными один в другом, для его нормального функционирования требуется дополнительная точность изготовления, и при ее отклонении от определенного уровня функциональные характеристики запорного органа понижаются (начинает заедать), что в свою очередь отрицательно сказывается на эффективности работы устройства и на его надежности.

Техническим результатом от реализации изобретения является повышение надежности и эффективности его работы при сохранении функциональных характеристик на высоком уровне.

Поставленный технический результат достигается за счет того, что в термостате системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащем корпус с входными и выходным патрубками и запорный термочувствительный узел, размещенный в корпусе и снабженный пружиной, выполненной из материала с термомеханической памятью формы, запорный узел образован полой цилиндрической осью, жестко установленной на корпусе, цилиндрической направляющей, концентрично размещенной на оси с возможностью возвратно-поступательного перемещения, основным и вспомогательным клапанами, установленными на направляющей один параллельно другому, и размещенной между клапанами с возможностью свободного хода подпружиненной муфтой с ползуном, причем последний расположен коаксиально относительно цилиндрической оси и направляющей, а пружина из материала с термомеханической памятью формы одним концом связана с корпусом, а другим - с подпружиненной муфтой.

Кроме того, пружина, выполненная из материала с термомеханической памятью формы, может быть связана с корпусом через промежуточную опору с выполненными в ней отверстиями для прохода рабочей среды, а муфта может быть жестко связана с основным клапаном.

На чертеже показан термостат в разрезе.

Термостат содержит корпус 1 с входными 2,3 и выходным 4 патрубками и запорный термочувствительный узел 5. Запорный узел 5 образован полой цилиндрической осью 6, жестко установленной на корпусе 1 и снабженной внутренней пружиной 7, цилиндрической направляющей 8, концентрично размещенной на оси 6 с возможностью возвратно поступательного перемещения, основным 9 и вспомогательным 10 клапанами, установленными на направляющей 8 один параллельно другому. Между клапанами 9 и 10 размещена с возможностью свободного хода подпружиненная при помощи пружины 11 муфта 12 с ползуном 13. Ползун 13 расположен коаксиально относительно цилиндрической оси 6 и направляющей 8, а пружина 14 из материала с термомеханической памятью формы одним концом связана с корпусом 1, а другим - с муфтой 12.

Кроме того, как вариант исполнения конструкции пружина 14 из материала с термомеханической памятью формы связана с корпусом 1 через промежуточную опору 15, в которой выполнены отверстия для прохода рабочей среды.

Основной клапан 9 запорного узла в первоначальном состоянии прижат к входному патрубку 3, и при этом муфта 12 может быть с ним жестко связана. В качестве материала с термомеханической памятью формы может быть использован материал на основе сплава марганец-медь.

Устройство работает следующим образом.

Во время циркуляции жидкости по малому кругу возникает перепад давлений, действующий со стороны входного патрубка 3. Однако основной клапан 9 остается закрытым под действием пружин 7 и 11. При прогреве двигателя повышается температура охладителя в системе охлаждения и пружина 14 термочувствительного узла начинает нагреваться и, преодолевая усилие более слабой пружины 11, которая определяет положение муфты 12, перемещает муфту 12 по внешней стороне направляющей 8. При достижении заданной температуры торец ползуна 13 муфты 12 упрется во вспомогательный клапан 10, и при дальнейшем нагреве пружины 14 запорного термочувствительного узла 5 весь узел начнет перемещаться до тех пор, пока клапан 10 не упрется в корпус 1 или опору 15 и жидкость начнет циркулировать по большому кругу. При изменении температуры в рабочем диапазоне клапаны 9 и 10 находятся в промежуточном положении.

Формула изобретения

1. Термостат системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входными и выходным патрубками и запорный термочувствительный узел, размещенный в корпусе и снабженный пружиной, выполненной из материала с термомеханической памятью формы, отличающийся тем, что запорный узел образован полой цилиндрической осью, жестко установленной на корпусе, цилиндрической направляющей, концентрично размещенной на оси с возможностью возвратно поступательного перемещения, основным и вспомогательным клапанами, установленными на направляющей один параллельно другому, и размещенной между клапанами с возможностью свободного хода подпружиненной муфтой с ползуном, причем последний расположен коаксиально относительно цилиндрической оси и направляющей, а пружина из материала с термомеханической памятью формы одним концом связана с корпусом, а другим - с подпружиненной муфтой.

2. Термостат по п. 1, отличающийся тем, что пружина из материала с термомеханической памятью формы связана с корпусом через промежуточную опору, с выполненными в ней отверстиями для прохода рабочей среды.

3. Термостат по п. 1, отличающийся тем, что муфта жестко связана с основным клапаном.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования тепловым режимом двигателя внутреннего сгорания, предназначено для использования на автомобилях, тракторах в строительно-дорожной, коммунальной и специальной самоходной технике, а также на стационарных и передвижных энергетических агрегатах

Изобретение относится к способам терморегулирования жидкостной или газовой среды и может быть использовано в двигателестроении в системах жидкостного охлаждения или подогрева воздуха двигателей внутреннего сгорания, а также в других отраслях народного хозяйства для регулирования температуры теплоносителя двухконтурных систем

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области двигателестроения, и может быть использовано при проектировании двигателей внутреннего сгорания и их систем охлаждения

Изобретение относится к системам охлаждения автомобильного двигателя, имеющим термостат, в частности к системам охлаждения для регулирования циркуляции хладагента при нахождении автомобильного двигателя в охлажденном состоянии

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Термостат // 2011859
Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для обеспечения необходимого теплового режима двигателя

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к легковым автомобилям

Термостат // 2141567
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам поддержания постоянства температуры при охлаждении или нагреве объектов

Изобретение относится к приборам регулирования, а именно к термостатам, и может быть использовано для системы охлаждения двигателя

Изобретение относится к системе охлаждения автомобильных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания, с утилизацией тепла охлаждающей жидкости

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автомобилестроению, и предназначено для автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя

Изобретение относится к области машиностроения, а конкретно к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно автомобилестроения, и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания для стабилизации рабочей температуры
Наверх