Терморегулятор двигателя внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: регулируемые потоки теплоносителя размещаются коаксиально и в одном направлении, а регулирование их интенсивности осуществляется формотрансформируемым рабочим телом, выполненным из материала с эффектом "памяти формы" и изменяющим свою форму радиально, в зоне внешнего потока, от "полого цилиндра" до "раструба" и обратно. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способам терморегулирования жидкостной или газовой среды и может быть использовано в двигателестроении в системах жидкостного охлаждения или подогрева воздуха двигателей внутреннего сгорания, а также в других отраслях народного хозяйства для регулирования температуры теплоносителя двухконтурных систем.

Известны способы регулирования температуры теплоносителя в системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, включающие подачу разнонаправленных потоков контуров двухконтурной системы соосно или ортогонально и регулирование соотношения их интенсивностей, в зависимости от температуры, при помощи термочувствительного элемента, кинематического механизма и запорного органа, т. е. при достижении температуры теплоносителя, соответствующей оптимальному тепловому режиму двигателя, малый контур поток теплоносителя перекрывают и последний циркулирует по большому [1, 2] Известен способ регулирования температуры теплоносителя в двухконтурных системах жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, выбранный в качестве прототипа, включающий подачу потоков теплоносителя навстречу друг другу соосно и регулирование соотношения их интенсивностей, в зависимости от температуры двигателя, при помощи термочувствительного элемента, кинематического механизма и запорного органа, с учетом поддержания оптимального теплового режима его работы. При этом потоки теплоносителя циркулируют с различной интенсивностью по одному или обоим контурам одновременно [1] Известно устройство для регулирования температуры теплоносителя в двухконтурных системах, например, жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, выбранное в качестве прототипа, состоящее из радиатора, насоса и рубашки охлаждения двигателя, объединенных трубопроводами, которое включено в эту систему и имеет корпус с двумя противолежащими патрубками и третьим, расположенным ортогонально к ним, термочувствительный подпружиненный патрон, несущий два соосно расположенных клапана, один из которых установлен на стержне с отбортовкой, причем один из противолежащих патрубков подключен ко входному трубопроводу, другой противолежащий и третий патрубки соединены соответственно с выходным трубопроводом и входом насоса, а стержень имеет по меньшей мере один продольный канал и установлен подвижно в подпружиненном клапане [1] Недостатками известного способа и устройства являются невозможность обеспечения надежности и экономичности регулирования, упрощения конструкции, неподверженности вибрациям и перегрузкам, а также прямого контроля регулирования, что является следствием участия в регулировании механически взаимодействующих элементов, которые имеют сравнительно большие инерционные массы, относительно их собственных жесткостей и жесткостей их фиксации, а также малые развиваемые усилия при регулировании. Все это приводит к заклиниванию при случайных перекосах элементов и прикипанию клапанов.

Целью изобретения является повышение эффективности регулирования за счет обеспечения надежности и экономичности регулирования, неподверженности вибрациям и перегрузкам, долговечности, вследствие квазистатики и прямого контроля регулирования.

Поставленная цель достигается тем, что в способе регулирования температуры теплоносителя в двухконтурных системах, например, жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, включающем разнонаправленные потоки контуров теплоносителя и регулирование их интенсивности, в зависимости от температуры, при помощи термочувствительных элементов и запирающих кинематических устройств, согласно изобретению, регулируемые потоки контуров размещают коаксиально и в одном направлении, а регулирование их интенсивности осуществляется формотрансформируемым рабочим телом, изменяющим свою форму, в зоне сечения внешнего потока, от "полого цилиндра" до "раструба" и обратно. Поставленная цель достигается также тем, что устройство для регулирования температуры теплоносителя в двухконтурных системах, например, жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, состоящих из радиатора, насоса и рубашки охлаждения, объединенных трубопроводами, которое включено в эту систему, содержащее корпус-тройник с двумя входными и выходным патрубками, причем входные патрубки соединены с радиатором и рубашкой охлаждения, а выходной с насосом, термочувствительный регулирующий элемент и кинематический механизм с клапанами, согласно изобретению устройство для формирования потоков и их регулирования выполнено в виде цилиндрического корпуса с врезанным в него ортогонально входным от рубашки охлаждения патрубком и заглушенного с торцов крышками с врезанными в них центрально, входным от радиатора и выходным от насоса, патрубками. Внутри корпуса, коаксиально, расположен полый цилиндр, объединенный с одной стороны с торцовой крышкой и входным патрубком от радиатора, а с другой с закрепленным на нем формотрансформируемым рабочим телом из материала с эффектом "памяти формы", выполненного в виде "полого цилиндра". Кроме этого внутри корпуса установлена, также коаксиально, равнодиаметральная с рабочим телом и обхватываемая им, заглушка, отстоящая от торцовой крышки и внутреннего полого цилиндра на расстояниях, создающих проходные сечения, равные проходному сечению патрубка, причем внутренние диаметры корпуса и входного патрубка, а также наружный диаметр формотрансформируемого рабочего тела связаны зависимостью D1 dn 100 a, D2 dn a ( + 100), здесь a [(+200) где dn внутренний диаметр входного патрубка; D1 наружный диаметр рабочего тела; D2 внутренний диаметр корпуса; - степень формотрансформации рабочего тела, Эта зависимость обуславливается равенствами проходных сечений входных и выходных патрубков и регулируемых потоков, а также степенью формотрансформации рабочего тела. Именно предлагаемое соотношение радиальных размеров вышеуказанных элементов устройства, направление и расположение регулируемых потоков теплоносителя и применение формотрансформируемого рабочего тела из материала с эффектом "памяти формы" с вышеуказанными конфигурациями, объединяющего функции термочувствительного элемента, кинематического механизма, запорного органа и контактного устройства индикации прямого контроля регулирования, обеспечивают в совокупности достижение цели изобретения. Это позволяет сделать вывод, что предлагаемые изобретения связаны единым изобретательским замыслом. Сравнение предлагаемых технических решений с прототипом позволило установить соответствие их критерию "новизна". При изучении других известных в данной области техники признаков, отличающих предлагаемые изобретения от прототипа, они не были выявлены и поэтому это обеспечивает предлагаемым техническим решениям соответствие критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображено поведение потоков контуров при температуре теплоносителя ниже оптимальной; на фиг.2 то же, при оптимальной температуре теплоносителя; на фиг.3 то же, при максимальной температуре теплоносителя; на фиг. 4 общий вид устройства в разрезе, при температуре теплоносителя ниже оптимальной (сплошная штриховка рабочего тела) и при максимальной температуре теплоносителя (штриховка пунктиром); на фиг.5 возможная схема включения устройства в электрическую цепь для контроля его работы.

Предлагаемый способ регулирования температуры теплоносителя жидкостной и газовой среды в двухконтурных системах, например, в системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, осуществляется следующим образом.

П р и м е р 1. Охлаждающую жидкость формируют в два потока коаксиально и подают прямолинейно в одном направлении, а регулирование их интенсивности осуществляют рабочим телом, в зоне сечения внешнего потока, изменением его формы радиально. Причем внутренний поток ограничивают в направлении движения заглушкой, а радиально рабочим телом. При запуске и прогреве двигателя, когда температура жидкости менее 83оС, рабочему телу придают форму "полого цилиндра" и плотно охватывают заглушку. При этом для внутреннего потока создается тупик, а интенсивность внешнего потока максимальна и вся жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, быстро прогревая двигатель.

П р и м е р 2. После прогрева двигателя и достижения температуры жидкости более 83оС, рабочему телу придают форму "по- лураструба" и повышают от нуля интенсивность внутреннего потока с одновременным пропорциональным уменьшением внешнего путем освобождения от обхвата заглушки рабочим телом и создания при этом возможности поступления радиально внутреннего потока в зону внешнего. При этом жидкость движется двумя потоками и, циркулируя по двум контурам, создает оптимальный тепловой режим работы двигателя.

П р и м е р 3. При возможном достижении температуры охлаждающей жидкости 103оС, создающей предельный тепловой режим двигателя, рабочему телу придают окончательную форму "раструба", уменьшают до нуля интенсивность наружного потока и одновременно пропорционально увеличивают до максимума интенсивность внутреннего потока. При этом для внешнего потока создается тупик и вся жидкость движется одним потоком, циркулируя по большому контуру, только через радиатор.

Таким образом цель предлагаемого способа достигается.

П р и м е р 4. Устройство, для осуществления предлагаемого способа, например, в системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, для формирования потоков и их регулирования, содержит цилиндрический корпус 1 с врезанным в него ортогонально входным, от рубашки охлаждения, патрубком 2 и заглушенный с торцов крышками 3 и 4 с врезанными в них центрально, входным 5 от радиатора и выходным 6 от насоса, патрубками. Внутри корпуса, коаксиально, расположен полый цилиндр 7, объединенный с одной стороны с торцовой крышкой 3 и входным патрубком 5 от радиатора, а с другой с закрепленным на нем формотрансформируемым рабочим телом 8 из материала с эффектом "памяти формы", с точками начала мартенситного превращения 83оС и окончания 103оС и выполненным в виде "полого цилиндра". Кроме того внутри корпуса 1 установлена, также коаксиально, равнодиаметральная с рабочим телом 8 и обхватываемая им, заглушка 9, отстоящая от торцовой крышки 4 и внутреннего полого цилиндра 7 на расстояниях, создающих проходные сечения, равные проходному сечению входного патрубка 2 или 4, причем внутренние диаметры корпуса 1 и входного патрубка 2 или 4, а также наружный диаметр формотрансформируемого рабочего тела 8 связаны зависимостью D1 dn 100a, D2 dn a ( + 100), здесь a [(+200) где dn внутренний диаметр входного патрубка 2 или 4;
D1 наружный диаметр рабочего тела 8;
D2 внутренний диаметр корпуса 1;
- степень формотрансформации рабочего тела 8,
Для прямого контроля посредством индикации работы данного устройства и герметизации его при сборке, сопряжения торцовых крышек 3 и 4 и корпуса 1 выполнены с уплотнением, посредством резиновых прокладок 10 и 11, а также для включения устройства в электрическую цепь (см. например, фиг.5), от корпуса 1 и торцовых крышек 3 и 4 имеются электрические выводы: 12 общий (МБК); 13 работа малого контура (МК); 14 работа большого контура (БК).

Устройство работает следующим образом. При прогреве двигателя температура охлаждающей жидкости, поступающей из рубашки охлаждения, менее 83оС и формотрансформируемое рабочее тело 8, закрепленное на полом цилиндре 7, имеет заданную форму "полого кольцевого цилиндра" и плотно обхватывает заглушку 9. В результате охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения поступает в патрубок 2 и, проходя по кольцевому зазору между полым цилиндром 7, рабочим телом 8, заглушкой 9 и корпусом 1, а также зазору между заглушкой 9 и торцовой крышкой 4, выходит через патрубок 6 к насосу и далее обратно возвращается в рубашку охлаждения, циркулируя при этом по малому контуру. При достижении температуры охлаждающей жидкости, из рубашки охлаждения, 83оС и более, рабочее тело 8 начинает изменять свою форму, вследствие мартенситных превращений, переходя от заданной формы "полого кольцевого цилиндра" к форме "полураструба", отпуская заглушку 9 и создавая между ними зазор, в зависимости от температуры, дает возможность жидкости циркулировать также и по большому контуру, то есть из рубашки охлаждения и радиатора, через входной патрубок 5, полый цилиндр 7, зазор между рабочим телом 8 и заглушкой 9, и далее через зазор между заглушкой 9 и торцовой крышкой 4, поступает в патрубок 6, насос и обратно в рубашку охлаждения.

Таким образом охлаждающая жидкость циркулирует по двум контурам с интенсивностями, пропорциональными зазорам между рабочим телом 8 и заглушкой 9, а также между рабочим телом 8 и корпусом 1, и создает оптимальный тепловой режим работы двигателя. При возможном достижении температуры охлаждающей жидкости 103оС, создающей предельный тепловой режим работы двигателя, рабочее тело 8 принимает конечную заданную форму "раструба" и, прижимаясь плотно к корпусу 1, перекрывает поток малого контура. Таким образом охлаждающая жидкость циркулирует только по большому контуру, и в результате этого осуществляется эффективный отвод тепла от двигателя. При понижении температуры охлаждающей жидкости порядок работы устройства меняется на обратный.

П р и м е р 5. Другое устройство для осуществления предлагаемого способа, например, в системе подогрева поступающего в двигатель внутреннего сгорания воздуха, состоящее из воздухозаборников наружного воздуха и выпускного коллектора двигателя и воздухоочистителя, имеет конструкцию и процесс работы аналогичные, но отличные от устройства примера 4, схему включения и температурные режимы работы. Устройство включается в систему следующим образом: патрубок 2 к воздухозаборнику от выпускного коллектора двигателя; патрубок 5 к воздухозаборнику наружного воздуха; патрубок 6 к воздухоочистителю двигателя. Формотрансформируемое рабочее тело 8 выполнено из материала с эффектом "памяти формы" с точкой начала мартенситного превращения 25оС и окончания (35оС), что соответствует оптимальному интервалу температур воздуха, для создания горючей смеси при работе двигателя. Устройство для данной системы работает следующим образом.

При запуске двигателя, когда температура наружного воздуха ниже 25оС, рабочее тело 8 имеет заданную форму "полого цилиндра", и воздух от коллектора двигателя поступает в патрубок 2 устройства и, проходя наружным коаксиальным потоком в нем, выходит через патрубок 6 и поступает в воздухоочиститель двигателя, циркулируя при этом по "тепловому контуру". При достижении температуры воздуха, поступающего в устройство, более 25оС рабочее тело 8 принимает форму "полураструба" и, пропуская подогретый воздух из патрубка 2 и холодный из патрубка 5, проходит через него двумя коаксиальными потоками и поступает через патрубок 6 в воздухоочиститель двигателя, циркулируя при этом по двум контурам: "тепловому" и "холодному". При достижении температуры воздуха 35оС, рабочее тело 8 принимает конечную заданную форму "раструба" и перекрывает поток "теплового контура". Таким образом, в воздухоочиститель поступает только наружный воздух. При понижении температуры воздуха порядок работы устройства меняется на обратный. Для прямого контроля работы устройство включается в электрическую схему аналогично примеру 4.

Предлагаемый способ регулирования температуры теплоносителя жидкостной или газовой среды в двухконтурных системах и устройства для его осуществления, в сравнении с прототипом, повышают эффективность регулирования за счет объединения рабочим телом функций термочувствительного элемента, кинематического механизма и запорного органа, что дает следующие преимущества:
простота, надежность, неподверженность вибрациям и перегрузкам, вследствие малой инерционной массы и значительных развиваемых усилий рабочим телом, квазистатика регулирования;
упрощение конструкции и повышение ее технологичности, долговечность и возможность прямого контроля работы предлагаемых устройств и косвенно других систем и оборудования.


Формула изобретения

1. ТЕРМОРЕГУЛЯТОР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий корпус-тройник, заглушенный с торцов крышками и врезанными в них центрально входным и выходным патрубками, и термочувствительный элемент из материала с эффектом памяти формы, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, он снабжен полым коаксиально расположенным с зазором к корпусу цилиндром, сопряженным одним концом с крышкой, а к другому его концу прикреплен термочувствительный элемент, выполненный в виде полого цилиндра, с возможностью изменения проходного сечения, и загрушкой, сопряженной с другой крышкой и контактируемой с термочувствительным элементом.

2. Терморегулятор по п.1, отличающийся тем, что он снабжен тремя электрическими выводами и двумя уплотнениями между корпусом и крышками из эластичного диэлектрика.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области двигателестроения, и может быть использовано при проектировании двигателей внутреннего сгорания и их систем охлаждения

Изобретение относится к системам охлаждения автомобильного двигателя, имеющим термостат, в частности к системам охлаждения для регулирования циркуляции хладагента при нахождении автомобильного двигателя в охлажденном состоянии

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Термостат // 2011859
Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для обеспечения необходимого теплового режима двигателя

Изобретение относится к системам автоматического управления и регулирования тепловым режимом двигателя внутреннего сгорания, предназначено для использования на автомобилях, тракторах в строительно-дорожной, коммунальной и специальной самоходной технике, а также на стационарных и передвижных энергетических агрегатах

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при изготовлении элементов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к легковым автомобилям

Термостат // 2141567
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам поддержания постоянства температуры при охлаждении или нагреве объектов

Изобретение относится к приборам регулирования, а именно к термостатам, и может быть использовано для системы охлаждения двигателя

Изобретение относится к системе охлаждения автомобильных двигателей

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам охлаждения тепловых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания, с утилизацией тепла охлаждающей жидкости
Наверх