Муфта свободного хода

 

Муфта свободного хода относится к машиностроению и может быть использована в двухдвигательном приводе. Муфта содержит корпус, установленные в корпусе две обоймы, жестко связанные с ведущим элементом, две звездочки, установленные на ведомом валу посредством подшипника качения и выполненные со шлицевыми участками, заклинивающие элементы. Механизм управления выполнен в виде управляемой электромагнитной муфты, якорь которой связан шлицевым соединением с ведомым валом и расположен с возможностью соединения со шлицевым участком звездочки. Неподвижное зубчатое коническое колесо с двухсторонним венцом взаимодействует с двумя водилами, установленными с возможностью вращения на ведомом валу. Якоря электромагнитной муфты выполнены с возможностью одновременного соединения со шлицевыми участками упомянутых звездочек соответственно, при этом упомянутые обоймы выполнены с противоположным направлением заклинивания. Предложенное выполнение муфты позволяет обеспечить реверсивность ее действия и осуществлять селективное управление обойм приводами. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе.

Известна сдвоенная обгонная муфта, содержащая две обоймы, две звездочки, одна из которых жестко соединена с валом, и установленные между ними ролики, вторая звездочка выполнена с торцевыми выступами, взаимодействующими с роликами, звездочками, жестко смонтированной на валу и установленной свободно на ступице последней (авт. св. СССР N 409027, кл. F 16 D 41/06, 1974 г.).

Недостатком известной муфты свободного хода является то, что она не обладает реверсивностью действия.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является муфта свободного хода, содержащая установленные в корпусе обойму, связанную с валом звездочку, выполненную с шлицевым участком и установленную на валу посредством подшипника качения, размещенные между валом и звездочкой заклинивающие ролики, механизм управления, выполненный в виде управляемой муфты, электромагнитный якорь которой связан шлицевым соединением со звездочкой (патент РФ N 2011906, кл. F 16 D 41/06, 1994 г.- прототип).

Недостатком данной муфты свободного хода является то, что она не обладает реверсивностью действия и не позволяет управлять вторым приводом.

Цель изобретения - повышение кинематических возможностей муфты свободного хода путем обеспечения реверсивности ее действия и возможности управления вторым приводом.

Для этого муфта свободного хода, содержащая корпус, установленные в корпусе обойму, жестко связанную с ведущим элементом, звездочку, установленную на ведомом валу посредством подшипника и выполненную с шлицевым участком, заклинивающие элементы, размещенные между обоймой и звездочкой, и механизм управления, выполненный в виде управляемой электромагнитной муфты, якорь которой связан шлицевым соединением с ведомым валом и расположен с возможностью соединения с шлицевым участком звездочки, снабжена дополнительными обоймой и звездочкой, установленной на ведомом валу посредством дополнительного подшипника качения и выполненной с шлицевым участком, неподвижным зубчатым коническим колесом с двухсторонним венцом, двумя установленными с возможностью вращения на ведомом валу оппозитно друг другу и выполненными в виде зубчатых колес водилами с сателлитами, находящимися в зацеплении с неподвижным зубчатым коническим колесом, дополнительным якорем, причем якоря управляемой электромагнитной муфты выполнены с возможностью одновременного соединения с шлицевыми участками упомянутых звездочек соответственно, при этом упомянутые обоймы выполнены с противоположным направлением заклинивания.

Такое выполнение муфты свободного хода позволяет обеспечить реверсивность ее действия и осуществлять селективное управление обоими приводами.

На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая муфта свободного хода, продольный разрез; на фиг. 2 - управляемая электромагнитная муфта, продольный разрез.

Муфта свободного хода (МСХ) содержит размещенные в корпусе 1 жестко связанную с ведущим элементом - конической шестерней 2 обойму 3, звездочку 4, ролики 5, ведомый вал 6, подшипник 7 качения, например, роликовый, механизм управления, выполненный в виде, например, электромагнитной муфты 8. Звездочка 4 снабжена шлицевым участком, взаимодействующим с аналогичным участком якоря 9 электромагнитной муфты 8. Якорь 9 в свою очередь связан шлицевым соединением с ведомым валом 6.

МСХ снабжена оппозитно расположенными дополнительной обоймой 10, дополнительной звездочкой 11, размещенными между ними дополнительными заклинивающими роликами 12, двумя расположенными оппозитно друг другу, установленными с возможностью вращения и выполненными в виде зубчатых колес водилами 13 и 14 с сателлитами соответственно 15 и 16, которые находятся в зацеплении с неподвижным коническим зубчатым колесом 17 с двухсторонним венцом.

Основная 3 и дополнительная 10 обоймы выполнены противоположным направлением заклинивания. Дополнительная звездочка 11 посредством дополнительного подшипника 18 качения установлена на ведомом валу 6. Дополнительная обойма 10 жестко связана шпоночным соединением с дополнительным ведущим элементом 19. Дополнительная звездочка 11 снабжена шлицевым участком, взаимодействующим с аналогичным участком якоря 9 электромагнитной муфты 8. Основной 2 и дополнительный 19 ведущие элементы находятся в зацеплении с сателлитами 15 и 16 соответственно.

Устройство работает следующим образом.

В положении, показанном на фиг. 1, электромагнитная муфта 8 отключена и ее левый и правый якоря 9 находятся в зацеплении посредством шлицевого соединения с соответствующими звездочками 4 и 11. При включении одного из приводов (например, привода 20) по часовой стрелке движение от ведущей шестерни 21 передается водилу 13 с сателлитом 15 и далее через ролики 5 звездочке 4, якорю 9 и ведомому валу 6, который начинает вращаться против часовой стрелки. При этом сателлит 15 обкатывается по неподвижному коническому колесу 17. В это время правая половина МСХ находится в режиме холостого хода.

При включении электромагнитной муфты 8 ее левый и правый якоря 9, сжимая свои пружины (на чертеже не показаны) втягиваются внутрь муфты и расцепляются со своими звездочками 4 и 11. МСХ полностью переходит в режим холостого хода, и вал 6 останавливается.

Аналогично работает устройство и при одиночном включении другого привода 22. При одновременном включении приводов 20 и 22, если направление вращения их противоположно друг другу, а электромагнитная муфта 8 отклонена, то создаваемые ими моменты суммируются на ведомом валу 6.

При включении электромагнитной муфты 8 жесткая связь между якорем 9 и звездочками 4 и 11 разрывается и МСХ переходит в режим холостого хода. Вал 6 останавливается, а обоймы 2 и 10 и звездочки 4 и 11 будут продолжать вращаться, не передавая момента.

Формула изобретения

Муфта свободного хода, содержащая корпус, установленные в корпусе обойму, жестко связанную с ведущим элементом, звездочку, установленную на ведомом валу посредством подшипника качения и выполненную со шлицевым участком, заклинивающие элементы, размещенные между обоймой и звездочкой, и механизм управления, выполненный в виде управляемой электромагнитной муфты, якорь которой связан шлицевым соединением с ведомым валом и расположен с возможностью соединения с шлицевым участком звездочки, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительными обоймой и звездочкой, установленной на ведомом валу посредством дополнительного подшипника качения и выполненной с шлицевым участком, неподвижным зубчатым коническим колесом с двусторонним венцом, двумя установленными с возможностью вращения на ведомом валу оппозитно друг другу и выполненными в виде зубчатых колес водилами с сателлитами, находящимися в зацеплении с неподвижным зубчатым коническим колесом, дополнительным якорем, причем якоря управляемой электромагнитной муфты выполнены с возможностью одновременного соединения со шлицевыми участками упомянутых звездочек соответственно, при этом упомянутые обоймы выполнены с противоположным направлением заклинивания.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента на ведущие колеса машин и механизмов, вращающихся с различными угловыми скоростями при повороте (развороте)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и разъединения валов с передачи крутящего момента в двух направлениях

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, где требуется принудительное управление муфтой свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов в импульсных вариаторах и инерционных трансформаторах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к бесплунжерным обгонным муфтам стартера, имеющим групповое прижимное устройство для заклинивающих роликов

Изобретение относится к бесплунжерным обгонным муфтам стартера, имеющим групповое прижимное устройство для заклинивающих роликов
Наверх