Цилиндрическая зубчатая передача

 

Использование: изобретение относится к машиностроению, в частности к зубообработке. Сущность: передача состоит из шестерни 1 и колеса 2. Поверхность выступов и впадин зубьев шестерни 1 образована дугой постоянного радиуса и представляет собой плавную кривую, а поверхность выступов и впадин зубьев колеса 2 выполнена ответной соответственно поверхности выступов и впадин зубьев шестерни 1. 4 ил.

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к зубообработке.

Широко известны цилиндрические зубчатые передачи, у которых зубья выполнены на цилиндрической поверхности и могут быть прямозубыми, косозубыми, шевронными и даже радиусными (арочными) (Иосилевич Г.Б. Детали машин. - М.: Машиностроение, 1988, с. 159 - 166 - прототип).

Однако для таких передач характерны недостаточные нагрузочная способность, долговечность и надежность.

Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и долговечности передачи.

Цель достигается тем, что поверхности выступов и впадин зубьев шестерни образованы дугой постоянного радиуса и представляют собой плавную волнообразную кривую, поверхности выступов и впадин зубьев колеса выполнены ответными соответственно поверхности выступов и впадин зубьев шестерни, а центры кривизны каждой из дуг расположены на расстоянии 1/4 ширины соответственно шестерни и колеса с обоих торцев.

На фиг.1 показана передача в сборе - шестерня и колесо в зацеплении; на фиг. 2 - передача в изометрии (фрагмент); на фиг. 3 - фрезерование зубьев шестерни такой передачи; на фиг. 4 - разрез зацепления.

Передача состоит из шестерни 1 и колеса 2 на параллельных валах.

Передача работает следующим образом.

Вращающий момент передается от шестерни к колесу через зубья, которые выполнены не по цилиндру, а по кривой, близкой к синусоиде, т.е. во впадине зубья с небольшой отрицательной коррекцией (смещением), а у выпуклой части - с положительным смещением. При этом при определении кривизны зуба играет решающую роль заострение зуба (на выпуклой стороне), которое не должно превышать 0,2 толщины зуба по модулю, а во впадине отрицательное смещение не должно быть большим из-за опасности подрезания ножки зуба. Отсюда, если известна ширина шестерни, определяется радиус кривизны передачи и сопоставляется с диаметром червячной модульной фрезы, и если размер сильно отличается, то делают специальную фрезу. У такой передачи коэффициент перекрытия значительно больше (в два и даже три раза) против обычной передачи, поэтому в зацеплении находятся три - четыре пары зубьев, и нагрузка на каждую пару (контактное напряжение) уменьшается в два - три раза, отсюда контактная выносливость возрастает также в два - три раза и долговечность также.

Экономический эффект очень большой. Так, при применении подобной передачи в тепло- или электровозах в конечной передаче (M = 10, Z = 22 и 88) увеличивается втрое пробег тепловоза от ремонта до ремонта, включая замену зубчатой передачи. Эффект исчисляется многими миллионами рублей.

Формула изобретения

Цилиндрическая зубчатая передача, содержащая шестерню и колесо, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и повышения надежности, поверхности выступов и впадин зубьев шестерни образованы дугой постоянного радиуса и представляют собой плавную волнообразную кривую, поверхности выступов и впадин зубьев колеса выполнены ответными соответственно поверхности выступов и впадин зубьев шестерни, а центры кривизны каждой из друг расположены на расстоянии 1/4 ширины соответственно шестерни или колеса с обоих торцов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к усовершенствованию зуба шестерни и к способу его изготовления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических редукторах для приводов различных машин и станков как в качестве прямозубой, так и косозубой передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изготовления силовых приводных устройств

Изобретение относится к зубчатым передачам

Изобретение относится к передачам вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес на контактную усталость

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано при проектировании передаточных механизмов, дезинтеграторов для измельчения материалов

Изобретение относится к зубчатым колесам и может быть использовано в приводах и редукторах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении
Наверх