Управляемый артиллерийский снаряд

 

Изобретение относится к артиллерийской технике, в частности к управляемым артиллерийским снарядам, хранение и транспортирование которых проводится в специализированных футлярах. Управляемый артиллерийский снаряд состоит из отсека управления и отсека "снарядного", уложенных в соответствующие им герметичные футляры с быстросъемными крышками и стыкуемых друг с другом при помощи быстродействующего замка непосредственно перед заряжанием в ствол орудия. Быстродействующий замок для стыковки отсеков управляемого артиллерийского снаряда снабжен фиксирующими радиальными винтами, частично ввернутыми в корпус отсека управления. Часть фиксирующих радиальных винтов, выступающая за наружную поверхность корпуса отсека, размещается в сквозных радиальных отверстиях, выполненных в обечайке футляра под быстросъемной крышкой. Внутренняя цилиндрическая поверхность обечайки футляра, контактирующая с наружной поверхностью отсека управления, в районе фиксирующих радиальных винтов имеет диаметр, соответствующий диаметру выступов нарезной части канала ствола. Технический эффект - повышение надежности функционирования управляемого артиллерийского снаряда. 3 ил.

Изобретение относится к артиллерийской технике, в частности к управляемым артиллерийским снарядам, хранение и транспортирование которых проводится в специализированных футлярах.

Известен контейнер для патрона, например для осколочно-фугасных снарядов артиллерийских орудий крупных калибров [1], имеющий корпус трубчатой формы, в котором патрон удерживается с помощью центрирующего кольцевого устройства, имеющего опорную коническую поверхность, профиль которой является дополняющим по отношению к периферийной поверхности оживальной части патрона. Центрирующее кольцевое устройство расширяется в радиальном направлении, когда оно подвержено осевому растяжению. В нерабочем положении устройство охвачено наружным кольцом, закрепленным в корпусе, откуда оно может быть легко извлечено.

Осколочно-фугасные снаряды больших калибров и особенно выстрелы унитарного заряжания, для упаковки которых используется контейнер, имеют, как правило, значительные размеры, поэтому размещение подобных контейнеров в самоходной гаубице без доработки боеукладок представляется весьма проблематичным. Большие габариты боеприпасов, а следовательно, и контейнера для его хранения приводят в связи с ограничениями по свободному объему к определенным трудностям как при извлечении снаряда из контейнера в башне самоходной гаубице, так и при подготовке его к стрельбе.

Известен управляемый артиллерийский снаряд [2], который является прототипом изобретения. Он состоит из отсека управления и отсека "снарядного", уложенных в соответствующие им герметичные футляры с быстросъемными крышками и стыкуемых при помощи быстродействующего штыкового замка перед заряжанием в орудие. Посадочные поверхности футляров отсека управления и отсека "снарядного" выполнены идентичными поверхностям ячеек боеукладок самоходной гаубицы для неуправляемого снаряда и метательного заряда неуправляемого снаряда соответственно.

Разделение управляемого артиллерийского снаряда на два отсека, стыкуемых друг с другом непосредственно перед боевым применением, и упаковка каждого из отсеков в соответствующие герметичные футляры позволяет разместить отсеки снаряда в ячейки боеукладок, предназначенных для штатных снарядов и метательных зарядов, что обеспечивает возможность размещения управляемых артиллерийских снарядов в самоходной гаубице в определенном сочетании с неуправляемыми снарядами, необходимом для выполнения боевых задач в минимально возможное время.

Соединение двух отсеков управляемого артиллерийского снаряда посредством штыкового замка предполагает вхождение посадочного места одного, в данном случае "снарядного", отсека внутрь отсека управления с последующим его поворотом вокруг продольной оси снаряда на определенный угол. Однако отсутствие в конструкции замка устройства, фиксирующего состыкованные друг с другом отсеки, может привести к самопроизвольному развороту одного отсека относительно другого, а значит и к нарушению целостности изделия в целом из-за воздействия на него вибрационных нагрузок при движении по нарезной части ствола, когда снаряд вовлекается во вращательное движение.

Кроме того, располагаясь в своем футляре, отсек управления, как наиболее конструктивно сложный блок снаряда, является практически незастопоренными относительно него. Это позволяет отсеку при работе со снарядом, например проведении погрузочно-разгрузочных операций или транспортировании, достаточно свободно перемещаться внутри футляра. Соударения отсека управления со внутренними стенками его футляра приводят к возникновению дополнительных механических воздействий и, как следствие, к возможной неисправности бортовой аппаратуры, что отрицательно влияет на надежность снаряда при его эксплуатации.

Целью изобретения является повышение надежности функционирования управляемого артиллерийского снаряда за счет применения в конструкции быстродействующего штыкового замка фиксирующих радиальных винтов, исключающих возможную расстыковку отсеков снаряда при движении по стволу орудия и являющихся одновременно элементом фиксации отсека управления при размещении его в футляре. Это достигается тем, что в управляемом артиллерийском снаряде, состоящем из отсека управления и отсека "снарядного", уложенных в соответствующие им герметичные футляры с быстросъемными крышками и стыкуемых друг с другом при помощи быстродействующего замка непосредственно перед заряжанием в ствол орудия, быстродействующий замок для стыковки отсеков управляемого артиллерийского снаряда снабжен фиксирующими радиальными винтами, частично ввернутыми в корпус отсека управления, при этом часть фиксирующих радиальных винтов, выступающая за наружную поверхность корпуса отсека, размещается в сквозных радиальных отверстиях, выполненных в обечайке футляра под быстросъемной крышкой, а внутренняя цилиндрическая поверхность обечайки футляра, контактирующая с наружной поверхностью отсека управления, в районе фиксирующих радиальных винтов имеет диаметр, соответствующий диаметру выступов нарезной части канала ствола.

До стыковки отсеков радиальные винты, которыми снабжен быстродействующий замок управляемого артиллерийского снаряда, лишь частично ввернуты в корпус отсека управления, и при нахождении отсека в футляре выступающие за наружную поверхность корпуса отсека части радиальных винтов размещаются в соответствующих сквозных радиальных отверстиях, выполненных в обечайке футляра. Это позволяет надежно зафиксировать отсек управления внутри футляра, избегая при этом дополнительных механических воздействий на элементы его конструкции. Размещение сквозных радиальных отверстий обечайки под быстросъемной крышкой позволяет сохранить герметичность футляра, обеспечивающую требуемые эксплуатационные характеристики снаряда в течение установленного срока хранения.

Исходное положение частично ввернутых в корпус отсека управления радиальных винтов дает возможность свободного вхождения отсека "снарядного" в отсек управления и его поворота вокруг продольной оси, после чего вворачиванием этих же винтов в корпус отсека обеспечивается надежная фиксация состыкованных друг с другом частей снаряда, исключающая их взаимный разворот во время выстрела.

Объективный контроль окончательной установки фиксирующих радиальных винтов, предотвращающий возможное их выступание за калибр снаряда, осуществляется при снятии футляра с отсека управления, состыкованного со "снарядным" отсеком. В этот момент внутренняя цилиндрическая поверхность обечайки футляра, контактирующая с наружной поверхностью отсека управления и в районе радиальных винтов имеющая диаметр, соответствующий диаметру выступов нарезной части канала ствола, выполняет роль своеобразного мерительного калибра. В случае недоворота радиальных винтов в корпус отсека, влекущего за собой как нефиксацию отсеков при их соединении, так и возможное повреждение ствола орудия, футляр, оставаясь связанным с отсеком, просто не снимется с него и боевое использование снаряда будет невозможно.

Сравнение указанного технического решения с прототипом позволяет установить его соответствие критерию "новизна". Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 представлен общий вид отсека управления управляемого артиллерийского снаряда, уложенного в герметичный футляр с быстросъемной крышкой; на фиг.2 - общий вид "снарядного" отсека в герметичном футляре с быстросъемной крышкой; на фиг.3 - устройство фиксации отсека управления относительно его футляра (штрих-пунктиром условно показано расположение отсеков управляемого артиллерийского снаряда в футлярах).

Управляемый артиллерийский снаряд состоит из отсека управления 1 и отсека "снарядного" 2, которые стыкуются друг с другом непосредственно перед заряжанием в ствол орудия с помощью быстродействующего замка штыкового типа. В исходном положении отсеки управления и "снарядный" размещаются в герметичных футлярах 3 и 4 соответственно, на каждый из которых установлена быстросъемная крышка 5. Герметичность внутренней полости футляра обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами 6. Со стороны торца отсека управления 1, прилегающего к крышке 5 футляра 3, расположена часть "а" быстродействующего штыкового замка, а входящая с ней с зацепление при стыковке отсеков ответная часть "b" замка образована на соответствующем посадочном диаметре переднего торца отсека "снарядного". В корпус отсека управления 1, в районе части "a" быстродействующего штыкового замка частично ввернуты фиксирующие радиальные винты 7. Часть винтов 7, выступающая за наружную поверхность корпуса отсека 1, размещается в сквозных радиальных отверстиях "c", выполненных в обечайке футляра 3, под быстросъемной крышкой 5, фиксируя таким образом отсек управления от осевых и радиальных перемещений относительно его футляра. В исходном положении винты 7 законтрены грунтовкой или лаком. Возможное даже при таком способе крепления незначительное осевое смещение отсека в футляре, вызванное разбросом допусков при изготовлении как радиальных отверстий "c" обечайки футляра, так и самих фиксирующих радиальных винтов 7, исключается установкой на дно быстросъемной крышки 5 компенсирующей резиновой прокладки 8, упирающейся в торец отсека управления 1.

Перед выстрелом с футляром 3 и 4 отсеков управляемого артиллерийского снаряда снимают крышки 5, извлекают отсек "снарядный" 2 из его футляра 4 и стыкуют с отсеком управления 1, вводя в зацепление, с последующим их взаимным разворотом, части "a" и "b" быстродействующего штыкового замка отсеков управления 1 и "снарядного" 2 соответственно. После соединения отсеков снаряда друг с другом, в корпус отсека управления 1 вворачивают радиальные винты 7, которые при этом выходят из контактирования с поверхностью сквозных радиальных отверстий "c" обечайки футляра 3. Тем самым фиксируется состыкованное положение отсеков и одновременно отсек управления 1 выводится из застопоренного относительно своего футляра 3 состояния. Имеющая диаметр, соответствующий диаметру выступов нарезной части ствола орудия, внутренняя цилиндрическая поверхность "d" обечайки футляра 3 контактирует с наружной поверхностью снаряда в районе фиксирующих радиальных винтов 7 и, являясь своеобразным мерительным калибром при извлечении окончательно собранного снаряда из футляра 3, исключает возможное выступание радиальных винтов 7 за калибр снаряда.

Таким образом, использование в конструкции быстродействующего штыкового замка фиксирующих радиальных винтов, исключающих возможную расстыковку отсеков снаряда при движении его по стволу орудия и являющихся одновременно элементом фиксации отсека управления при размещении его в футляре, позволяет повысить надежность функционирования управляемого артиллерийского снаряда.

Источники информаци 1. Заявка Франции (FR) N 2451565, кл. F 42 B 39/00.

2. Патент России N 2056609, кл.F 41 A 9/00, 1996.

Формула изобретения

Управляемый артиллерийский снаряд, состоящий из отсека управления и "снарядного" отсека, уложенных в соответствующие им герметичные футляры с быстросъемными крышками и стыкуемых друг с другом при помощи быстродействующего замка непосредственно перед заряжением в ствол орудия, отличающийся тем, что быстродействующий замок для стыковки отсеком управляемого артиллерийского снаряда снабжен фиксирующими радиальными винтами, частично ввернутыми в корпус отсека управления, при этом часть фиксирующих радиальных винтов, выступающая за наружную поверхность корпуса отсека, размещается в сквозных радиальных отверстиях, выполненных в обечайке футляра под быстросъемной крышкой, а внутренняя цилиндрическая поверхность обечайки футляра, контактирующая с наружной поверхностью отсека управления, в районе фиксирующих радиальных винтов имеет диаметр, соответствующий диаметру выступов нарезной части канала ствола.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Государственное унитарное предприятие "КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Дочернее открытое акционерное общество "Научно-производственный центр высокоточной техники "Ижмаш"

Характер внесенных изменений (дополнений):Внесены изменения, не относящиеся к определению сторон и предмету договора.

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 23.08.2005 № РД0001693

Извещение опубликовано: 10.06.2007        БИ: 16/2007

* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к безопасности контейнерных перевозок, хранения и обслуживания экологически- и взрывоопасных грузов, и обеспечивает надежную защиту взрывоэкологическиопасного груза от внешних воздействий и локализации выброса изолируемого груза в случае его взрыва внутри
Изобретение относится к космической энергетике, а также к способам и средствам защиты Земли от опасных космических объектов: астероидов, комет, космического мусора

Изобретение относится к области транспортирования опасных грузов и может быть использовано для перевозки детонирующих шнуров (далее ДШ) известными видами транспорта, в том числе авиацией

Снаряд // 2103656

Изобретение относится к защитным устройствам от взрыва, когда не известны ни мощность заряда, ни управление им, может быть использовано преимущественно в больших городах для предотвращения разрушения и гибели людей от взрывного устройства на автотранспорте, когда подрыв его на месте без защиты сооружений невозможен, а управление им неизвестно

Изобретение относится к области горнодобывающей промышленности, машиностроения, и т.д

Изобретение относится к средствам для снаряжения патронных лент и может быть использовано при приведении комплексов танкового вооружения к боевому применению

Изобретение относится к обеспечению безопасности при обращении со взрывчатыми веществами (ВВ) и содержащими их устройствами

Изобретение относится к укладкам для размещения боеприпасов на транспортных средствах

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к реактивным снарядам

Изобретение относится к средствам борьбы с танками и другими малоразмерными целями

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции малогабаритных ракетных выстрелов

Изобретение относится к малогабаритным ракетным снарядам, оснащенным твердотопливным реактивным двигателем и боевой частью с электрическим взрывателем
Изобретение относится к космической энергетике, а также к способам и средствам защиты Земли от опасных космических объектов: астероидов, комет, космического мусора

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к способам стрельбы управляемой ракетой с элементами оптической связи с наземной аппаратурой управления, а также к ракетным комплексам, предназначенным для реализации данных способов

Изобретение относится к ракетной техникое и может быть использовано для прекращения полета ракеты с твердотопливным двигателем на расчетном времени, что бывает необходимо, например, в условиях ограниченных по дальности полигонов

Изобретение относится к оборонной технике, в частности, к управляемым снарядам
Наверх