Катапультное кресло

 

Изобретение относится к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. На сидении смонтированы стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель, заголовник, механизм ввода спасательного парашюта, ремни притяга пояса и ног, замки для крепления концов ремней притяга пояса и ног и трубопровод, соединяющий замки с полостью высокого давления механизма ввода спасательного парашюта. Упрощается конструкция кресла и уменьшается его масса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата.

Известно катапультное кресло, обеспечивающее спасение экипажа самолета в случае его аварии, содержащее сиденье, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель, заголовник с уложенным в нем спасательным парашютом, механизм ввода спасательного парашюта, ремни притяга плеч и пояса, связанные с подвесной-привязной системой, ремни притяга ног и гильотины, через которые проходят ремни притяга плеч [1].

Недостатком этого кресла является сложность конструкции системы отделения летчика от кресла. Работа системы основана на использовании давления газа механизма ввода парашюта. При отстреле заголовника подвижный нож гильотины, соединенный тросом с заголовником, перерезает ремень механизма притяга плеч, а сила отдачи, возникающая при его отстреле, перемещает наружную трубу стреляющего механизма.

Для передачи перемещения наружной трубы стреляющего механизма к подвижным ножам гильотин, перерезающим ремни притяга пояса и ног, пороховой реактивный двигатель крепится к наружной трубе стреляющего механизма, а для обеспечения синхронного перемещения двигателя при регулировке сиденья по росту (необходимо для обеспечения прохождения вектора тяги двигателя через центр масс системы "кресло-человек"), связь двигателя с наружной трубой стреляющего механизма осуществляется через ходовой винт, связанный с ходовым винтом механизма регулировки по росту. В тоже время для ограничения перемещения наружной трубы стреляющего механизма и двигателя требуется демпфер, передающий энергию движения на кресло. При перемещении двигателя присоединенные к нему троса заставляют срабатывать гильотины, перерезающие ремни механизмов притяга пояса и ремни механизма притяга ног. Перемещение наружной трубы стреляющего механизма ограничивается демпфером, передающим силу отдачи на кресло. Все это приводит к осложнению и утяжелению конструкции кресла.

Предлагаемая конструкция позволяет решить задачу упрощения конструкции катапультного кресла и уменьшения его массы.

Указанная задача достигается тем, что в известном катапультном кресле, содержащем сидение, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель, заголовник с уложенным в нем спасательным парашютом, механизм ввода спасательного парашюта, ремни притяга плеч, ремни притяга ног, согласно изобретению, оно дополнительно снабжено установленными на сидении замка для крепления концов ремней притяга пояса и ног и трубопроводом, соединяющим замки с полостью высокого давления механизма ввода спасательного парашюта, кроме этого, наружная труба стреляющего механизма и реактивный двигатель закреплены непосредственно на каркасе сидения.

При этом каждый замок имеет корпус, на котором закреплена качалка, одно из плеч которой зафиксировано запирающей качалкой, которая зафиксирована от поворота штоком, а другое плечо качалки, на которое надет ремень притяга пояса, контактирует с двуплечным рычагом, шарнирно закрепленным на боковине сидения и связанным посредством тяги с шарнирно закрепленным на боковине сидения подпружиненным вторым двуплечим рычагом, на свободное плечо которого одет ремень притяга ног, при этом трубопровод соединен предпоршневой полостью штока.

На фиг. 1 изображен общий вид кресла; на фиг. 2 - схема работы замков; на фиг. 3 - общий вид замка; на фиг. 4 - сечение замка по Б-Б на фиг. 3.

Катапультное кресло содержит сидение 1, на котором смонтированы стреляющий механизм 2, пороховой реактивный двигатель 3, заголовник 4, механизм 5 ввода спасательного парашюта, ремни 6 притяга плеч и ремни 7 притяга пояса, подвесную привязную систему 8, ремни 9 притяга ног и гильотины для разделения летчика от кресла (на чертежах не показаны). Наружная труба стреляющего механизма и пороховой реактивный двигатель закреплены непосредственно на каркасе кресла. На сидении так же установлены замки 10 для крепления концов ремней притяга пояса и притяга ног, которые имеют правый и левый варианты исполнения. Каждый замок состоит из корпуса 11, на котором шарнирно закреплена качалка 12. На одно из плеч ее надет свободный конец ремня притяга пояса. Качалка 12 зафиксирована от поворота запирающей качалкой 13, шарнирно закрепленной на корпусе 11, при этом поверхности контакта обеих качалок выполнены со скосом. Запирающая качалка в свою очередь зафиксирована от поворота штоком 14 поршня 15. Предпоршневая полость А сообщена трубопроводом 16 с полостью высокого давления механизма ввода парашюта.

В исходном положении шток 14 зафиксирован срезным элементом 17. На второе плечо качалки 12 опирается двуплечий рычаг 18, шарнирно закрепленный на боковине сидения 1 и связанный тягой 19 с двуплечим рычагом 20, так же шарнирно закрепленным на боковине сидения 1 и связанный с ним посредством пружины растяжения 21. Стрелкой Р (фиг. 3) показано направление действия нагрузки на ремень 7 притяга пояса при отделении летчика от кресла.

Работает катапультное кресло следующим образом.

В случае возникновения аварийной ситуации, при подаче членом экипажа команды на катапультирование, натягиваются ремни 6 притяга плеч и пояса 7 и включается стреляющий механизм 2. Кресло разгоняется в направляющих рельсах кабины самолета. При дальнейшем движении кресла натягиваются ремни 6 притяга ног, включается пороховой реактивный двигатель 3 и кресло сходит с направляющих рельс и совершает полет по траектории в стабилизованном положении. Затем отстреливается заголовник 4. Возникающее при его отстреле высокое давление в полости механизма 5 ввода спасательного парашюта по трубопроводу 16 передается в предпоршневую полость А, при этом разрушается срезной элемент 17 и, перемещаясь, шток освобождает запирающую качалку 13. Под действием нагрузки на ремень притяга пояса в направлении, показанном стрелкой, качалка 12 благодаря скосам на контактирующих поверхностях поворачивает запирающую качалку 13 и освобождается. При этом освобождаются ремень 7 притяга пояса и двуплечий рычаг 18. Под действием пружины 21 поворачивается двуплечий рычаг 20, с другого плеча которого сходит ремень 9 притяга ног. Происходит разделение связей датчика с креслом.

Формула изобретения

1. Катапультное кресло, содержащее сидение, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель, заголовник с уложенным в нем спасательным парашютом, механизм ввода спасательного парашюта, ремни притяга пояса и ног, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено установленными на сидении замками для крепления концов ремней притяга пояса и ног и трубопроводом, соединяющим замки с полостью высокого давления механизма ввода спасательного парашюта, кроме этого наружная труба стреляющего механизма и пороховой реактивный двигатель закреплены непосредственно на каркасе сиденья.

2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что каждый замок содержит корпус, на котором закреплена качалка, одно из плеч которой зафиксировано запирающей качалкой, которая зафиксирована от поворота штоком, а другое плечо качалки, на которое надет ремень притяга пояса, контактирует с двуплечим рычагом, шарнирно закрепленным на боковине сидения, подпружиненным вторым двуплечим рычагом, на свободное плечо которого надет ремень притяга ног, при этом трубопровод соединен с предпоршневой полостью штока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к индивидуальным аварийным спасательным средствам, в частности, к спасательным средствам защиты, преимущественно, водителей транспортных средств, например, самолетов и автогонщиков

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам аварийного покидания самолетов (САПС) и может быть использовано при разработке перспективных образцов САПС маневренных типов самолетов тактической авиации

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно, к средствам аварийного покидания самолета
Изобретение относится к способам управления катапультированием летчика скоростного летательного аппарата в условиях ограниченной видимости при возникновении аварийной ситуации в виде препятствия по курсу движения, когда летчик уже не в состоянии произвести необходимые действия для покидания летательного аппарата по временным параметрам

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам аварийного спасения экипажа летальных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к средствам спасения экипажа космического летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения членов экипажей летательных аппаратов

Изобретение относится к средствам спасения и может быть использовано для спасения экипажа многоразового космического летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения членов экипажа летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, в частности к средствам спасения экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию катапультируемых средств спасения экипажа

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к созданию катапультных устройств для систем аварийного спасения летчика, оснащенных ракетными двигателями твердого топлива

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам регулировки положения сидений в кабинах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам спасения экипажа самолета
Наверх