Устройство для определения осевых усилий, действующих на зубья звездочки цепной передачи

 

Изобретение относится к испытательной и силоизмерительной технике. Устройство для определения осевых усилий, действующих на зубья звездочки цепной передачи, содержит звездочку, для одного из зубьев которой выполнены радиальные прорези от впадины этого зуба до ступицы звездочки. В нижней части зуба на торцевой его поверхности между прорезями выполнены симметрично оси зуба два углубления. При этом размер в нижней части зуба, заключенный между прорезями в продольном направлении, больше размера в осевом направлении. В указанных углублениях симметрично друг другу размещены тензодатчики, соединенные между собой и чувствительные только на осевые усилия. Изобретение обеспечивает определение осевых усилий, действующих на зубья звездочки работающей цеппередачи. 2 ил.

Изобретение относится к испытательной и силоизмерительной технике и может быть использовано для исследования параметров цепной передачи, в частности для определения осевых усилий, действующих на зубья звездочки работающей цепной передачи.

Известно, что в работающей цепной передаче из-за наличия погрешностей изготовления ее элементов (звездочки и цепи), особенности зацепления звездочки и цепи (граненность звездочки), а также наличие погрешностей монтажа цепной передачи приводит к колебаниям цепи, как в плоскости перпендикулярной плоскости передачи. При колебаниях цепи в плоскости перпендикулярной плоскости передачи, в момент набегания цепи на зубья звездочки, цепь входит в зацепление с осевыми усилиями, которые приводят цепь к быстрому износу и к распрессовке внутренних пластин цепи с втулками.

Осевые усилия, действующие на зубья звездочки в работающей цепной передаче, до настоящего времени не определялись.

Задачей изобретения является определение осевых усилий, действующих на зубья звездочки работающей цепной передачи.

Поставленная задача достигается тем, что осевые усилия, действующие на зубья звездочки, определяли специальной звездочкой, которая имеет один из зубьев, выполненный радиальными прорезями от впадины этого зуба до ступицы звездочки, и в нижней части этого зуба на торцевой его поверхности, между прорезями, выполненными симметрично оси зуба два углубления, при этом размер части зуба заключенный между прорезями, в продольном направлении больше размера в осевом направлении, а в указанных углублениях симметрично друг другу размещены тензодатчики, соединенные между собой и чувствительные только на осевые усилия.

Такая конструкция звездочки позволяет определять осевые усилия прилагаемые к выделенному зубу звездочки потому, что радиальные прорези и углубления для тензодатчиков в нижней части зуба уменьшают жесткость зуба в осевом направлении, что позволяет измерять незначительные осевые усилия. При набегании цепи на звездочку и оказания давления боковыми поверхностями-внутренних звеньев цепи на выделенный зуб, последний, под действием осевых сил, смещается в осевом направлении, изгибая нижнюю часть зуба с наклеенными на нее тензодатчиками. Тензодатчики, деформируясь, фиксируют осевое смещение зуба, что свидетельствует об осевых усилиях, действующих на зубья звездочки цепной передачи.

На фиг. 1 показана конструкция устройства для определения осевых усилий, действующих на зубья звездочки цепной передачи; на фиг. 2 - поперечный разрез вдоль тензозуба устройства.

Устройство представляет собой звездочку со специальным зубом 1, который представляет собой зуб звездочки, у которой от впадины зуба до ступицы 2 звездочки сделаны радиальные прорези 3. Для большей чувствительности зуба в осевом направлении, в нижней части зуба 1, симметрично его оси для тензодатчиков сделаны два углубления 5, выполненные так, чтобы размер части зуба 1 в продольном направлении зуба, был значительно больше размера в осевом направлении.

На обработанные торцовые поверхности углублений 5 зуба наклеены тензодатчики 4, которые соединены между собой таким образом, чтобы они были чувствительны только на основе усилия.

Устройство работает следующим образом. В работающей цепной передаче, с присущими ей погрешностями изготовления и монтажа, при набегании цепи на зубья звездочки, цепь своими боковыми поверхностями внутренних звеньев оказывает давление на боковые поверхности зубьев звездочки. При соприкосновении цепи с зубом 1, боковое давление цепи деформирует зуб в осевом направлении звездочки, что регистрируется усиленной и записывающей аппаратурой с помощью тензодатчиков 4.

Конструкция позволяет измерять в работающей цепной передаче осевые усилия, действующие на зубья звездочки, не реагируя на радиальные усилия.

Формула изобретения

Устройство для определения осевых усилий, действующих на зубья звездочки цепной передачи, содержащее звездочку, характеризующееся тем, что в звездочке для одного из зубьев выполнены радиальные прорези от впадины этого зуба до ступицы звездочки и в нижней части зуба на торцевой его поверхности между прорезями выполнены симметрично оси зуба два углубления, при этом размер в нижней части зуба, заключенный между прорезями в продольном направлении, больше размера в осевом направлении, а в указанных углублениях симметрично друг другу размещены тензодатчики, соединенные между собой и чувствительные только на осевые усилия.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано для контроля параметров рессорного подвешивания различных транспортных средств, например, локомотивов и вагонов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к испытательному оборудованию для исследования динамических процессов подвески транспортных средств

Изобретение относится к испытательным средствам и может быть использовано, например, для испытания гидравлических амортизаторов транспортных средств

Изобретение относится к установкам для испытания транспортных средств, и в частности к установкам для испытания амортизирующих устройств транспортных средств

Изобретение относится к испытательному оборудованию, в частности к стендам для исследования колебательных процессов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции стенда для ресурсных натурных испытаний экипажей рельсового транспорта в режиме многократных соударений

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к производству гусеничных машин
Наверх