Способ получения тонкого проката
Способ получения тонкого проката, включающий прокат ленты из сплава, содержащего медь и никель, через вальцы, отличающийся тем, что в качестве сплава используют сплав, дополнительно содержащий алюминий при следующем соотношении компонентов, мас.%: никель - 55 - 70, медь - 25 - 40, алюминий - 3 - 10, при этом от половины до двух третей общей длины ленты прокатывают через два вальца, один из которых имеет гладкую поверхность, а второй - гофрированную, оставшуюся часть длины ленты прокатывают через два вальца с гладкой поверхностью, а затем ленту закручивают в спираль. Техническим результатом изобретения является получение тонкого проката с каталитическими свойствами, используемого для очистки выхлопных двигателей. 1 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к области металлургии, а именно, к области получения сплавов на основе никеля, и может быть использовано при изготовлении тонкого проката для дожигания выхлопных газов.
Известен способ формовки на вальцах сплава алюминия (GB, заявка N 1138516, B 21 B 3/00, 1969), включающий нагрев тонкой заготовки до 560 - 600oC, охлаждение до температуры 420 - 500oC, горячую прокатку через гладкие вальцы при данной температуре, быстрое охлаждение и повторную прокатку на холоду через гладкие вальца. Недостатком известного способа формовки следует признать невозможность получения развитой поверхности. Известен также способ получения тонкого проката, включающий прокат ленты из сплава, содержащего медь и никель через вальцы, согласно которому лист из сплава на основе алюминия прокатывают на холоду через гладкие вальцы (авторское свидетельство N 919769, кл. B 21 B 3/00). Недостатком данного способа следует признать невозможность получения развитой поверхности листа. Техническая задача, решаемая посредством настоящего изобретения, состоит в разработке способа получения тонкого проката из никельмедного сплава, обладающего каталитической активностью при доокислении выхлопных газов и пригодного для получения способом холодного проката изделий с развитой поверхностью. Технический результат, получаемый при реализации изобретения, состоит в получении тонкого проката с каталитическими свойствами, используемого для очистки выхлопных газов двигателей. Указанный технический результат достигается тем, что в способе получения тонкого проката, включающем прокат ленты из сплава, содержащего медь и никель через вальцы, в отличие от способа по прототипу в качестве сплава используют сплав, дополнительно содержащий алюминий при следующем соотношении компонентов, мас.%: никель 55-70, медь 25-40, алюминий 3-10, при этом от половины до двух третей общей длины ленты прокатывают через два вальца, один из которых имеет гладкую поверхность, а второй - гофрированную, оставшуюся часть длины ленты прокатывают через два вальца с гладкой поверхностью, а затем ленту закручивают в спираль. Указанный технический результат достигается также тем, что в качестве вальцов используют резинометаллические вальцы. В результате формируются круговые напряжения, которые обеспечивают плотное прилегание получаемых слоев спирали и обеспечивают свободное прохождение газов между гофрированными и плоскими поверхностями спирали. Изобретение иллюстрируется следующими примерами реализации применительно к очистке выхлопных газов, содержащих оксид азота (II), кислород, углеводороды и моноксид углерода, с образованием оксида азота (IV), диоксида углерода и воды. 1. При использовании скрученной в спираль ленты, толщиной 50 мкм, половинa общей длины которой выполнена плоской, а другая - гофрированной с высотой гребней 2,0 мм и расстоянием между гребнями 2,0 мм, содержащей 55 мас.% никеля, 35 мас.% меди и 10 мас.% алюминия, эффективность очистки газов составляет 20% от исходной концентрации окисляемых газов. 2. При использовании ленты толщиной 50 мкм аналогичного профиля с высотой гребней 5,0 мм и расстоянием между ними 6,0 мм, содержащей 65 мас.% никеля, 25 мас.% меди и 10 мас.% алюминия, эффективность очистки газов составляет 30% от исходной концентрации окисляемых газов. 3. При использовании ленты толщиной 50 мкм, третья часть общей длины которой выполнена плоской, а другая - гофрированной с высотой гребней 10,0 мм и расстоянием между ними 10,0 мм содержащей 65 мас.% никеля, 30 мас.% меди и 5 мас.% алюминия, эффективность очистки газов составляет 95% от исходной концентрации окисляемых газов. Эффективность очистки выхлопных газов зависит от качества топлива, количественного состава выхлопных газов, формы развития поверхности ленты и т.д. Однако использование сплава заявляемого состава позволяет, с одной стороны, катализировать процесс очистки выхлопных газов, а, с другой стороны, получать способом холодной прокатки через вальцы развитую поверхность плоского образца сплава.Формула изобретения
1. Способ получения тонкого проката, включающий прокат ленты из сплава, содержащего медь и никель, через вальцы, отличающийся тем, что в качестве сплава используют сплав, дополнительно содержащий алюминий при следующем соотношении компонентов, мас.%: Никель - 55-70 Медь - 25-40 Алюминий - 3-10 при этом от половины до двух третей общей длины ленты прокатывают через два вальца, один из которых имеет гладкую поверхность, а второй - гофрированную, оставшуюся часть длины ленты прокатывают через два вальца с гладкой поверхностью, а затем ленту закручивают в спираль. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве вальцов используют резинометаллические вальцы.