Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов

 

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника. Подвижная нижняя панель имеет возможность углового перемещения. Длина lн нижней панели отнесена к высоте В миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/В = 0,1 - 1,0. Ширина bн нижней панели отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,8 - 0,9. Нижняя панель также имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении и способна к совершению колебательного перемещения на угол = 45 - 60o с периодом колебаний Т = 2,0 - 4,0 с. Такое выполнение нижней панели позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.

Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную верхнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель воздухозаборника, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20o (заявка RU 94036260 A1 (Пахомов С.В.), от 27.05.97, стр. 1-2.) Недостатками данного устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей и устройство не способно в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома и засасывающимся двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами.

Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров нижней подвижной панели. Это достигается путем применения нижней панели, где длина lн нижней панели отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,8 - 0,9, причем нижняя панель имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении и способна к совершению колебательного перемещения на угол = 45-60o с периодом колебаний T = 2,0 - 4,0 с. Нижняя панель перемещается при помощи штока привода, зафиксированного на корпусе воздухозаборника, в направляющих, в одной из которых имеется паз под ее шарнир.

Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров нижней подвижной панели посредством постановки устройства, содержащего нижнюю панель, закрепленную на корпусе воздухозаборника, имеющую возможность углового перемещения, отличающуюся тем, что длина lн нижней панели отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,8 - 0,9, причем нижняя панель имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении и способна к совершению колебательного перемещения на угол = 45-60o с периодом колебаний T = 2,0 - 4,0 с.

На фиг. 1 изображен общий вид описываемого устройства (вид сбоку), на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез А-А Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов содержит подвижную нижнюю панель 1, установленную в направляющих 2 корпуса воздухозаборника 3. Нижняя панель 1 снабжена шарниром 4, расположенным в пазах направляющей 2 со стороны фюзеляжа летательного аппарата, и соединена шарнирно со штоком привода 5, который зафиксирован на корпусе воздухозаборника 3. Длина lн нижней панели 1 отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0, ширина bн нижней панели 1 отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношений = bн/L = 0,8 - 0,9.

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов работает следующим образом. Во время запуска двигателя подается сигнал на привод 5, который своим штоком перемещает поступательно вперед в горизонтальном направлении в направляющих 2 недвижную нижнюю панель 1. При полном ее выдвижении подается повторный сигнал на привод 5, шток которого начинает совершать колебательное перемещение с периодом колебаний T = 2,0 - 4,0 с.

Вместе со штоком привода 5 из-за шарнирного соединения с ним начинает совершать колебательное перемещение на угол = 45-60o подвижная нижняя панель 1 в шарнире 4. Образующийся на входе в воздухозаборник 3 вихревой жгут устраняется по мере колебательного перемещения недвижной нижней панели 1 путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы не попадают внутрь двигателя с поверхности аэродрома.

При рулении летательного аппарата по аэродрому устройство работает аналогично.

В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение привода 5. Подвижная нижняя панель 1 фиксируется перед входом в воздухозаборник 3, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 5, который производит уборку устройства в корпус воздухозаборника 3.

Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома.

Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата.

Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.

Формула изобретения

Устройство для защиты двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную нижнюю панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность углового перемещения, отличающееся тем, что длина lн нижней панели отнесена к высоте B миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = lн/B = 0,1 - 1,0; ширина bн нижней панели отнесена к ширине L миделевого сечения воздухозаборника в соотношении = bн/L = 0,8 - 0,9, причем нижняя панель имеет возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении и способна к совершению колебательного перемещения на угол = 45 - 60o с периодом колебаний T = 2,0 - 4,0 с.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к машиностроению, в частности к авиационным турбогенераторам стабильной частоты

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к пылезащитным устройствам для предотвращения попадания в вертолетный ГТД кремниевых составляющих песка, наносящих наибольший ущерб геометрическим и аэродинамическим характеристикам компрессора

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам зашиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиационной техники и, в частности, касается систем управления воздухозаборником двигателя самолета

Изобретение относится к авиации, в частности к воздухозаборным устройствам, предотвращающим попадание посторонних предметов со взлетно-посадочной полосы на вход в двигатель

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано в транспортном самолете с затупленной хвостовой частью фюзеляжа, содержащем два реактивных двигателя, интегрированных непосредственно в хвостовую часть фюзеляжа, и диффузор

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на самолетах различных типов и назначений, эксплуатируемых с наземных аэродромов

Изобретение относится к авиационной технике, точнее к устройству воздухозаборников для сверхзвуковых летательных аппаратов (ЛА), размещаемых в ограниченных объемах транспортировочных или пусковых контейнеров и содержащих комбинированную силовую установку (СУ) из маршевого воздушно-реактивного двигателя (ВРД) и стартового ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ)

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к воздухозаборным устройствам, и может быть использовано на сверхзвуковых летательных аппаратах, имеющих режимы работы с близким нулю расходом воздуха по двигательному тракту

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов
Наверх