Способ удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин (варианты)

 

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией. Способ удаления обмотки из сердечника статора при ремонте электрических машин согласно изобретению предусматривает два варианта его осуществления. Согласно первому варианту способ осуществляют путем помещения статора, подлежащего ремонту, в автоклав, соединенный с емкостью для хранения отработанного водного деструктирующего раствора, обеспечивающей его рециркуляцию, разрушения термореактивного связующего изоляции обработкой статора вначале водным рабочим деструктирующим раствором, насыщенным углекислым газом при заданных температуре 120-200oС и давлении 4-20 ати. При этом в качестве водного рабочего деструктирующего раствора используют водный раствор углекислого газа при упомянутых заданных режимах; после обработки статора горячий отработанный водный раствор, содержащий продукты деструкции, направляют в емкость для хранения, охлаждают, отделяют от шлама и используют в качестве водного рабочего деструктирующего раствора для повторной обработки статора при заданных режимах, затем отработанный водный раствор направляют в емкость для хранения, автоклав охлаждают до комнатной температуры, извлекают статор и удаляют обмотку из пазов статора любым из методов механической разработки. Согласно второму варианту осуществления настоящего способа разрушение термореактивного связующего изоляции проводят путем обработки статора водным рабочим деструктирующим раствором, насыщенным углекислым газом, в качестве которого используют охлажденный и отделенный от шлама отработанный водный раствор, содержащий продукты деструкции, оставшийся от предыдущей обработки статора и содержащийся в емкости для его хранения. При этом обработку статора проводят при заданных температуре 120-200°С и давлении 4-20 ати. После обработки статора горячий отработанный водный раствор направляют в емкость для хранения, автоклав охлаждают, извлекают статор и удаляют обмотку. Технический результат от использования данного способа состоит в упрощении технологии, снижении себестоимости и сокращении времени ремонта электрических машин. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 1 ил.

Изобретение относится к ремонту электрических машин, преимущественно с термореактивной изоляцией.

При ремонте электрических машин ответственной операцией является извлечение обмотки, подлежащей перемотке, из пазов сердечника статора. Особую сложность эта операция представляет в случае машин с термореактивной изоляцией, в которых обмотка жестко закреплена в пазах сердечника термореактивным связующим. Применение приемов механической разборки, обычно используемых в условиях ремонтных цехов, в этом случае невозможно без предварительного разрушения термореактивного связующего.

Известны способы удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин, включающие разрушение термореактивного связующего изоляции путем термической обработки (DE 3531039 A1, 12.03.87), или обработки в кислой среде при температуре 170-220oC и давлении 8-24 ати (SU 715592 A, 20.02.80), или в щелочном растворе, содержащем окислитель - перманганат калия (RU, 2077104 C1, 10.04.97).

Обмотка после таких обработок легко извлекается из пазов сердечника статора любым из обычных методов механической разборки, используемых в условиях ремонтного цеха. Однако при всех известных способах обработки образуется большое количество токсических веществ, выделяющихся в окружающую среду. Наблюдается коррозия железа статора, ухудшаются его магнитные свойства.

Ближайшим по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин, включающий помещение статора, подлежащего ремонту, в автоклав, разрушение термореактивного связующего изоляции путем обработки статора водным рабочим деструктирующим раствором, насыщенным углекислым газом, при повышенной температуре и давлении, охлаждение автоклава до комнатной температуры, извлечение статора и последующее удаление обмоток из пазов статора любым из обычных методов механической разборки, используемым в условиях ремонтного цеха (SU, 870409 A, 07.10.81).

Согласно известному способу обработку осуществляют с использованием в качестве рабочего деструктирующего раствора смеси водного раствора углекислого газа и органического растворителя с параметрами растворимости 9,7-12,3 и температурой кипения выше 100oC при их соотношении от 95:5 до 5:95 соответственно при температуре 170- 220oC и давлении 8-24 ати.

Растворителями, используемыми при проведении обработки являются диоксан, бутанол, этилцеллозольв, диметилформамид, толуол.

Известный способ обеспечивает удаление обмотки из пазов сердечника статора, позволяет сохранить номинальные параметры электрических машин после ремонта.

К недостаткам известного способа следует отнести необходимость использования высококипящих органических растворителей, без которых не обеспечивается полное разложение связующего, в результате чего обмотка из пазов статора не извлекается. Работа с растворителями затруднена в условиях электроремонтных предприятий и ухудшает экологические условия проведения способа.

Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков, упрощение технологии, снижение себестоимости и сокращение времени ремонта электрических машин.

Поставленная задача решается настоящим способом, предусматривающим два варианта его осуществления.

По первому варианту способ удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин осуществляют путем помещения статора, подлежащего ремонту, в автоклав, соединенный с емкостью для хранения отработанного раствора, обеспечивающей рециркуляцию рабочего раствора, разрушения термореактивного связующего изоляции обработкой статора водным рабочим деструктирующим раствором, насыщенным углекислым газом, при заданных режимах - повышенных температуре и давлении - 120-200oC и давлении 4-20 ати, при этом вначале обработку статора проводят с использованием в качестве рабочего деструктирующего раствора водного раствора углекислого газа при заданных режимах, после обработки горячий отработанный раствор, содержащий продукты деструкции, направляют в емкость для хранения, охлаждают, отделяют от шлама и используют в качестве рабочего раствора для повторной обработки статора при заданных режимах, затем отработанный раствор направляют в емкость для хранения, автоклав охлаждают до комнатной температуры, извлекают статор и удаляют обмотку из пазов статора любым из обычных методов механической разборки, используемых в условиях ремонтного цеха.

Согласно второму варианту осуществления настоящего способа удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин, статор, подлежащий ремонту, помещают в автоклав, соединенный с емкостью для хранения отработанного раствора, обеспечивающей рециркуляцию рабочего раствора, разрушают термореактивное связующее изоляции путем обработки статора водным рабочим деструктирующим раствором, насыщенным углекислым газом, в качестве которого используют охлажденный и отделенный от шлама отработанный раствор, содержащий продукты деструкции, оставшийся от предыдущей обработки статора, и содержащийся в емкости хранения, при заданных режимах: температуре 120-200oC и давлении 4-20 ати, после обработки статора горячий отработанный раствор направляют в емкость для хранения, автоклав охлаждают до комнатной температуры, извлекают статор и удаляют обмотку из пазов статора любым из обычных методов механической разборки, используемых в условиях ремонтного цеха.

По второму варианту способ предусматривает многократное использование в качестве рабочего деструктирующего раствора отработанного раствора, при поддержании в нем содержания продуктов деструкции от 0,4 до 0,7 мас.%.

Предлагаемый способ иллюстрируется следующими примерами.

Схема выполнения способа приведена на чертеже.

Пример 1. Статоры электродвигателей, подлежащие ремонту, с обрезанными лобовыми частями с изоляцией класса нагревостойкости E (лак ФЛ-98), F (лак ПЭ-933 и компаунд КП-34), H (лак КО-916К), B (компаунд ПК-11) загружают в автоклав (позиция 1), заливают водой (позиция 2) так, чтобы покрыть все двигатели, но не более чем на 0,8 объема автоклава, автоклав герметизируют и через линию подачи углекислого газа (позиция 3) насыщают воду до повышения давления в автоклаве до 2 ати, определяемого по манометру (позиция 4), получают рабочий деструктирующий раствор и включают обогрев. Поднимают температуру до 160oC (контроль по термометру поз. 5) и давлении до 14 ати и выдерживают при этом режиме 6 часов. После выдержке при заданном режиме горячий отработанный раствор направляют в емкость для хранения отработанного раствора (позиция 6), охлаждают, отделяют от шлама, отработанный раствор циркуляционным насосом перекачивают в автоклав для повторной обработки статора при заданном режиме. После проведения повторной обработки отработанный раствор направляют в емкость для хранения, автоклав охлаждают до комнатной температуры, извлекают статор и удаляют обмотку. Результаты удаления обмотки с термореактивной изоляцией различного класса нагревостойкости из пазов сердечника статора приведены в таблице 1.

Пример 2. Статоры электродвигателей, подлежащие ремонту, с обрезанными лобовыми частями помещают в автоклав (позиция 1), соединенный с емкостью для хранения отработанного раствора (позиция 6), обеспечивающей циркуляцию рабочего раствора, заливают двигатели водным рабочим деструктирующим раствором, в качестве которого используют охлажденный и отделенный от шлама отработанный раствор, содержащий продукты деструкции, оставшийся от предыдущей операции обработки статора и содержащийся в емкости для хранения. Автоклав герметизируют и через линию подачи углекислого газа (позиция 3) насыщают раствор до повышения давления в автоклаве до 2 ати, определяемого по манометру (позиция 4) и проводят обработку статоров при заданных режимах: температуре 160oC (контроль по термометру поз. 5) и давлении 14 ати, после обработки статора горячий отработанный раствор направляют в емкость для хранения отработанного раствора (позиция 6), охлаждают до комнатной температуры, извлекают статор и удаляют обмотку из пазов статора любым из обычных методов механической разборки, используемых в условиях ремонтного цеха.

Пример 3. То же, что и пример 2, но в качестве рабочего раствора используется раствор после 10-кратной обработки статора, проверяют в нем содержание продуктов деструкции и доводят его до 0,4 - 0,7 мас.% добавлением чистой воды. Далее как пример 2.

Результаты обработки статоров по примерам 2 и 3 приведены в табл. 2.

Как видно из прилагаемых примеров, любой из вариантов способа позволяет достичь одинакового технического эффекта, полностью удалить обмотку статора.

Способ позволяет упростить технологию, снизить себестоимость, сократить время ремонта электрических машин.

Формула изобретения

1. Способ удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин, включающий помещение статора, подлежащего ремонту, в автоклав, разрушение термореактивного связующего изоляции путем обработки статора водным рабочим деструктирующим раствором, насыщенным углекислым газом, при повышенных температуре и давлении, охлаждение автоклава до комнатной температуры, извлечение статора и последующее удаление обмотки из пазов статора любым из методов механической разборки, отличающийся тем, что процесс обработки статора осуществляют в автоклаве, соединенном с емкостью для хранения отработанного водного рабочего деструктирующего раствора, обеспечивающей его рециркуляцию, при этом вначале проводят обработку статора с использованием в качестве водного рабочего деструктирующего раствора водного раствора углекислого газа при заданных температуре 120 - 200oС и давлении 4 - 20 ати, после обработки статора горячий отработанный водный раствор, содержащий продукты деструкции, направляют в емкость для хранения, охлаждают, отделяют от шлама и используют в качестве водного рабочего деструктирующего раствора для повторной обработки статора при заданных режима, затем отработанный водный раствор направляют в емкость для хранения, автоклав охлаждают, извлекают статор и удаляют обмотку.

2. Способ удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин, включающий помещение статора, подлежащего ремонту, а автоклав, разрушение термореактивного связующего изоляции путем обработки статора водным рабочим деструктирующим раствором, насыщенным углекислым газом, при повышенных температуре и давлении, охлаждение автоклава до комнатной температуры, извлечение статора и последующее удаление обмотки из пазов статора любым из методов механической разборки, отличающийся тем, что процесс обработки статора осуществляют в автоклаве, соединенном с емкостью для хранения отработанного водного рабочего деструктирующего раствора, обеспечивающей его рециркуляцию, при этом в качестве водного рабочего деструктирующего раствора используют охлажденный и отделенный от шлама отработанный водный раствор с продуктами деструкции, содержащийся в емкости для его хранения, обработку статора проводят при заданных температуре 120 - 200oС и давлении 4 - 20 ати, а после обработки горячий отработанный водный раствор направляют в емкость для хранения, автоклав охлаждают, извлекают статор и удаляют обмотку.

3. Способ удаления обмотки из пазов сердечника статора при ремонте электрических машин по п.2, отличающийся тем, что отработанный водный рабочий деструктирующий раствор используют многократно при поддержании в нем содержания продуктов деструкции 0,4 - 0,7 мас.%.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических узлов и агрегатов локомотивов

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к контролю качества контактно-сварочных соединений, преимущественно - к приборам неразрушающего контроля, и может использоваться в атомной энергетике при изготовлении тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, в частности, для неразрушающего контроля контактно-сварочных соединений ячеек дистанционирующих решеток

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к технологическому оборудованию для ремонта электродвигателей и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании и изготовлении электрических машин
Наверх