Защитная смазка для металлических деталей

 

Использование: для защиты от коррозии металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках. Смазка содержит, мас. %: отработанное моторное масло 20-30, омыленный талловый пек 2,0-3,0, серная кислота 0,2-0,3, вода остальное. Использование изобретения позволит исключить коррозию металлических деталей с/х техники при хранении на открытых площадках. Использование отработанных масел автотракторных двигателей позволит отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных продуктов. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках.

В силу специфических особенностей сельского хозяйства и узкой специализации большинства сельскохозяйственных машин, которые в течение года используются кратковременно и большую часть времени находятся на открытом хранении.

Для защиты деталей машин от атмосферной коррозии применяются различные консервационные масла и смазки высоковязких минеральных масел и твердых углеводородов. Многие смазки содержат различные присадки, улучшающие их защитные свойства. Механизм действия большинства защитных смазок сводится к созданию на поверхности детали слоя, который препятствует проникновению атмосферной влаги к поверхности металла.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, являются консервационные масла и смазки, полученные на базе отработанных моторных масел, используемые для межсезонной защиты от коррозии сельскохозяйственной техники, запасных частей и т.д. /Нефтепереработка и нефтехимия. М. , 1982, N 2, с. 16-18/.

Недостатком таких смазок является то, что отработанные моторные масла не обладают достаточной липкостью с покрываемой поверхностью детали /адгезией/ и поэтому легко смываются атмосферными осадками в период хранения машин на открытых площадках.

Задача изобретения - повышение коррозионной стойкости металлических деталей сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, использование отработанных моторных масел автотракторных двигателей.

Указанная задача достигается тем, что предлагаемая смазка, включающая отработанное моторное масло, эмульгатор, добавку и воду, содержит в качестве эмульгатора - омыленный талловый пек, в качестве добавки - серную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло - 20 - 30 Омыленный талловый пек - 2,0 - 3,0 Серная кислота - 0,2 - 0,3 Вода - Остальное Для приготовления смазки использовали отработанное моторное масло, омыленный талловый пек /ОТП/ - отход сульфатно-целлюлозного производства Братского ЛПК /ОСТ-13-145-82/, являющийся поверхностно-активным веществом. Введение /ОТП/ в состав смазки обеспечивает получение стабильной эмульсии за счет наличия в составе пека - смоляных и жирных кислот. В результате реакций компонентов омыленного таллового пека с отработанным моторным маслом и серной кислотой образуются натриевые мыла, которые являются гидрофильными эмульгаторами и дают эмульсию типа "масла в воде".

Смазку готовили путем эмульгирования расчетных компонентов в отработанном моторном масле, при комнатной температуре механическим перемешиванием в лопастном смесителе до получения однородной пасты, ориентировочно продолжительность составляет 10-20 минут.

Смазка на основе отработанных моторных масел по консистенции представляет собой пасту серовато-желтого цвета, легко наносимую на поверхность металлических деталей кистью или разбрызгиванием под давлением. Смазка обладает высокой адгезией к поверхности металлических деталей и обеспечивает нанесение смазки равномерным тонким слоем как в холодном, так и в горячем состояниях.

Примеры вариантов смазки, позволяющие исключить коррозию на металлических деталях сельскохозяйственной техники при хранении на открытых площадках, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Отработанное моторное масло - 20,0; 25,0; 30,0; Омыленный талловый пек - 2,0; 2,5; 3,0; Серная кислота - 0,2; 0,25; 0,30; Вода - Остальное
Все компоненты, кроме отработанного моторного масла используются в виде водных растворов.

При изготовлении смазки рекомендуется следующая последовательность загрузки составляющих компонентов: омыленный талловый пек + отработанное моторное масло + серная кислота вводится вместе с расчетным количеством воды.

Для ускорения растворения омыленного таллового пека воду рекомендуется подогреватель до 30-40oC.

После длительного хранения смазки желательно кратковременное перемешивание в течение 1 мин.

Перед проведением производственных испытаний смазки были проведены лабораторные испытания. Исследования защитных свойств смазок проводились в везерометре, где образцы подвергались циклическому воздействию искусственных факторов, имеющих место при длительном хранении машин на открытых площадках.

Для выбора эффективных средств защиты были приняты следующие смазки: 1. отработанное моторное масло; 2. смазка К-17; 3. смазка - НГ-204; 4. отработанное моторное масло + омыленный талловый пек + серная кислота + вода, на поверхность образцов /сталь 10/ смазки наносили тонким слоем. Результаты ускоренных испытаний защитных свойств смазок приведены в таблице и на чертеже.

Для оценки защитной способности различных консервационных масел в условиях хранения сельскохозяйственной техники были проведены испытания. Проведенные испытания по выявлению защитной способности отработанных моторных масел, которые очень широко используют хозяйства как средство защиты от коррозии при постановке с/х техники на хранение показали невысокие результаты. Коэффициент защитной способности отработанного моторного масла К=0,12-0,35 /см. таблицу/. Состав смазки данного состава, имеющий коэффициент защитной способности К=0,92-0,97 /см. таблицу/, может быть рекомендован и использован для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей с/х техники при хранении на открытых площадках.

Процессом торможения электродного механизма коррозии является введение в отработанные масла пассивирующих веществ. В предлагаемом составе смазки в качестве пассирующего вещества используется омыленный талловый пек.

Использование смазки данного состава позволит исключить коррозию металлических деталей с/х техники при хранении на открытых площадках за счет высокой адгезии к поверхности металлических деталей. Данная смазка не требует подогрева. Использование отработанных моторных масел позволяет отказаться от применения для смазок дорогостоящих масляных нефтяных соединений.


Формула изобретения

Защитная смазка для металлических деталей при хранении сельскохозяйственной техники, включающая отработанное моторное масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит омыленный талловый пек, серную кислоту и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Отработанное моторное масло - 20 - 30
Омыленный талловый пек - 2,0 - 3,0
Серная кислота - 0,2 - 0,3
Вода - Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к смазочным маслам

Изобретение относится к составам смазочных масел и может быть использовано в качестве рабочей жидкости гидравлических систем промышленного оборудования, в частности для гидравлических систем, оснащенных электрогидравлическими клапанами и фильтрами тонкой очистки

Изобретение относится к пластичным металлоплакирующим составам, применяемым в качестве защитного средства для узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам (ТСМ) для мокрого волочения латунированной проволоки для металлокорда

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам (ТСМ) для мокрого волочения латунированной проволоки для металлокорда

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений, работающих в зоне действия высоких температур

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей металлоизделий, в том числе для консервации внутренних полостей автомобилей

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым для механической обработки металлов резанием, и может быть использовано, в частности, при операции протягивания

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, в частности к уплотнительным смазкам для резьбовых соединений бурильных и обсадных колонн, предназначено также для смазки опор шарошечных долот, работающих в условиях высоких температур и притока в скважину минерализованных вод

Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств масел для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в метизной промышленности для покрытия бортовой латунированной проволоки в процессе ее изготовления

Изобретение относится к области машиностроения и химии, конкретно к металлообработке и эксплуатации машин и механизмов, в том числе двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к смазочным композициям для приработки механизмов и может быть использовано, например, для приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
Изобретение относится к твердым антифрикционным самосмазывающим материалам
Наверх