Узел скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в цилиндропоршневой группе ДВС. В узле скольжения, состоящем из поршня и цилиндра, поршень выполнен переменным диаметром, уменьшающимся от днища к юбке на величину предельного перекоса поршня в цилиндре. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении долговечности сопряжения поршень-цилиндр. 1 табл., 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в цилиндропоршневой группе двигателей внутреннего сгорания.

Известен (1) поршень с регулируемой юбкой. Данная конструкция поршня обеспечивает равномерное радиальное усилие по высоте юбки, что обеспечивает изнашивание поршня и гильзы в одном направлении и приводит к повышению срока службы поршня. Вместе с тем конструкция поршня является сложной и приводит к повышению себестоимости его изготовления.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является узел скольжения автомобильного дизеля (2). Узел скольжения состоит из поршня и цилиндра. Поршень выполнен переменным диаметром, увеличивающимся от днища к юбке. Переменный диаметр поршня обеспечивает снижение вероятности задиров боковой (опорной) поверхности поршня и цилиндра, уменьшает интенсивность ударов поршня о стенку цилиндра при перекладках.

Недостатком известного узла скольжения является то, что заданный при изготовлении переменный зазор в сопряжении поршень-цилиндр, обеспечиваемый переменным диаметром поршня, не учитывает динамику изменения зазора в процессе эксплуатационного изнашивания, что снижает долговечность сопряжения.

Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является совершенствование цилиндропоршневой группы.

Технический результат от использования изобретения заключается в повышении долговечности сопряжения поршень-цилиндр.

Указанный результат достигается тем, что в узле скольжения, состоящем из поршня и цилиндра, поршень выполнен переменным диаметром, уменьшающимся от днища к юбке на величину предельного перекоса поршня в цилиндре [I]1 = Зю - Зд, где [I]1 - величина предельного перекоса поршня в цилиндре; Зю - зазор между опорными поверхностями юбки поршня и цилиндра; Зд - зазор между опорными поверхностями днища поршня и цилиндра.

На фиг. 1 изображена схема узла скольжения.

На фиг. 2 изображена схема работы узла скольжения.

На фиг. 3 изображена схема работы сопряжения овально-бочкообразный поршень-цилиндр.

Узел скольжения (фиг. 1) состоит из поршня 1 и цилиндра 2. Переменный диаметр поршня обеспечивается величиной предельного перекоса поршня в цилиндре [I]1 = Зю - Зд, где Зю - зазор между опорными поверхностями юбки поршня и цилиндра; Зд - зазор между опорными поверхностями днища поршня и цилиндра.

Узел скольжения работает следующим образом (фиг. 2).

Заданная при изготовлении величина и форма зазоров позволяют иметь сопряжению поршень (1) - цилиндр (2) работоспособное состояние, определяемое величиной предельного перекоса поршня в цилиндре [I]1. В процессе эксплуатационного изнашивания заданная величина и форма зазоров меняется. Зазор между опорными поверхностями днища поршня и цилиндра увеличивается быстрее, чем зазор между опорными поверхностями юбки поршня и цилиндра, вследствие неравномерного (конусного) изнашивания цилиндра. Износ цилиндра, чаще всего, ориентирован положением поршневого пальца (3).

Разность зазоров в начале эксплуатации (I) уменьшается, становится равной нулю (II) и далее увеличивается по абсолютной величине до своего предельного значения (III): (Зю + Iю) - (Зд + Iд) = I [I]1.

В качестве эффективности предлагаемого изобретения сравним его работу с работой сопряжения овально-бочкообразный поршень - цилиндр (фиг. 3).

Первоначальная величина и форма зазоров позволяют иметь сопряжению работоспособное состояние (1) Зю - Зг = I [I]1.

Начальный перекос поршня в цилиндре направлен в сторону его дальнейшего увеличения в процессе эксплуатационного изнашивания цилиндра (II).

Разность в наработке предлагаемого сопряжения и сопряжения прототипа
T = Iп + [I]1/i,
где T - наработка;
Iп - величина, определяющая начальный перекос поршня (для прототипа изобретения);
[I] 1 - величина предельного перекоса поршня, определяемая величиной выработочного износа;
i - интенсивность изнашивания.

Опорными поверхностями поршня и цилиндра являются поверхности, воспринимающие действие нагружающих сил и моментов и определяющие действительное положение поршня в цилиндре. Опорной поверхностью днища поршня может являться поверхность под уплотнительным кольцом, если давление от нагружающих сил и моментов передается от поршня на цилиндр через данное кольцо. Зазор в данном случае определяется размерами цилиндра, кольца и канавки поршня.

Предлагаемый узел скольжения более долговечен в сравнении с прототипом за счет того, что учитывает динамику эксплуатационного износа сопряжения поршень-цилиндр.

Литература
1. Авторское свидетельство SU N 1333807 A1, МКИ F 02 F 3/00, опубл. 30.08.87. Бюл. N 32.

2. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности "Двигатели внутреннего сгорания" / Д.Н. Вырубов, С. И. Ефимов, Н.А. Иващенко и др; Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1984, с. 125-126.


Формула изобретения

Узел скольжения, состоящий из поршня и цилиндра, отличающийся тем, что поршень выполнен переменным диаметром, уменьшающимся от днища к юбке, на величину предельного перекоса поршня в цилиндре
[I]1 = Зю - Зд,
где [I]1 - величина предельного перекоса поршня в цилиндре;
Зю - зазор между опорными поверхностями юбки поршня и цилиндра;
Зд - зазор между опорными поверхностями днища поршня и цилиндра.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области двигателестроения, и может найти применение при проектировании и производстве поршней двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к поршневому двигателю внутреннего сгорания, в частности дизельному двигателю большого объема, содержащему, по меньшей мере, один расположенный в цилиндре поршень, который снабжен пакетом из нескольких прилегающих к цилиндру, размещенных каждое в соответствующей канавке поршневых колец, причем предусмотрено, по меньшей мере, одно газоплотное, имеющее входящие друг в друга концы поршневое кольцо и/или, по меньшей мере, одно стандартное поршневое кольцо с расположенными на расстоянии друг от друга концами, образующими щель в виде дренажного канала, при этом, по меньшей мере, каждому газоплотному поршневому кольцу соответствует, по меньшей мере, один специально предусмотренный дренажный канал
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к поршневым компрессорам и ДВС и предназначено для использования в двигателестроении

Изобретение относится к конструкции поршней для ДВС

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при изготовлении поршней двигателей с крейцкопфным кривошипно-шатунным механизмом

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить долговечность выпускного клапана и поршня за счет использования коррозионно-стойкого при высоких температурах покрытия

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к конструкциям поршней с поршневым пальцем

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение при проектировании и изготовлении жидкоштампованных композитных поршней для ДВС, имеющих армированную головку и снабженных различными типами антифрикционных и приработочных покрытий

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в поршнях преимущественно автомобильных ДВС
Наверх