Труба для бурения или обсадки нефтегазовых скважин

 

Труба для бурения или обсадки нефтегазовых скважин выполнена из алюминиевого сплава, в который введен скандий в пределах от 0,01 до 0,4%. Технический результат заключается в улучшении ремонтопригодности, увеличении срока эксплуатации бурильных и обсадных труб, а также увеличении глубины бурения без замены буровой установки на более мощную. 2 табл.

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и к металлургии, преимущественно к устройствам бурильных и обсадных труб, применяемых в процессе строительства скважин на нефть и газ.

Известны различные конструкции труб для бурения или обсадки нефтегазовых скважин [1, 2].

Известны также различные алюминий-скандиевые сплавы [3].

Эти сплавы обладают улучшенными характеристиками, такими как коррозионная стойкость, свариваемость, небольшой вес. Однако для изготовления труб, которые применяются для бурения или обсадки скважин, этот материал до настоящего времени не использовался, т.к. он имеет относительно большую себестоимость по сравнению с алюминиевыми трубами.

Наиболее близким техническим решением является труба для бурения или обсадки нефтегазовых скважин, выполненная из алюминиевого сплава [4, 5].

В настоящее время лекгосплавные бурильные и обсадные трубы, применяемые при строительстве нефтегазовых скважин, изготавливаются из алюминиевых сплавов типа Д16Т; АК-4; В95 [4, 5]. Физико-механические свойства таких труб показаны в табл. 1.

Как видно из таблицы 1, трубы, изготовленные из алюминиевых сплавов, имеют хорошие физико-механические свойства и низкие показатели коррозийной стойкости в агрессивных средах, однако не подлежат ремонту (не свариваются), требуют закаливания и естественного состарения в технологическом процессе их производства.

Ограничениями конструкции таких труб для бурения или обсадки нефтегазовых скважин являются: низкая ремонтопригодность, небольшой срок эксплуатации бурильных и обсадных труб, а также небольшая глубина бурения.

Таким образом, задача по созданию новых легкосплавных труб, имеющих хорошие эксплуатационные характеристики, коррозийно стойкие показатели, подлежащие ремонту, позволяющие упростить технологию их производства и эксплуатации, остается актуальной.

Решаемая изобретением задача - повышение ассортимента труб для бурения и обсадки и повышение их эксплуатационных качеств.

Технический результат, который может быть получен при выполнении устройства, - улучшение ремонтопригодности, увеличение срока эксплуатации бурильных и обсадных труб, а также увеличение глубины бурения без замены буровой установки на более мощную.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата известная конструкция трубы для бурения или обсадки нефтегазовых скважин, выполненная из алюминиевого сплава, согласно изобретению содержит скандий в пределах от 0,01 до 0,4%.

Особенностью настоящего изобретения является то, что, как показали исследования, решение существующей задачи может быть достигнуто производством качественно новых легкосплавных труб из алюминийскандиевых сплавов, например, типа 01570; 01421; 01460; 01970; 01590; 01535; 01575 [1]. Физико-механические свойства труб для бурения и обсадки нефтегазовых скважин из алюминийскандиевых сплавов приведены в табл. 2.

Анализ характеристик труб для бурения и обсадки нефтегазовых скважин, полученных из алюминиевых скандиевых сплавов, при сопоставлении с производимыми в настоящее время трубами из алюминиевых сплавов (Д16Т и т.д.) показывает, что заявленное техническое решение отличается рядом новых качеств, а именно: 1. Заявленные трубы легче выпускаемых в настоящее время - на 10%.

2. Заявленные трубы высоко коррозийно-стойкие.

3. Заявленные трубы способны работать при низких температурах до -100oC и более.

4. Заявленные трубы свариваются, гарантируя коэффициент прочности сварного шва 0.95, что удовлетворяет условиям эксплуатации буровых и обсадных труб.

5. Производство заявленных труб не требует упрочняющей специальной термической обработки (доля затрат на которую составляет 10 - 20% в существующей технологии производства).

Более легкий вес труб на 10 - 15% позволит снизить общий вес буровых труб и значительно увеличить глубину бурения без замены буровой установки на более мощную.

Хорошие антикоррозионные свойства и высокое качество сварного шва, коэффициент прочности к = 0,95 (по методике, разработанной институтом электросварки им. Е. О. Патона) позволяют производить ремонт труб, следовательно, увеличивается срок их эксплуатации.

По данным института ЦНИИКМ "Прометей" (г.Санкт-Петербург), АО "Вилс" (г. Москва) алюминийскандиевые сплавы обладают повышенной коррозийной стойкостью в морской воде и других агрессивных средах, способны работать при низких температурах до -100oC и ниже [1].

В то же время исключение из технологического процесса при изготовлении таких труб для бурения и обсадки операции термической обработки позволит снизить себестоимость производства таких труб для нефтегазовой промышленности на 10-20%.

Обзор зарубежной и отечественной литературы, выполненный авторами за период с 1957 г. по 1997 г., по вопросу использования алюминиевых скандиевых сплавов при изготовлении легкосплавных буровых и обсадных труб показал, что на практике и литературе не применялись трубы для бурения и обсадки скважин, выполненные из алюминийскандиевых сплавов.

Таким образом заявленное техническое решение позволит получить экономический эффект и в процессе строительства скважин за счет увеличения срока эксплуатации бурильных труб в 2-3 раза, а также на стадии производства за счет упрощения технологической схемы производства.

Источники информации 1. Вадецкий Ю.В. Бурение нефтяных и газовых скважин, 2 изд., М., 1967 г.

2. Ильский А.Л., Касьянов В.М., Прошин В.Г. Буровые машины, механизмы и сооружения., М., 1967 г.

3. Международная научно-практическая конференция "Скандий и перспективы его использования". Тезисы докладов. М., 1994 г.

4. ГОСТ 631-75. Трубы бурильные с высаженными концами и муфты к ним. Технические условия.

5. ГОСТ 632-80. Трубы обсадные и муфты к ним. Технические условия.

Формула изобретения

Труба для бурения или обсадки нефтегазовых скважин, выполненная из алюминиевого сплава, отличающаяся тем, что в алюминиевый сплав введен скандий в пределах от 0,01 до 0,4%.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эксплуатации нефтяных скважин глубинными штанговыми насосами

Изобретение относится к эксплуатации нефтяных скважин глубинными штанговыми насосами

Изобретение относится к эксплуатации нефтяных скважин глубинными штанговыми насосами

Изобретение относится к буровой технике, в частности к устройствам для эксцентричного размещения бурильной колонны в стволе скважины, и может быть использовано при бурении горизонтальных, вертикальных и наклонных скважин роторным способом

Центратор // 2165002
Изобретение относится к бурению скважин, а именно к устройствам для центрирования нижней части бурильной колонны

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к способам определения герметичности эксплуатационной колонны нефтяной скважины

Изобретение относится к бурению скважин, а именно к устройствам для безориентированного управления траекторией и калибровки ствола
Изобретение относится к соединению конструктивных элементов и может быть использовано при подготовке к эксплуатации и ремонте труб и другого нефтепромыслового оборудования с коническими резьбовыми соединениями
Изобретение относится к соединению конструктивных элементов и может быть использовано при подготовке к эксплуатации и ремонте труб и другого нефтепромыслового оборудования с коническими резьбовыми соединениями

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности, в частности к соединению конструктивных элементов, и может быть использовано при подготовке к эксплуатации и ремонту труб и другого нефтепромыслового оборудования с коническими резьбовыми соединениями

Изобретение относится к сплавам на основе системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для применения в качестве основного конструкционного материала в авиакосмической технике и транспортных средствах

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для изготовления крупногабаритных деталей сложной формы из массивных прессованных, кованых и катаных полуфабрикатов, применяемых для внутреннего силового набора самолетных и других конструкций

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы Al-Zn-Mg-Cu, предназначенным для изготовления концевых деталей газовых центрифуг, с целью получения изотопов урана и других элементов, применяемых в атомной энергетике, медицине, электронике и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к сплавам системы алюминий - медь - магний

Изобретение относится к высокопрочным деформируемым термически упрочняемым свариваемым сплавам на основе алюминия, в частности системы Al - Cu - Li, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях авиакосмической техники, таких как сварные топливные баки для работы при температуре от +20°С до -253°С, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175°С до -70°С

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия

Изобретение относится к созданию легких высокомодульных сплавов системы алюминий - бериллий, предназначенных для применения в легких жестких конструкциях авиационной и ракетно-космической техники

Изобретение относится к электротехническим устройством - к источнику тока, к способам изготовления его деталей, например анода, и к материалам для изготовления анода, более конкретно - к электрохимическому металловоздушному источнику тока с алюминиевым анодом
Наверх