Электроизоляционное масло

 

Использование: для изоляции электрических двигателей погружных насосов, используемых при нефтедобыче. Сущность: масло содержит, мас.%: полиизобутилен ММ 1000 - 5000 0,1 - 20, антиокислительную присадку фенольного или аминного типа 0,1 - 0,5 и нефтяное масло до 100. Нефтяное масло получено из продуктов гидрокаталитической переработки парафинсодержащего сырья. Технический результат - повышение электрических показателей, стабильности к окислению и безопасности в эксплуатации. 1 табл.

Изобретение относится к электроизоляционным маслам, применяемым для изоляции электрических двигателей погружных насосов, используемых при нефтедобыче.

Известно, что для этих целей применяются как обычные трансформаторные масла, типа ГК, Т-1500, так и специальные масла-МАПЭД (ТУ 38.101579-75), МДПЭ (ТУ 38.401778-89), которые в своей основе представляют те или иные фракции трансформаторных масел. Недостатком указанных масел являются недостаточно высокие электроизоляционные свойства и низкая стабильность к окислению.

Известен способ получения электроизоляционного (кабельного) масла путем смешения минерального масла с полимерным продуктом, в качестве которого используют полимеризат, содержащий полиизобутилен молекулярной массы (ММ) 9000-15000. [А.с. СССР N 941407, М. Кл3 C 10 M 1/18, опубл. БИ N 25, 1982 г. ]. Однако такое масло имеет высокое значение кинематической вязкости, что не позволяет использовать его для заполнения двигателей погружных насосов. Высокое значение тангенса угла диэлектрических потерь не может обеспечить надежную работу электродвигателя погружного насоса, повысить срок его службы.

Наиболее близким к заявляемому составу является способ получения изоляционного масла для сверхвысоковольтных кабелей и аппаратуры путем загущения маловязкого масла высокомолекулярной вязкостной присадкой, в частности полиизобутиленом с ММ более 20000, и добавлением антиокислительной присадки - ионола. [А.с. СССР N 239488 МПК C 10 M, БИ N 11, 1969 г.]. Однако такое масло не применимо для заполнения электродвигателей прогружных насосов из-за повышенной вязкости и недостаточно высоких электроизоляционных свойств. Кроме того, введение загущающей присадки представляет серьезные затруднения, так как необходимо проводить длительное перемешивание масла с полиизобутиленом или растворять полиизобутилен в подходящем растворителе и основу смешивать с концентратом полимера. Эти приемы усложняют технологию и не позволяют достичь требуемых электрических показателей.

Задача изобретения - получение электроизоляционного масла для электродвигателей погружных насосов с повышенными электрическими показателями, стабильностью к окислению и безопасностью эксплуатации.

Задача достигается тем, что электроизоляционное масло, содержащее нефтяное масло, полимер и антиокислитель, в качестве полимера содержит полиизобутилен молекулярной массы 1000-5000, в качестве антиокислителя - антиокислительную присадку фенольного или аминного типа, а в качестве нефтяного масла используется углеводородная основа, полученная из продуктов гидрокаталитической переработки парафинсодержащего сырья при следующем соотношении компонентов, мас.%: Полиизобутилен ММ 1000-5000 - 0,1-20 Антиокислительная присадка фенольного или аминного типа - 0,1-0,5 Нефтяное масло - До 100 В композиции использованы следующие компоненты: - полиизобутилен ММ 1000-5000 (октол 200, октол 600 по ТУ 38.001179-74), - 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (агидол 1) по ТУ 38.5901237-90, - дифениламин по ТУ 6-09-5467-90, - нефтяное масло по ТУ 38.301-29-41-95, углеводородная основа, полученная из дизельных фракций малосернистых нефтей.

Процесс включает гидроочистку, гидроизомеризацию, каталитическую депарафинизацию, гидрирование и выделение фракции с температурой кипения 302-496oC н.у.

В таблице приведены физико-химические и электрические показатели предлагаемого электроизоляционного масла (примеры 2-4) и прототипа (пример 10).

Из представленных данных видно, что масло, полученное предлагаемым способом, имеет улучшенные, по сравнению с прототипом электрические показатели.

Увеличение содержания полиизобутилена ММ 1000-5000 выше 10,0 мас.% не изменяет значения показателей электрических свойств масла, но способствует увеличению газостойкости и обеспечивает необходимый уровень вязкости при работе в летних условиях.

Смешение нефтяного масла с полиизобутиленом производится известным способом при температуре 90-110oC, для повышения стабильности к окислению в загущенное масло вводится антиокислитель фенольного или аминного типа. Полученное таким образом электроизоляционное масло может дополнительно подвергаться адсорбционной очистке. Для очистки используются отбеливающие глины, алюмосиликатная крошка. Полученное указанным способом электроизоляционное масло имеет повышенную температуру вспышки (160oC), что увеличивает безопасность эксплуатации, улучшенные электрические показатели и обладает высокой стабильностью к окислению.


Формула изобретения

Электроизоляционное масло, содержащее нефтяное масло, полимер и антиокислитель, отличающееся тем, что в качестве полимера оно содержит полиизобутилен молекулярной массы 1000 - 5000, в качестве антиокислителя - антиокислительную присадку фенольного или аминного типа, в качестве нефтяного масла используется углеводородная основа, полученная из продуктов гидрокаталитической переработки парафинсодержащего сырья при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Полиизобутилен ММ 1000 - 5000 - 0,1 - 20
Антиокислительная присадка фенольного или аминного типа - 0,1 - 0,5
Нефтяное масло - До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 14.07.2005

Извещение опубликовано: 10.06.2006        БИ: 16/2006



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано для обработки узлов трения различных машин и механизмов в технологических процессах, ставящих своей целью модификацию поверхностей трения

Изобретение относится к способу получения загущающей присадки, которая применяется для производства масел различного типа: моторных, трансмиссионных, гидравлических, смазочных и других, и может быть использовано в нефтехимической промышленности

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтным составам для образования сервовитного покрытия на трущихся поверхностях деталей, и позволяет восстановить трущиеся детали, подверженные износу
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтным составам для образования сервовитного покрытия на трущихся поверхностях деталей, и позволяет восстановить трущиеся детали, подверженные износу

Изобретение относится к смазочным составам, использующимся для смазывания рельсов и гребней колесных пар подвижного состава железнодорожного и иных видов рельсового транспорта, а также в других областях техники

Изобретение относится к смазочным составам, использующимся для смазывания рельсов и гребней колесных пар подвижного состава железнодорожного и иных видов рельсового транспорта, а также в других областях техники

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной обработки металлов и может быть использовано для холодной прокатки металлов из углеродистых и легированных сталей на многоклетьевых непрерывных станах

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано для обработки узлов трения различных машин и механизмов в технологических процессах, ставящих своей целью модификацию поверхностей трения

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, преимущественно применяемым для консервации скрытых полостей кузовов в технологическом процессе производства автомобилей

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к смазочным маслам

Изобретение относится к области производства и применения смазочных материалов, конкретно к композициям многоцелевых пластичных смазок для узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазочным материалам, предназначенным для смазки зубчатых передач и других пар трения трансмиссий транспортных машин, в частности автомобилей и автобусов

Изобретение относится к составам нефтяных масел с присадками и может быть использовано для смазывания пневматических перфораторов буровых установок

Изобретение относится к смазочным материалам для трансмиссионных передач, в частности для редукторов подземного оборудования угольных шахт
Наверх