Ледокольное судно на воздушной подушке

 

Изобретение относится к судостроению и касается создания амфибийных ледокольных судов на воздушной подушке, разрушающих ледяной покров резонансным способом. Ледокольное судно на воздушной подушке имеет корпус с гибким ограждением и надстройку. В корпусе судна на одной вертикали с центром масс его корпуса установлен вертикальный выдвижной плунжер. Плунжер имеет возможность осуществления периодических вертикальных перемещений с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледокольным судном на воздушной подушке ледяного покрова резонансным методом. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом.

Известно (1. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: ДВГУ. - 1988. - 87 с.), что для разрушения ледяного покрова резонансным методом пригодны обычные СВП, содержащие корпус с гибким ограждением и надстройкой.

Недостатком известной конструкции СВП, применяемых для ледокольных работ, является невозможность повышения эффективности разрушения льда СВП при заданных параметрах судна.

Задача заявляемого изобретения заключается в увеличении амплитуды резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), возбуждаемых движущимся СВП.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом.

Требуемый результат достигается путем образования в ледяном покрове майны, создаваемой во льду перед началом выполнения ледокольных работ.

Известно (2. Козин В.М., Жесткая В.Д. Исследования параметров изгибно-гравитационных волн в полубесконечном ледяном покрове от движущегося СВП при наличии полосы битого льда. Труды международной конференции "Проблемы прочности и эксплуатационной надежности". Владивосток: ДВГТУ. - 1996. - 87 с.), что наличие в ледяном покрове локальных неоднородностей в виде майны значительно повышает эффективность разрушения льда резонансным методом. Поэтому, если СВП начинает соответствующее маневрирование вблизи или непосредственно над майной, то его ледоразрушающая способность при резонансном методе ломки льда возрастает, т.к. ледяное поле, имеющее свободную кромку легче раскачать до предельных амплитуд.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледокольное судно на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением и надстройкой.

Отличительные: в корпусе судна на одной вертикали с центром масс его корпуса устанавливают вертикальный выдвижной плунжер, которому сообщают периодические вертикальные перемещения с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове.

Известно (3. Козин В.М. О влиянии формы поперечной нагрузки на напряженно-деформированное состояние бесконечной ледяной пластины. - ГПИ им. А.А. Жданова, Горький, 1981. - 6 с. Рукопись деп. в ЦНИИ "Румб", N ДР-1347), что переход от распределенной нагрузки к сосредоточенной силе при давлениях в ВП, характерных для существующих СВП, приводит к резкому увеличению изгибных напряжений, которые превышают уровень напряжений в ледяном покрове от СВП на резонансной скорости [1, 2, 3]. Таким образом, если у СВП предусмотреть устройство, с помощью которого можно всю нагрузку от веса судна передавать на лед не через ВП, а локально, т.е. сосредоточенно, то при статическом нагружении ледяного покрова сосредоточенной нагрузкой в нем возникнут изгибные напряжения, превышающие напряжения при деформировании ледяного покрова изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми обычными СВП на резонансной скорости.

Также известно (4. Козин В.М., Скрипачев В.В. Колебания ледяного покрова под действием периодически изменяющейся нагрузки. ПМТФ. Новосибирск: СО РАН. - 1992, N 5. - 144 с.), что динамическое приложение периодической нагрузки с частотой резонансных ИГВ вызывает в ледяном покрове значительно большие изгибные напряжения по сравнению со статическим нагружением.

Способ осуществляется следующим образом. По ледяному покрову начинают перемещать СВП с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то судно останавливают. Затем, например, при помощи гидропривода начинают выдвигать вертикальный плунжер, предварительно установленный в корпусе судна. При этом выдвиг плунжера должен быть больше высоты парения корпуса СВП над поверхностью льда, что необходимо для полной передачи веса СВП на лед через плунжер, т.е. в этом случае произойдет замена распределенной нагрузки на сосредоточенную, т.к. давление в ВП упадет до атмосферного. Кроме того, плунжер в корпусе судна располагают так, чтобы ось плунжера находилась на одной вертикали с центром масс СВП, что необходимо для исключения появления у судна крена и дифферента и соответствующего контакта корпуса судна со льдом помимо плунжера. Для более строгого выполнения этого условия в момент выдвижения плунжера могут быть использованы переменные массы, расходные материалы, балласт и прочие грузы, имеющиеся на судне.

После выдвига плунжера и удифферентовки судна плунжеру при помощи гидроцилиндра сообщают периодические вертикальные перемещения с частотой резонансных ИГВ, значение которой в зависимости от параметров ледовой обстановки определяется по рекомендации работы (5. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967. - 217 с.): где в - плотность воды; g - ускорение силы тяжести; D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины.

Совпадение частот вертикальных перемещений (колебаний) плунжера и резонансных ИГВ приведет к возникновению прогрессивных ИГВ. При этом во льду возникнут большие деформации, чем при статическом давлении плунжера на ледяной покров.

Локализация нагрузки на лед от веса судна при его достаточном весовом водоизмещении и ее динамическое воздействие приведет к разрушению ледяного покрова и образованию в нем майны, заполненной битым льдом. После этого плунжер задвигают в исходное положение. При необходимости увеличения размеров майны судно перемещают на кромку неразрушенного льда и повторяют процесс нагружения ледяного покрова по вышеизложенной схеме.

После приготовления майны необходимых размеров СВП удаляют от нее на расстояние, достаточное для развития ИГВ максимальной амплитуды (для раскачивания льда до максимальной амплитуды требуется определенное время) при движении СВП с резонансной скоростью. Затем судно разворачивают и начинают движение с резонансной скоростью в направлении майны. В момент ее прохождения в ледяном покрове, ослабленном майной, амплитуда ИГВ возрастет и лед начнет разрушаться за судном при его поступательном движении.

Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 показана схема деформирования ледяного покрова СВП; на фиг. 2 - схема его маневрирования при выполнении ледокольных работ.

По ледяному покрову 1 перемещают СВП 2 с резонансной скоростью vр. Если амплитуда возбуждаемых ИГВ 3 оказывается недостаточной для разрушения льда, то судно 2 останавливают. От статического нагружения в ледяном покрове возникнет чаша прогиба 4. При помощи гидропривода 5 начинают выдвигать вертикальный плунжер 6, предварительно установленный в корпусе 7 судна 2. При этом выдвиг плунжера пл должен быть больше высоты парения корпуса СВП над поверхностью льда hпар, что необходимо для полной передачи веса СВП на лед, т.е. в этом случае произойдет замена распределенной нагрузки на сосредоточенную и увеличениe кривизны чаши прогиба от 4 до профиля 8. После этого плунжеру 6 при помощи гидропривода 5 сообщают периодические вертикальные перемещения с частотой резонансных ИГВ p. Локализация нагрузки на лед от веса судна и ее динамическое воздействие приведет к разрушению ледяного покрова и образованию в нем майны 9, заполненной битым льдом. После этого плунжер 6 задвигают в исходное положение.

После приготовления майны 9 СВП удаляют от нее на расстояние L, достаточное для развития ИГВ максимальной амплитуды при движении СВП с резонансной скоростью vр. Затем судно 2 разворачивают и начинают движение с резонансной скоростью в направлении майны 9. В момент ее прохождения в ледяном покрове амплитуда ИГВ возрастает до профиля 10, и лед начнет разрушаться за судном при его поступательном движении.

Формула изобретения

Ледокольное судно на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением и надстройкой, отличающееся тем, что в корпусе судна на одной вертикали с центром масс его корпуса устанавливают вертикальный выдвижной плунжер, которому сообщают периодические вертикальные перемещения с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению для полярных районов и может быть использовано при создании транспортных судов ледового плавания

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов с движителями заднего хода для работы в условиях тяжелых ледяных полей

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым устройствам для очистки воды ото льда

Изобретение относится к конструкциям, эксплуатируемым в ледовых условиях и предназначено для повышения ледопроходимости судов, улучшения эксплуатационных и технических качеств причалов, плавучих платформ и других сооружений в условиях ледовой обстановки

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на воздушной подушке

Изобретение относится к водным транспортным средствам на воздушной подушке и подводных крыльях и касается создания их пропульсивно-подъемной системы

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических судов с дисковыми движителями вертикального подъема и с маршевыми дисковыми движителями

Изобретение относится к транспортной технике на воздушной подушке и касается создания аппаратов на воздушной подушке, способных перемещаться по дорогам и в условиях бездорожья, обладая плавучестью

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования амфибийных скеговых судов на воздушной подушке

Изобретение относится к области судостроения, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП) резонансным способом; при прокладке ледового канала; раннем вскрытии рек и водохранилищ; разрушении перемычек, заторов, закраин; раннем спуске льда на реках; предупреждении заторообразования, а особенно при борьбе со льдом на мелководье, где ледоколы вследствие наличия значительной осадки работать не могут

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при конструировании судов на воздушной подушке
Наверх