Способ ремонта антикоррозионной изоляции подземных трубопроводов

 

Изобретение относится к строительству и используется при обслуживании и ремонте антикоррозионных покрытий подземных трубопроводов. Вскрывают трубопровод, восстанавливают защитные свойства изоляционного покрытия с использованием органического вещества с одновременным формированием слоя подсыпки из грунта, смешанного с органическим вяжущим. Производят обсыпку трубопровода слоем грунта, смешанного с органическим вяжущим, и обратную засыпку слоем грунта. Снижает трудоемкость ремонтных работ и повышает надежность трубопровода. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области обслуживания и ремонта антикоррозионных изоляционных покрытий подземных трубопроводов.

Для ремонта изоляции трубопроводов широко применяют способ выборочного ремонта изоляционного покрытия подземных трубопроводов, включающий вскрытие трубопровода, контроль состояния изоляции и стенки, снятие старой изоляции участками по мере необходимости в зависимости от степени ее износа выполнение необходимых сварочно-восстановительных работ, окончательную очистку стенки трубы, нанесение новой изоляции и засыпку трубопровода. Этим методом ремонт изоляции может выполняться без извлечения трубопровода из траншеи и изменения положения оси трубопровода (Ращепкин К.Е., Овчиников И.С., Суетинова Т.Д., Белозеров З.Л. Обслуживание и ремонт линейной части магистральных нефте- и продуктопроводов. - М.: Недра, 1969).

Однако этот способ имеет следующие недостатки: - значительная доля ручного труда и низкая индустриальность из-за невозможности применения очистных и изоляционных машин; - вероятность нарушения старой изоляции при вскрытии на участках, где изоляция могла быть пригодна к дальнейшей эксплуатации; - невозможность применения на участках малой протяженности, на которых из-за естественного старения материала и низкого качества строительных работ изоляция вышла из строя и не обеспечивает поддержание требуемого защитного потенциала системы катодной защиты.

Наиболее близким по технической сущности и по назначению является известный способ ремонта изоляции, который осуществляется следующим образом (а.с. 1687993, F 16 L 1/26, БИ 40,1991. Способ ремонта битумной и полимерной пленочной изоляции подземного трубопровода. Мустафин Ф.М., Рафиков С.К. и др.).

Грунт засыпки разрабатывается одноковшовым или специальным вскрышным экскаватором, удаляется в отвал. Трубопровод поднимают с помощью кранов-трубоукладчиков на мягких полотенцах, чтобы не повредить старую изоляцию, на которую затем с помощью краскораспылителей или пульверизаторов (или вручную) наносят слой органического вещества. Затем на дне траншеи бульдозером создают подсыпку из слоя грунта с органическим вяжущим. Трубопровод опускают на слой подсыпки и производят обсыпку трубопровода слоем грунта с органическим вяжущим. После чего производят окончательную засыпку траншеи обычным грунтом.

Однако при данном способе необходимо выполнение дорогостоящих и трудоемких операций по подъему трубопровода. При подъеме трубопровода возникают дополнительные непредусмотренные изгибные напряжения на сварных стыках и возможны нарушения старой изоляции на участках, где изоляция могла быть пригодна к дальнейшей эксплуатации.

Изобретение решает техническую задачу снижения трудоемкости и удешевления процесса капитального ремонта, увеличения срока службы и улучшения эксплуатационных характеристик антикоррозионной изоляции подземных трубопроводов.

Указанная задача решается тем, что в способе ремонта антикоррозионной изоляции, включающем вскрытие трубопровода, восстановление защитных свойств изоляционного покрытия с использованием органического вещества, создание подсыпки из слоя грунта с органическим вяжущим, обсыпку трубопровода слоем грунта с органическим вяжущим и обратную засыпку грунтом, согласно изобретению подсыпка из слоя грунта с органическим вяжущим создают одновременно с восстановлением защитных свойств изоляционного покрытия с использованием органического вещества без подъема трубопровода.

Способ осуществляется следующим образом. Роторным вскрышным экскаватором со специальным рабочим органом удаляется грунт и вскрывается вся поверхность изоляции. Трубопровод очищается от остатков грунта. В пределах нижней половины сечения трубы между поверхностью изоляции и грунтовым основанием создается зазор 100...200 мм в зависимости от диаметра трубопровода.

Прицепное устройство, перемещаемое по трубопроводу тяговым усилием бульдозера, производит обработку всей поверхности ремонтируемого изоляционного покрытия органическим веществом, подаваемым через гребенки и шланги из автобитумовоза или передвижной емкости с насосной установки. В качестве органического вещества для восстановления защитных свойств изоляционного покрытия используют различные составы холодного отвердения для ремонта изоляции на основе фенолформальдегидных смол, полиуретановых смол или высокоплавких нефтяных битумов.

С целью увеличения срока службы отремонтированного изоляционного покрытия производится создание вокруг трубопровода защитной оболочки из подсыпки и обсыпки трубопровода слоем грунта в смеси с органическим вяжущим. Для этого одновременно с обработкой старой изоляции специальным рабочим органом прицепного устройства производится смешивание грунта с жидким органическим вяжущим и формирование части защитной оболочки (подсыпки), находящейся под трубопроводом ниже боковых образующих трубы.

Затем часть грунта из отвала в количестве, достаточном для формирования верхней части защитной оболочки (обсыпки), перемешивается с органическим вяжущим и укладывается на трубопровод равномерным слоем траншеезасыпателем ТР-351, оборудованным устройством для внесения органического вяжущего (комплектом ДС-150). Обсыпка трубопровода производится слоем грунта в смеси с органическим вяжущим в соотношении 6. ..15% вещества от массы скелета грунта в зависимости от вида грунта и органического вяжущего, в качестве которого используют жидкий битум, битумную эмульсию, тяжелые остатки нефтепереработки или специальное вяжущее для магистральных трубопроводов ВМТ (например, по ТУ 38.101960-83).

Производится уплотнение защитной оболочки из слоя грунта с органическим вяжущим при помощи навесных виброплит или специальных малых пневмокатков.

Далее выполняется обратная засыпка оставшейся части траншеи грунтом и рекультивация плодородного слоя.

Предлагаемый способ по сравнению с прототипом обладает следующими преимуществами: невысокой трудоемкостью, т.к. ремонт осуществляется без подъема трубопровода; повышением срока службы старой изоляции и может быть использован при ремонте антикоррозионных изоляционных покрытий подземных трубопроводов.

Формула изобретения

1. Способ ремонта антикоррозионной изоляции подземных трубопроводов, включающий вскрытие трубопровода, восстановление защитных свойств изоляционного покрытия с использованием органического вещества, создание слоя подсыпки из грунта с органическим вяжущим, обсыпку трубопровода слоем грунта с органическим вяжущим, обратную засыпку слоем грунта, отличающийся тем, что подсыпку из слоя грунта с органическим вяжущим создают одновременно с восстановлением защитных свойств изоляционного покрытия органическим веществом без подъема трубопровода.

2. Способ ремонта антикоррозионной изоляции подземных трубопроводов по п. 1, отличающийся тем, что в качестве органического вяжущего используют жидкий битум, битумную эмульсию, тяжелые остатки нефтепереработки или специальное вяжущее для магистральных трубопроводов ВМТ (например, по ТУ 38.101960-83).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте всплывших и искривленных на плаву магистральных трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и реконструкции переходов трубопровода под автомобильными дорогами

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении подземных трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении подземного трубопровода

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопровода, транспортирующего однородные жидкости и гидросмеси

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте магистральных трубопроводов особенно на участках, подверженных растрескиванию

Изобретение относится к строительству и используется при прокладке трубопроводов различного назначения

Изобретение относится к строительству и предназначено для подъема и поддержки трубопровода в траншее при строительных и ремонтных работах

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при прокладке магистральных нефтепроводов, нефтепродуктоводов, газопроводов, трубопроводов нефтяных и газовых промыслов, а также водоводов любого назначения

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении трубопроводов в районах распространения болот

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте магистральных трубопроводов в обводненных, болотистых грунтах, на береговых участках водных преград

Изобретение относится к строительству и используется для механизации работ по демонтажу трубопроводов с соединением труб типа "раструб"

Изобретение относится к области строительства трубопроводного транспорта, в частности к переходам трубопроводов под автомобильными дорогами, реконструируемым открытым способом

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и ремонте подводных трубопроводов

Изобретение относится к строительству, а именно к устройствам для защиты трубопроводов, расположенных на оползневых склонах

Изобретение относится к области строительства и используется для закрепления трубопроводов, прокладываемых на слабых, заболоченных и обводненных грунтах

Изобретение относится к строительному и горному делу, а именно к способам бестраншейной прокладки трубопроводов и иных коммуникаций под препятствиями с расширением предварительно пробуренных сквозных наклонно-направленных (пилотных) скважин

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте магистральных трубопроводов, например газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов
Наверх