Способ предотвращения нагромождения льда и снижения ледовых нагрузок на опоры моста при первой подвижке льда весеннего ледохода

 

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к способам снижения ледовых нагрузок на опоры моста при подвижках льда. Перед началом ледохода в ледовом поле нарезают прорези в виде решетки с ромбовидными ячейками, острые углы которых ориентированы на фарватер. Составляющими решетки являются потенциально подвижные и неподвижные ромбы, объемлющие опоры моста, которые становятся консолидирующими ледорезами, при навале льда дробя и сбрасывая по ледорезным граням льдины, выдавливая их в акваторию межопорного пространства с повышенной скоростью течения вешних вод. Длина диагонального поля с верховой стороны 150-500 м, с низовой (1-2)В, где В- ширина ледостава, глубина прорези 2/3 толщины льда, ширина не больше ширины ската или трака ледорезной машины, расстояние между осями прорезей 10-15 м. Угол нарезки прорезей к продольной оси реки на участке мостового перехода 15-30o. Преимуществом данного способа по сравнению с другими является то, что в нем реализован синтез ледорезного сооружения, конструктивным элементом которого наряду с опорами моста и акваторией ложа реки является и ледовое поле, которое при первой подвижке льда трансформируется в неподвижные ромбические элементы, усиливающие опору, и подвижные элементы нагромождения диагонально-силового поля, сплавляемые в межопорное пространство. 1 ил.

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к способам снижения ледовых нагрузок на опоры моста при подвижках льда.

Известен способ снижения давления льда, при котором перед ледоходом прорубают для первой подвижки борозды вдоль реки перед каждой опорой. При этом параметры борозд выбирают в зависимости от режима реки и таким образом, чтобы ширина борозд была несколько шире ледорезов и опор, а длина от 10 до 100 м. При средней интенсивности ледохода ослабления ледяного покрова добиваются за счет раздробления ледяных полей на отдельные карты на участке 200 - 1000 м выше моста (Б.Ф. Перевозников, В.А. Селиверстов. Ледовые процессы и их воздействия на дорожно-мостовые сооружения. - М., 1999. 76 с. (Автомобильные дороги: Обзорн. информ./ Информавтодор; Вып.4 стр. 55,56).

Недостаток этого способа дробления льда при первой его подвижке заключается в вероятностной природе возникновения силовых полей при картировании ледяного поля.

В качестве ближайшего аналога выбран способ предотвращения нагромождения льда и снижения ледовых нагрузок на сооружение при весеннем ледоходе, при котором до начала вскрытия реки прорубают прорези перпендикулярно оси моста длиной 300 м (150 м выше по течению реки от моста и столько же ниже), глубиной на 2/3 от толщины льда и шириной не больше ширины ската или трака с расстоянием между осями прорезей 3,8 - 4,5 м. (Патент 4498808 США, МКИ Е 02 В 3/00. Способ предотвращения нагромождения льда и снижения ледовых нагрузок на сооружения при весеннем ледоходе/ В. Маникян, Г.Н. Макдональд. 479416; Заявл. 28.03.83. Опубл. 12.02.85).

Однако при поступлении талых вод на поверхность льда прорези, сделанные в ледовом покрове реки, неравномерно перехватывают талую воду, стекающую с пойм. Сток воды тающего льда по стенкам и дну прорезей будет неодинаковым. Это порождает вероятностную картину силового воздействия как на уровне плавления льда, так и при его подвижке.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является предотвращение нагромождения льда и снижение его давления на опоры моста при первой подвижке льда весеннего ледохода.

Указанная задача решается тем, что в отличие от ближайшего аналога перед началом ледохода в ледовом поле нарезают прорези в виде решетки с ромбовидными ячейками, острые углы которых ориентированы на фарватер. Составляющими решетки являются потенциально подвижные и неподвижные ромбы, объемлющие опоры моста, которые становятся консолидирующими ледорезами, при навале льда дробя и сбрасывая по ледорезным граням льдины, выдавливая их в акваторию межопорного пространства с повышенной скоростью течения вешних вод. Длина диагонального поля с верховой стороны 150-500 м, с низовой (1-2)В, где В - ширина ледостава, глубина прорези 2/3 толщины льда, ширина не больше ширины ската или трака ледорезной машины, расстояние между осями прорезей 5-15 м. Угол нарезки прорезей к продольной оси реки на участке мостового перехода - 15-30o.

Указанные отличия позволяют реализовать синтез ледорезного сооружения, конструктивным элементом которого наряду с опорами моста и акваторией ложа реки является ледовое поле, при первой подвижке льда дифференцирующееся на неподвижные ромбические элементы, усиливающие опоры моста, и подвижные элементы нагромождения диагонально-силового поля, сплавляемые в межопорные пространства.

Сущность способа поясняется чертежом, где показан план мостового перехода, пролетное строение которого не показано.

Пример реализации способа предотвращения нагромождения льда и снижения ледовых нагрузок на опоры моста при первой подвижке льда весеннего ледохода.

До первой подвижки льда весеннего ледохода нарезают прорези 1 глубиной 2/3 толщины льда, шириной не более ширины ската или трака ледорезной машины и расстоянием между осями 5-15 м в виде решетки 2, ориентируемой на фарватер под углом 15-30o, длиной с верховой стороны 150-500 м, с низовой (1-2)В, где В - ширина ледостава, которая при протайке воды, поступающей с пойм, углубляет прорези и при первой подвижке льда формирует подвижное реактивное диагональное силовое поле, компонентами которого являются подвижные 3 и неподвижные 4 створные ромбы, объемлющие опоры 5, служащие консолидированными ледорезами 6 для первой подвижки льда, которые дробят и сбрасывают по ледорезным граням ромбовидные льдины и их осколки, выдавливая их в акваторию межопорного пространства с повышенной скоростью течения вешних вод.

Преимущества предлагаемого способа предотвращения нагромождения льда и снижения ледовых нагрузок на опоры моста при первой подвижке льда состоят в том, что реализован синтез ледорезного сооружения, конструктивным элементом которого наряду с опорами моста и акваторией ложа реки является и ледовое поле, которое при первой подвижке льда трансформируется в неподвижные ромбические элементы, усиливающие опору моста, и подвижные элементы нагромождения в виде ромбических элементов диагонально-силового поля.

Формула изобретения

Способ предотвращения нагромождения льда и снижения ледовых нагрузок на опоры моста при первой подвижке льда весеннего ледохода, предусматривающий нарезку прорезей до начала вскрытия реки, отличающийся тем, что прорези глубиной 2/3 толщины льда нарезают в виде решетки с ячейками в виде ромбов, острые углы которых составляют 30-60o и ориентированы на фарватер реки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при намыве плотин, дамб, хвостохранилищ
Изобретение относится к гидроизоляции строительных сооружений с помощью гидроизолирующей плиты, состоящей из гофрированных листов бумажного картона, каналы которого заполнены бентонитом

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для строительства стенок причалов и набережных с использованием стальных трубчатых свай, а также для возведения подпорных стенок различного назначения

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и способам их возведения и может быть использовано при возведении берегоукрепительных конструкций

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть использовано при возведении плотины с грунтовым противофильтрационным элементом (ПЭ) преимущественно на завершающем возведении или при реконструкции ее оголовка

Изобретение относится к портовому гидротехническому строительству и может быть использовано в морских и речных портах при реконструкции причальных набережных с одновременным увеличением расчетной глубины у кордона

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано при сооружении защитных дамб из местных грунтов

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано при сооружении защитных дамб из местных грунтов

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано при сооружении защитных дамб из местных грунтов

Изобретение относится к портовому гидротехническому строительству и может быть использовано для реконструкции причальных набережных типа заанкеренный больверк при увеличении расчетной глубины акватории и полезных нагрузок на прикордонной полосе, а также для стабилизации положения аварийных набережных и подпорных стенок

Изобретение относится к ледокольным работам

Изобретение относится к разрушению льда с помощью подводных судов

Изобретение относится к области разрушения льда с помощью подводных судов

Изобретение относится к взрывным работам по разрушению ледяного покрова

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, а более конкретно, к ледостойким комплексам (ЛК) для освоения мелководного континентального шельфа

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к области ледотехники и инженерной гляциологии, в частности к конструкциям механического локального разрушения ледяного покрова с применением неледокольных технических средств, и может быть использовано для снижения ледовых нагрузок на гидротехнические сооружения, для сооружений континентального шельфа, на ледоколах для разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для добычи нефти и газа на шельфе замерзающих морей
Изобретение относится к области гидротехники и касается снижения или устранения последствий, возможных на равнинных реках от ледовых заторов, наводнений

Изобретение относится к морской конструкции, в частности к морской платформе, и способу ее сооружения на шельфе замерзающих морей для добычи нефти и газа

Изобретение относится к гидроускорителям и может быть использовано для создания водяного потока, с помощью которого происходит таяние льда и освобождение акватории водоема от ледяного покрова

Изобретение относится к ледокольным работам
Наверх