Способ стабилизации горения твердого топлива

 

Изобретение относится к зарядам из твердых топлив баллиститного или смесевого типа, предназначенным для использования в различных областях промышленности. Согласно изобретению способ стабилизации горения баллиститных и смесевых твердых топлив включает введение в их состав стабилизирующей добавки - дисилицида титана. Изобретение направлено на создание эффективного способа стабилизации горения твердого топлива независимо от его вида (баллиститного или смесевого) и без снижения энергетических характеристик. 1 табл.

Изобретение относится к зарядам из твердых топлив баллиститного или смесевого типа, предназначенным для использования в различных областях промышленности.

Известны способы стабилизации горения за счет введения в топливо стабилизирующих добавок. Для баллиститных топлив это мел, двуокись титана, окись магния и др. Для смесевых - в основном окислы и карбиды металлов, а также ряд других соединений (патент США 382215, кл. 149-19.4. 1974, 3986910, кл. 149-19.9. 1976, 4210474, кл. 149-19.2, 1980).

Добавки тугоплавкие, являются энергетически пассивными компонентами и приводят к снижению удельного импульса топлива. Благодаря неспособности добавок к быстрым физико-химическим превращениям в потоке газов вблизи горящей поверхности они во многих случаях не обеспечивают полной стабилизации процессов горения.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения, принятым за прототип, является способ стабилизации горения твердого топлива окисью магния, двуокисью титана, карбонатом кальция или алюминиевого - магниевым сплавом (пат. РФ 2090545, 20.09.1997 г., С 06 В 25/18, С 06 D 5/06 ).

Однако данный способ имеет существенные недостатки: 1 - энергетические показатели топлива достаточно резко снижаются; 2 - способ не позволяет увеличить массовую долю стабилизаторов из-за индивидуальных соединений, которые могли бы увеличить стабилизирующий эффект.

Технической задачей изобретения является разработка более эффективного способа стабилизации горения твердого топлива независимо от его вида (баллиститного или смесевого ) без снижения их энергетических характеристик.

Технический результат достигается за счет использования дисилицида титана (TiSi2) в качестве стабилизатора горения в виде высокодисперсного порошка, вводимого в топливную массу. Энтальпия образования - -1,7 МДж/кг, плотность - 4,02 г/см3, температура плавления - 1470oС, молекулярная масса - 104,7, в воде не растворим.

Способ стабилизации с помощью TiSi2 ранее не применялся. В отличие от других соединений (стабилизаторов горения) эта добавка плавится при более низких температурах и обладает способностью к физико-химическим превращениям в зоне горения, причем вблизи от конденсированной фазы. При этом появление новых окисей приводит к возрастанию массовой доли твердых частиц по сравнению с первоначальным количеством TiSi2, и, следовательно, к увеличению эффективности TiSi2 как стабилизатора горения по отношению к другим используемым в качестве стабилизаторов горения соединений.

В конденсированной фазе происходит демпфирование акустических волн на поверхности частиц TiSi2, которые из-за неодновременного выгорания основных компонентов топлива находятся в определенном микрослое.

Наличие отрицательной энтальпии образования TiSi2 (у других соединений она положительна) приводит к тому, что сам дисиницид титана вступает в реакции, увеличивая энергетические характеристики топлив, при этом единичный импульс этих топлив выше по отношению к топливам с другими добавками.

Проверку эффективности предлагаемого способа осуществляли в модельных ракетных двигателях, в которых сжигали заряды, изготовленные из опытных шашек топлив. Для баллиститных топлив в качестве наиболее известных стабилизаторов горения были выбраны CaCO3, MgО и TiO2. Для смесевых топлив - тугоплавкие соединения, которые предполагались или использовались в качестве стабилизаторов горения TiO2, ZrO2, TiC и др.

Заряды имели цилиндрический канал, масса их изменялась от 90 до 200 г. Испытания проводили при различных начальных температурах зарядов в широком интервале давлений с записью изменения давления во времени в камере сгорания и высокочастотных колебаний давления, которые сопровождают нестабильный режим работы двигателя.

Оценку стабилизирующего эффекта осуществляли по характеру горения зарядов. Чем меньше величина нерасчетных взмывов на кривых давление - время, свидетельствующих о нестабильном горении зарядов, тем процесс стабильнее. Полной стабилизации соответствовали кривые без каких-либо взмывов, при этом высокочастотных колебаний давления в камере нет.

Кроме испытаний были также получены расчетные значения единичных импульсов соответствующих топливных композиций. При этом термодинамические расчеты проводили при отношении давления в камере к давлению на срезе сопла (Рk/Рa=10 МПа /0,1 МПа).

Окончательное заключение об эффективности способа получили с учетом результатов испытаний зарядов при том же Рк и данных единичного импульса. Полной стабилизации процесса горения зарядов должно соответствовать максимальное значение единичного импульса.

Было проведено значительное количество испытаний зарядов при содержании добавок в топливе от 1 до 5%. В большинстве случаев наблюдалось увеличение стабилизирующего эффекта и повышение единичного импульса топлива при введении в топливную массу дисилипида титана.

В таблице, содержащей сведения об исследованных баллиститных и смесевых твердых топливах, приведены оптимальные количества этой добавки, при которой наблюдалась полная стабилизация горения зарядов и одновременно максимальный прирост единичного импульса по отношению к топливом без добавок. Здесь же показаны добавки, при введении которых в топливо в тех же массовых долях наблюдались нестабильные режимы горения зарядов, а также снижение единичного импульса.

Способ был также опробован при отработке канальных зарядов из баллиститного топлива, которые в ракетном двигателе горели в нестабильном режиме. Введение 1% TiSi2 стабилизировало процесс горения и одновременно привело к увеличению единичного импульса топлива, который не достигается при использовании других добавок.

Применение предлагаемого способа является перспективным, позволяет сократить сроки отработки ракетных двигателей и других устройств, используемых в народном хозяйстве, за счет стабилизации горения зарядов и увеличения энергетических характеристик топлив.

Формула изобретения

Способ стабилизации горения баллиститных и смесевых твердых топлив, включающий введение в их состав стабилизирующей добавки, отличающийся тем, что в качестве стабилизирующей добавки используют дисилицид титана.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам промышленного производства заряда смесевого твердого топлива (СРТТ)

Изобретение относится к рецептурам газогенерирующих составов, используемых для вытеснения жидких и порошкообразных веществ, для создания давления и т.д

Изобретение относится к разработке твердых ракетных топлив и может быть использовано в ракетных системах с оптическими средствами наведения

Изобретение относится к области разработки высокоэнергетических быстрогорящих твердых ракетных топлив баллиститного типа, используемых в качестве энергоисточников ракетных двигателей

Изобретение относится к классу твердых ракетных топлив баллиститного типа и может быть использовано, например, в неуправляемых авиационных ракетных системах или в системах аварийного спасания летного состава

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, а именно к разработке состава для термостойкого блочного заряда (ТБЗ), используемого для интенсификации и добычи нефти, и способа его изготовления

Изобретение относится к созданию малодымных (бесхлорных) высокоэнергетических твердых ракетных топлив (ТРТ), эксплуатируемых в широком температурном диапазоне (-50...+50oС), которые могут применяться в различных ракетных системах (противоракетной, противовоздушной обороны, ракетных систем залпового огня и другого назначения)

Изобретение относится к созданию бездымных твердых ракетных топлив, которые могут быть использованы в различных ракетных системах, например ближнего боя, с лазерным наведением, высокоточного оружия, космического назначения

Изобретение относится к области создания твердых топлив, предназначенных для использования в качестве рабочего тела в скважинных аппаратах (пороховых генераторах давления (ПГД), аккумуляторах давления скважин (АДС) и др.)

Изобретение относится к изготовлению зарядов ракетного двигателя из смесевого ракетного твердого топлива

Изобретение относится к промышленным взрывчатым веществам для ракетных систем народнохозяйственного назначения, применяемых для борьбы с градом, стимулирования и интенсификации осадков, рассеивания облаков и туманов

Изобретение относится к области разработки высокоэнергетических быстрогорящих твердых ракетных топлив баллиститного типа (двухосновных)

Изобретение относится к области специальной технической химии, а именно к созданию твердого ракетного топлива баллиститного типа, эксплуатируемого в широком температурном диапазоне

Изобретение относится к области изготовления зарядов из смесевого твердого ракетного топлива (СТРТ), а именно, к технологии приготовления топливной массы и формования зарядов

Изобретение относится к пороховым взрывчатым составам на основе утилизируемых бездымных порохов, взрывчатых веществ типа гексоген и октоген

Изобретение относится к области производства ракетной техники, а именно к изготовлению зарядов смесевого твердого топлива

Изобретение относится к составам газообразователя сомосрабатывающего порошкового огнетушителя, предназначенный для пожарной защиты кладовых, кабельных галерей, шкафов с электрооборудованием, подвалов, бункеров и др

Изобретение относится к области аэрозольгенерирующих пиротехнических составов для систем объемного тушения пожаров

Изобретение относится к области пиротехники и может быть использовано в системах вытеснения или аэрации жидкостей или порошков

Изобретение относится к твердым ракетным топливам
Наверх