Трубопроводная арматура с уплотнением для шпинделя

 

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для быстрого отключения части трубопровода. Трубопроводная арматура с уплотнением для шпинделя содержит корпус, крышку с отверстием и сальниковую камеру. Последняя снабжена сальниковой набивкой и уплотнительным кольцом. Подвижный узел состоит из запорного органа и шпинделя. Шпиндель проходит наружу из корпуса через сальниковую камеру. Уплотнительное кольцо выполнено из цветного металла или сплава, размещено в сальниковой камере. Расстояние между точкой приложения сосредоточенной боковой нагрузки уплотнительного кольца и точкой приложения осевой сжимающей силы запорного органа лежит в диапазоне от 0,35 до 0,4 длины шпинделя. Изобретение позволяет увеличить срок службы и повысить надежность срабатывания затвора арматуры. 3 ил.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к запорной отсечной аппаратуре, предназначенной для быстрого отключения части трубопровода.

Известна конструкция трубопроводной арматуры с уплотнением для шпинделя, содержащая корпус, крышку, подвижной узел, состоящий из запорного элемента и шпинделя, проходящего из корпуса через отверстие в крышке наружу и уплотненного относительно отверстия сальником (Свидетельство на полезную модель РФ 9502, МПК 6 F 16 K 41/04, 16.03.99 г.). В данной конструкции сальниковое устройство, которое, хотя и не может считаться надежной опорой из-за упругих свойств набивки, но все же оказывает значительное поддерживающее влияние, которое должно быть, учтено при определении основных конструктивных параметров арматуры. Однако все же из-за незначительных прочностных свойств уплотнительной набивки ее поддерживающие свойства незначительны и не могут существенно влиять на поддержание устойчивого положения протяженного стержня, которым является шпиндель запорного элемента. Это, в свою очередь, может привести к его поломке при больших нагрузках в процессе "страгивания" с посадочного места.

В качестве прототипа, как наиболее близкого к предлагаемой конструкции, выбрано сальниковое уплотнение шпинделей запорной арматуры трубопроводов по патенту РФ 2046231, МПК 6 F 16 J 15/18, 20.10.95 г. По данному изобретению сальниковое уплотнение содержит корпус с сальниковой камерой, в которой размещена сальниковая набивка, охватывающая подвижный уплотняемый элемент - шпиндель, и поджатая нажимным элементом. Причем в качестве сальниковой набивки используют древесные опилки, а в средней части сальниковой камеры установлено кольцо мягкой сальниковой набивки, пропитанное смазкой. Кольцо может быть выполнено из джута. Недостатком данной конструкции является то, что, как и в первом случае, мягкое кольцо не оказывает существенного поддерживающего влияния на шпиндель. К тому же в данном решении не обсуждаются вопросы расположения кольца относительно опор, а также прочностные свойства материала.

Данное изобретение решает задачу повышения надежности срабатывания затвора трубопроводной арматуры при значительных нагрузках, в частности шпинделя подвижного узла, а также задачу повышения срока службы затвора.

Задача решается за счет того, что в трубопроводной арматуре с уплотнением для шпинделя, содержащей корпус, крышку с отверстием и сальниковой камерой, в которой размещена сальниковая набивка и уплотнительное кольцо, а также подвижный узел, состоящий из запорного органа и шпинделя, проходящего наружу из корпуса через сальниковую камеру, уплотнительное кольцо выполнено из цветного металла или сплава. С целью оптимизации конструктивных параметров устройства в целом, уплотнительное кольцо размещают в сальниковой камере таким образом, что расстояние между точкой приложения сосредоточенной боковой нагрузки уплотнительного кольца и точкой приложения осевой сжимающей силы запорного органа, выбирается из диапазона 0,35...0,4 длины шпинделя. При этом коэффициент жесткости материала уплотнительного кольца сальника выбирается по зависимости: где Е - модуль упругости материала шпинделя; J - осевой момент инерции сечения шпинделя; Р - осевая сжимающая нагрузка; l - длина шпинделя; l1 - расстояние между точкой приложения сосредоточенной боковой нагрузки уплотнительного кольца и точкой приложения осевой сжимающей силы запорного органа.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен продольный разрез трубопроводной арматуры; на фиг.2 - увеличенный узел I фиг. 1 - сальниковая камера с уплотнением; на фиг.3 показана расчетная схема нагружения шпинделя.

Трубопроводная арматура содержит корпус 1, крышку 2 с отверстием и сальниковой камерой 3, в которой размещена сальниковая набивка 4 и уплотнительное кольцо 5. Сальниковая набивка 4 и уплотнительное кольцо 5 охватывают уплотняемый элемент, которым является шпиндель 6. Шпиндель 6 совместно с запорным органом 7 образуют подвижный узел трубопроводной арматуры. Кольцо 5 выполняют из цветного металла или сплава, и оно выполняет как роль уплотнителя, так и роль боковой опоры для шпинделя 6. Таким образом, шпиндель 6, проходящий наружу из корпуса 1 с натягом через уплотнительное кольцо 5, размещенное с натягом по внешней стороне в сальниковой камере, получает дополнительную опору по боковой поверхности.

При быстром закрытии запорного органа 7 шпиндель 6 испытывает значительные сжимающие осевые нагрузки и в результате чего может потерять продольную устойчивость. Уплотнительное кольцо 5 из цветного металла или сплава, расположенное в сальниковой набивке, будет являться дополнительной опорой, причем потери на трение при использовании цветного металла будут минимальны.

Для определения оптимального расположения уплотнительного (опорного) кольца 5 по длине шпинделя 6 ниже приведены следующие расчеты.

Известно, что металлы на начальных участках нагружения сопротивляются деформациям линейно упруго, тогда уравнение изогнутой линии шпинделя, потерявшего устойчивость, запишется так: где k - коэффициент жесткости материала кольца сальника; Е - модуль упругости материала шпинделя;
J - осевой момент инерции сечения шпинделя;
Р - осевая сжимающая нагрузка;
l - длина шпинделя;
l1 - расстояние между точкой приложения сосредоточенной боковой нагрузки уплотнительного кольца и точкой приложения осевой сжимающей силы запорного органа.

При интегрировании (1) воспользуемся методом последовательных приближений.

В качестве первого приближения используем синусоиду Эйлера:

Подставляя (2) в правую часть (1), получим обыкновенное дифференциальное уравнение, в котором правая часть является известной функцией от z:

После последовательного интегрирования (3) получим:

Константы интегрирования определяются из граничных условий:

и второе приближение в этом случае примет вид:

Для нахождения критической силы приравняем амплитуды первого и второго приближения в фиксированной точке, например, z=l1:

При осевой сжимающей силе Р меньшей Pкp, определяемой по формуле (6), потеря устойчивости шпинделем не произойдет.

Для нахождения местоположения уплотнительного опорного кольца 5 сальника относительно точек приложения нагрузок, при котором шпиндель 6 выдержит максимальную сжимающую нагрузку, логично воспользоваться условием:
dPкр/dl1=0. (7)
В результате получим алгебраическое уравнение:

Решение (8) имеет три действительных корня:
l1-0,625l; l1=l; l10,325l.

Первое из них не удовлетворяет решению задачи, так как является отрицательным, второе - является минимумом для (7), то есть при l1=l шпиндель 6 потеряет продольную устойчивость при минимальном значении сжимающей силы, третье максимумом, и расположение опорного кольца 5 сальника на расстоянии
l10,325l (9)
является наиболее благоприятным, так как шпиндель 6 при этом выдерживает максимальное сжимающее усилие. Исходя из допусков на размеры конструктивных элементов и сборку конструкции рекомендуемое местоположение уплотнительного кольца 5 определяется из диапазона l1=(0,35...0,4)l.

Для рационального выбора материала уплотнительного опорного кольца 5 разрешим (6) относительно коэффициента жесткости k материала уплотнительного кольца 5 сальника и получим выражение для определения последнего в зависимости от геометрии конструкции и условий эксплуатации с обеспечением сохранения продольной устойчивости шпинделя:

Выполнение уплотнительного кольца 5 из цветного металла или сплава, а также установка его на шпинделе 6 и в сальниковой камере с натягом на заданном расстоянии от точки приложения силы запорного органа, существенно повышает продольную устойчивость шпинделя 6. Это, в свою очередь, повышает его эксплуатационные свойства, срок службы и число циклов "открытие-закрытие".

Следует отметить, что в результате использования простого технического приема положительный эффект достигается без усложнения конструкции, например, не путем введения дополнительных сложных конструктивных элементов, а только за счет рационального выбора параметров существующей конструкции.


Формула изобретения

Трубопроводная арматура с уплотнением для шпинделя, содержащая корпус, крышку с отверстием и сальниковой камерой, снабженной сальниковой набивкой и уплотнительным кольцом, подвижный узел, состоящий из запорного органа и шпинделя, проходящего наружу из корпуса через сальниковую камеру, отличающаяся тем, что уплотнительное кольцо выполнено из цветного металла или сплава и размещено в сальниковой камере таким образом, что расстояние между точкой приложения сосредоточенной боковой нагрузки уплотнительного кольца и точкой приложения осевой сжимающей силы запорного органа лежит в диапазоне l1= (0,35. . . 0,4)l, где l - длина шпинделя, причем коэффициент жесткости материала уплотнительного кольца выбирается по зависимости

где Е - модуль упругости материала шпинделя;
J - осевой момент инерции сечения шпинделя;
Р - осевая сжимающая нагрузка;
l - длина шпинделя;
l1 - расстояние между точкой приложения сосредоточенной боковой нагрузки уплотнительного кольца и точкой приложения осевой сжимающей силы запорного органа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к клапану радиатора, включающему корпус, запорный элемент, установленный с возможностью перемещения в осевом направлении в сторону седла клапана или в противоположную от него сторону, и толкатель, установленный с возможностью осевого перемещения и выведенный наружу через отверстие в корпусе, уплотненное посредством уплотнения, установленного в корпусе и охватывающего толкатель

Вентиль // 947558

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия трубопроводов шиберными задвижками с ручным гидро- или пневмоприводом высокого давления, расширяет функциональные возможности, повышает эксплуатационные качества и надежность работы

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия проходного сечения трубопровода с помощью ручного или гидропневмопривода

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для использования в качестве запорного устройства в нефтедобывающей промышленности

Вентиль // 2262629
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия проходного отверстия трубопровода

Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к клапану радиатора, и предназначено для регулирования потока жидкости

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для запирания или регулирования среды, например воды или же других текучих или газообразных сред

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для использования в качестве запорной арматуры на трубопроводах по перекачке агрессивных жидкостей и составов с повышенным содержанием механических примесей и склонностью к образованию отложений внутри вентилей и кранов

Изобретение относится к оборудованию для эксплуатации трубопроводов и может быть применено для установки манометра, контролирующего давление транспортируемой среды по трубопроводу. Вентиль игольчатый под манометр содержит корпус (1), опосредованно соединенный со штоком (2), снабженным на одном конце резьбовым гнездом (3). При этом в корпусе (1) расположены сальниковый узел (10), выполненный шевронным, грундбукса (9). Последняя соединена посредством соединительного элемента 12 с корпусом. Кроме того, корпус (1) с помощью резьбового соединения связан с крепежным элементом (5), который связан с помощью кольцевых проточек и стопорного кольца со штоком (2). Кроме того, корпус (1) оснащен спускным клапаном (15). Технический результат заключается в повышении точности показаний манометра, герметичности, долговечности и надежности конструкции. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх