Способ перегонки углеводородного сырья для получения топливных фракций

 

Изобретение относится к нефтепереработке на малотоннажных установках с целью получения моторных топлив в местах добычи и транспортировки нефти. Перегонку нефти для получения топливных фракций осуществляют ректификацией в атмосферной колонне с отбором с верха колонны бензиновой фракции, выводом в виде боковых погонов керосиновой и дизельной фракций и их отпаркой в отпарных колоннах. Пары низкокипящих углеводородов с верха отпарных колонн возвращают в атмосферную колонну. Ректификацию проводят при эжекции поступающим сырьем несконденсировавшихся углеводородных газов в количестве 2-6 мас.% от исходного сырья. В качестве отпаривающего агента в основную и отпарные колонны подводят перегретые пары бензиновой фракции с концом кипения 130oС после отделения от нее воды и несконденсировавшихся углеводородных газов. Мазут из куба атмосферной колонны нагревают и подают в вакуумную колонну, с низа которой отводят остаток, а с верха отбирают в паровой фазе тяжелую дизельную фракцию, которая является рабочим телом в эжекторной вакуумсоздающей установке на верху вакуумной колонны. В результате достигается повышение выхода и улучшение качества светлых топливных фракций. 1 ил.

Предлагаемый способ относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использован для получения топливных фракций на малотоннажных установках в местах добычи и транспортировки углеводородного сырья для покрытия местных потребностей в моторном и котельно-печном топливе.

Известны способы первичной перегонки нефти на нефтезаводских одноколонных установках на топливные фракции: бензин, керосин, дизельную фракцию и мазут с последующей вторичной переработкой полученных фракций. Недостатком рассматриваемого способа являются трудности, возникающие при переходе к переработке нефтей, отличающихся содержанием фракций, выкипающих до 350oС (Эрих В.Н. и др. Химия и технология нефти и газа. Л.: Химия, 1985, с. 117).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату при его использовании является способ перегонки углеводородного сырья на топливные фракции: бензин, керосин, дизельное и котельно-печное топливо на малотоннажной установке с применением водяного пара в качестве отпаривающего агента для увеличения выхода бензиновой фракции и корректировки температуры вспышки получаемых топливных фракций. Недостатком указанного способа является обводнение бензиновой фракции и недостаточная глубина отбора дизельной фракции. Рекламно-информационный проспект "Нефтеперерабатывающее оборудование УПН-50", "Белэнергомаш".

Целью предлагаемого способа является повышение выхода и качества светлых топливных фракций. Решение поставленной технической задачи достигается способом, технологическая схема которого представлена на чертеже. Исходное углеводородное сырье последовательно поступает в теплообменники 6, 6', 6'', где осуществляется его нагрев теплом отходящих потоков, а затем в трубчатую печь 2 для окончательного нагрева. Из печи сырье в парожидком состоянии через эжектор 8'', эжектирующий несконденсировавшиеся углеводородные газы, в количестве 2-6 мас.% от исходного сырья, направляется в колонну 3 для разделения на фракции. Пары бензиновой фракции, с концом кипения 130oС отбираемые с верха колонны 3, конденсируются и охлаждаются в аппарате воздушного охлаждения 7, конденсат стекает в емкость 5, где происходит отделение от бензиновой фракции воды и несконденсировавшихся углеводородных газов. Вода автоматически дренируется с низа емкости 5, бензиновая фракция откачивается насосом 1'. Бензиновая фракция разделяется на три потока, часть возвращается на верх колонны 3 в качестве холодного орошения для снятия избытка тепла, другая часть поступает на испарение и перегрев в печь 2 для использования в качестве отпаривающего агента, а ее балансовое количество выводится в товарный парк или на узел компаундирования.

В основной ректификационной колонне 3 предусмотрены два отбора боковых погонов керосиновой и дизельных фракций, направляемых в отпарные колонны 4 и 4' для отпарки легких компонентов. В нижние части основной колонны 3 и отпарных колонн 4 и 4' подают перегретые пары бензиновой фракции в качестве отпаривающего агента. Керосиновая и дизельная фракции, охладившись в теплообменниках 6 и 6' и аппаратах воздушного охлаждения 7', 7'', направляется на узел компаундирования.

Мазут из куба колонны 3 насосом 1'' подается в вакуумную колонну 11, в которой поддерживается вакуум 80-90%, что обеспечивает при температуре сырья 300-320oС отбор топливной фракции с температурой конца кипения 400-420oС, которые отводятся с верха колонны 11, конденсируются в аппарате воздушного охлаждения 7IV, эжекторами 8 и 8', вакуумсоздающей установкой отводятся в буферную емкость 10. Рабочей жидкостью эжекторной установки служит отбираемая фракция из вакуумной колонны, которая насосом 1 в качестве активного потока нагнетается в эжекторы, избыток подается на узел компаундирования. Остаток из колонны 11 охлаждается в теплообменнике 6" и аппарате воздушного охлаждения 7V и отводится в товарный парк.

По данным научно-исследовательского института ВНИУС применение несконденсировавшихся углеводородных газов в качестве отпаривающего агента повышают выход фракций светлых нефтепродуктов на 20-30% (Авторское свидетельство SU 1074891. Способ выделения бензиновой фракции из нефти).

Для повышения эффективности при использовании для этой цели бензиновых паров требуется их перегревать до температуры, обеспечивающей температуру отбираемой с верха отпарной колонны паровой фазы на 5-10oС выше температуры отбираемой с низу колонны жидкой фазы.

Химмотологические исследования совместимости топлива и двигателей показали целесообразность расширения фракционного состава дизельного топлива в широких пределах без ухудшения работоспособности двигателя. Предлагается расширить его ресурсы за счет использования тяжелой фракции прямогонного бензина (130-180oС) и повышения температуры конца кипения дизельного топлива до 400oС.

Нормируемыми показателями фракционного состава дизельного топлива, определяющими его эксплуатационные характеристики, являются температуры выкипания 50 и 96%, которые обеспечивают пусковые характеристики, приемистость двигателя при изменении режима работы и полноту испарения в двигателе. При этом нормируются предельные значения температуры, фактические же значения температуры должны быть не выше нормируемых.

Известно, что цетановое число повышается с ростом температуры выкипания топливной фракции. Так, например, при температурном интервале выкипания 220-230oС цетановое число 45, при интервале 330-350oС цетановое число 68. Учитывая высокую экономичность дизельных двигателей, КПД 30-44%, тогда как КПД карбюраторных двигателей 25-30%, предлагается бензиновую фракцию, выкипающую в интервале 130-180oС, отбирать с керосиновой фракцией, включая последнюю в дизельное топливо. Цетановое число и температура выкипания 50% дизельного топлива определяют качество сгорания топлива, его пусковые свойства, другие эксплуатационные характеристики. Повышение температуры конца кипения дизельной фракции до 400oС при одновременном снижении температуры начала кипения до 130oС обеспечивает температуру выкипания 50% топлива при температуре не выше 250oС, нормируемая температура для летнего и зимнего топлива 280oС. Необходимо отметить, что снижение температуры конца кипения бензиновой фракции до 130oС значительно повышает октановое число прямогонного бензина (К.К. Папок и др. Технический словарь по топливу и маслам. М., 1956, c. 367).

Оценочные расчеты увеличения выхода дизельного топлива по предлагаемому способу на примере нефти Самотлора показали, что выход увеличивается с 33 до 50% на сырье. Увеличение выхода дизельного топлива обеспечивается за счет использования бензиновой фракции НК 130 - КК 180 на 9% и газойлевой фракции НК 360 - КК 400 на 8%. Суммарное увеличение выхода на сырье 17% (Рудин М.Г. Карманный справочник нефтепереработчика. Л.: Химия, 1989, с. 77 и 79).

Предлагаемый способ обеспечивает увеличение выхода светлых нефтепродуктов с получением дизельного топлива для различных климатических зон и типов двигателей, компаундированием полученных топливных фракций компонентов дизельного топлива.

Формула изобретения

Способ перегонки углеводородного сырья для получения топливных фракций ректификацией в атмосферной колонне с отбором с верха колонны бензиновой фракции, выводом в виде боковых погонов керосиновой и дизельной фракций и их подачей в отпарные колонны с отбором с низа отпарных колонн топливных фракций и при отводе паров низкокипящих углеводородов с верха отпарных колонн в атмосферную колонну, отличающийся тем, что ректификацию проводят при введении в сырье несконденсировавшихся углеводородных газов в количестве 2-6 мас.% от исходного сырья, которые эжектируются поступающим на ректификацию сырьем; в качестве отпаривающего агента в основную и отпарные колонны подводят перегретые пары бензиновой фракции с концом кипения 130oС после отделения от нее воды и несконденсировавшихся углеводородных газов, мазут из атмосферной колонны нагревают и подают в вакуумную колонну, с низа которой отводят остаток, а с верха отбирают в паровой фазе тяжелую дизельную фракцию, которая является рабочим телом в эжекторной вакуумсоздающей установке на верху вакуумной колонны.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фракционированию мазута в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам получения газоконденсатных фракций и может найти применение в нефтегазоперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтехимии

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей области

Изобретение относится к нефтяной и нефтехимической отраслям промышленности и используется при фракционировании тяжелых нефтяных продуктов, мазута, масляных фракций, химических продуктов и др

Изобретение относится к нефтяной промышленности, в частности к процессам стабилизации нефти

Изобретение относится к нефтехимии, а более конкретно, к малогабаритным установкам для получения из нефти (мазута) легких и тяжелых нефтепродуктов

Изобретение относится к получению топливных и масляных фракций путем вакуумной перегонки мазута

Изобретение относится к первичной переработке нефти и заключается в перегонке оптимальной смеси нефтяных остатков после перегонки сырой нефти при атмосферном давлении (мазутов)

Изобретение относится к технологии перегонки сложных высококипящих жидкостей в нефтепереработке и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области переработки углеводородного сырья, а именно кубовых остатков, гудронов, битумов, мазутов

Изобретение относится к переработке газового конденсата и может быть использовано в газовой промышленности

Изобретение относится к фракционированию мазута в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к перегонке нефти в присутствии активирующих добавок

Изобретение относится к газовой, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам разделения газового конденсата и может найти применение в нефтегазоперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к силовым установкам на базе дизелей для выработки электрической энергии

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к получению углеводородных продуктов
Наверх