Способ чистовой обкатки пластмассовых зубчатых колес

 

Способ относится к области обработки изделий из пластмасс, в частности к способу чистовой обкатки пластмассовых зубчатых колес, используемых в машиностроении для машин и механизмов, приборов и аппаратов. Способ чистовой обкатки пластмассовых зубчатых колес с формованным зубом, изготовленных методом литья под давлением, осуществляется с использованием обкатывающего инструмента, представляющего собой нагретое металлическое зубчатое колесо. Данный способ позволяет улучшить технические и эргономические характеристики пластмассовых зубчатых колес. 6 з.п.ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области обработки изделий из пластмасс, в частности к способу чистовой обкатки пластмассовых зубчатых колес, используемых в машиностроении для машин и механизмов, приборов и аппаратов.

В настоящее время для изготовления зубчатых колес используется широкая номенклатура конструкционных пластмасс, однако они уступают по ряду показателей традиционно применяемым в производстве зубчатых колес металлам, но превосходят их по технологичности изготовления, простоте обрабатываемости, улучшенной демпфирующей способности, обуславливающей снижение массы передачи, уменьшение шума, вибрации, потерь на трение и снижение расходов на изготовление колес и обслуживание зубчатого механизма.

Известен способ изготовления пластмассовых зубчатых колес методом литья под давлением (Белый В. и др. Зубчатые передачи из пластмасс. Минск: Наука и техника, 1965, с.30).

Однако при формовании зубчатых колес из термопластов литьем под давлением важнейшей задачей является изготовление изделий с требуемой точностью. Отклонение геометрических размеров изготавливаемых колес от номинальных зависит главным образом от конструкции литьевой формы и, главное, параметров технологического процесса и теплофизических свойств полимера.

Известны способы изготовления литьевых зубчатых колес повышенной точности: - повышение точности зубчатых колес достигается армированием пластмассовых зубчатых колес металлом. Наиболее широкое применение получила арматура в виде металлической ступицы, которая не только повышает точность колеса, но улучшает крепление колес на валу (Белый В. и др. Металлополимерные зубчатые передачи. Минск: Наука и техника, 1981, с.101); - способ изготовления изделий свободным литьем, в частности шестерен и зубчатых колес, из капролона предусматривает использование как металлической арматуры (металлическая ступица), так и армирование волокнистым стеклонаполнителем, что позволяет повысить точность изделий, уменьшить внутренние напряжения, возникающие между металлической арматурой и полимером (SU 191102 А1, 1967); - повышение точности и стабильности оформляющих размеров обеспечивается способом изготовления толстостенных литьевых изделий, состоящем в подпитке оформляющей полости из дополнительных полостей после затвердевания расплава в литниковых каналах, сочетающем использование давления и разогрева в дополнительных полостях (SU 844358, 07.07.1981).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому способу является способ изготовления пластмассовых, в частности полиамидных, зубчатых колес с формованным зубом накаткой, обеспечивающий повышение качества изделия за счет дополнительного осуществления чистовой обкатки зубьев инструментом, аналогичным инструменту, применяемому для формирования зуба - роликом, температура которого ниже температуры нагретого ролика (SU 645534 А, 30.01.1979).

Способ предусматривает различные варианты использования формующего и обкатывающего роликов с точки зрения их температуры: в начале процесса нарезают зубья, используя одновременно и нагретый и холодный ролики, в конце процесса осуществляют чистовую обкатку холодным роликом, при этом можно осуществлять обкатку как нагретой, так и холодной цилиндрической заготовки.

В качестве примера в патенте приводится чистовая обкатка холодным роликом с температурой 20oС заготовки зубчатого колеса из нейлона при скорости вращения 30 об/мин. Однако ни одной характеристики, подтверждающей улучшение качества изделия, в описании к патенту не приводится. Кроме того, предложенное в патенте SU 645534 техническое решение относится только к изготовлению и чистовой обкатке пластмассовых зубчатых колес с использованием метода накатки, что ограничивает его применение. К недостаткам этого способа также можно отнести невозможность получения формы зуба с заданными характеристиками, используя для обкатки ролик.

Задачей изобретения является получение высокоточной геометрии зуба косозубых или прямозубых колес, получаемых методом литья под давлением, из пластмасс с формованным зубом и металлической ступицей.

Технический результат, достигаемый при реализации данного изобретения, заключается в улучшении технических и эргономических характеристик пластмассовых зубчатых колес.

Указанный технический результат достигается тем, что способ чистовой обкатки пластмассовых зубчатых колес с формованным зубом, изготовленных методом литья под давлением, осуществляют с использованием обкатывающего инструмента, представляющего собой нагретое металлическое зубчатое колесо.

Обкатку пластмассового колеса проводят при температуре обкатываемого колеса от комнатной до 280oС, а обкатывающего колеса от 60 до 280oС.

Обкатку осуществляют при числе оборотов обкатывающего колеса от 60 до 5000 об/мин, при этом время обкатки, как правило, не превышает 1 мин.

В качестве пластмассы могут быть применены немодифицированные ненаполненные термопласты, например полиамид 6, или модифицированный наполненный термопласт, например "Армамид ПА СВ 30-1ЭТМ".

Также используют полиолефины, полиэфиры, полиформальдегид, полисульфон, полиамиды и др., предпочтительно полиамиды, имеющие наилучшие показатели усадки, работающие в интервале температур от -40 до 200oС. Лучшие результаты показывают модифицированные термопласты, в частности полиамид, модифицированный полиизобутиленовым каучуком.

В качестве наполнителей для указанных термопластов могут быть использованы минеральные и органические, волокнистые и дисперсные наполнители, такие как углеродные, карбидные, нитрильные, базальтовые, стеклянные и др., предпочтительно стекловолокно, и/или органические наполнители, например целлюлозное волокно.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства, реализующего данный способ; на фиг.2 - то же, вид сверху.

Устройство для чистовой обкатки включает станину 1 с закрепленными на ней электромотором 2 с фиксируемым или регулируемым числом оборотов, передающим вращение на вал 3 непосредственно или с помощью механической передачи (ремень, цепь, шестерня), на котором закреплено металлическое обкатывающее зубчатое колесо 4, входящее в беззазорное зацепление с обкатываемым пластмассовым колесом 5, закрепленной на валу 6 каретки 7, установленной с возможностью перемещения в направляющих станины и поджимаемой к обкатывающему колесу пружиной 8 или винтом 9; перемещение каретки 7 фиксируется по шкале 10 станины 1 и по индикатору 11, закрепленному на каретке 7 и упирающемуся в станину 1. Устройство содержит узел торможения в виде установленного на валу 6 барабана 12, к которому с выбранным усилием Р, равным 0-30 кгс, поджимается ленточный или колодочный тормоз 13. Тормозящий момент создается также с помощью электрогенератора 14.

Пример 1. Для изготовления косозубого колеса (модуль 2,5, наружный диаметр 108,7 мм) с параметрами зубьев (Z=37, угол наклона зуба 24o) из армированного полиамида марки "Армамид ПА СВ 30-1ЭТМ" (полиамид 6, наполненный 30 мас.% стекловолокна, модифицированный каучуком), охлажденное после литья до температуры 100oС зубчатое колесо закрепляют на валу 6 каретки 7. Обкатывающее металлическое колесо 4 с параметрами (Z=37, модуль 2,5), нагретое до температуры 200oС, закрепляют на валу 3. Величина зазора между обкатываемым и обкатывающим колесами 0,18 мм.

Обкатку ведут при числе оборотов обкатывающего колеса 400 мин-1 в течение 30 с. Усилие торможения 20 кгс. Коэффициент уплотнения 0,15%, снижение шума 7%, радиальное биение 0,15-0,20.

Сведения по примерам 2-12 и контрольному примеру представлены в таблице.

Коэффициент уплотнения, характеризующий повышение прочности зубьев, радиальное биение, определяющее точность геометрии зубчатого венца, и процент снижения шума определялись в сравнении с контрольным примером, выполненным в соответствии с примером 1, но без обкатки.

Как видно из представленной таблицы, изготовленные в соответствии с изобретением колеса характеризуются повышенной на 0,04-0,22% прочностью (коэффициент уплотнения) и снижением шума в процессе эксплуатации двигателей на 2-12% (5-9 дБ). При этом получены колеса с зубьями, параметры которых незначительно отличаются от заданных, что подтверждается уменьшением радиального биения зубчатого венца на 6-17%.

Формула изобретения

1. Способ чистовой обкатки пластмассовых зубчатых колес с формованным зубом, изготовленных методом литья под давлением, с использованием обкатывающего инструмента, представляющего собой нагретое металлическое зубчатое колесо.

2. Способ по п.1, в котором обкатку пластмассового колеса проводят при температуре обкатываемого колеса от комнатной до 280oС, а обкатывающего колеса - от 60 до 280oС.

3. Способ по п.1 или 2, в котором обкатку осуществляют при числе оборотов обкатывающего колеса 60 - 5000 об/мин.

4. Способ по любому из пп.1-3, в котором в качестве пластмассы применяют немодифицированный ненаполненный термопласт.

5. Способ по п.4, в котором в качестве немодифицированного ненаполненного термопласта применяют полиамид 6.

6. Способ по любому из пп.1-3, в котором в качестве пластмассы применяют модифицированный наполненный термопласт.

7. Способ по п.6, в котором в качестве модифицированного наполненного термопласта применяют "Армамид ПА СВ 30-1ЭТМ".

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении при изготовлении точных зубчато- ременных передач

Изобретение относится к конструкции зубчатого колеса из композиционного материала и технологии его изготовления

Изобретение относится к оборудованию для непрерывного изготовления зубчатых колес

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при изготовлении рабочих колес компрессора из композиционных материалов. Производят раскрой слоев композиционного материала для получения заготовок, из которых формируют передний и задний фланцы, часть опорного кольца и лопатки. Прессуют лопатки с получением со стороны корневого сечения наметки опорного кольца. В пресс-форму укладывают заготовку, предназначенную для формирования переднего и заднего фланцев и части опорного кольца. При этом часть этой заготовки располагают в полости сепаратора пресс-формы. Затем в прорези сепаратора укладывают лопатки. Производят пропитку и укладку слоев материала, выходящего за контур лопаток, с обеспечением предварительного формирования опорного кольца. В пресс-форму устанавливают эластичный пуансон, обеспечивающий формирование внутренних поверхностей переднего и заднего фланцев и опорного кольца. На пуансон укладывают слои материала для заднего фланца. Затем производят установку нажимного пуансона пресс-формы, который скрепляют с сепаратором. Путем подачи давления на эластичный пуансон осуществляют прессование и образование монолитного рабочего колеса компрессора. Полученное рабочее колесо имеет облегченную конструкцию и повышенные прочностные характеристики. 8 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к способу изготовления рабочих колес компрессора или вентилятора из композиционных материалов. Техническим результатом изобретения является повышение прочности заднего фланца до уровня прочности переднего. Технический результат достигается способом изготовления рабочего колеса компрессора из композиционного материала, содержащего рабочие лопатки, опорное кольцо, передний и задний фланцы, включающий раскрой слоев композиционного материала для получения заготовки, предназначенной для формирования переднего и заднего фланцев и части опорного кольца с аэродинамическим профилем. Раскрой слоев композиционного материала для лопаток с обеспечением выхода за пределы контура лопаток со стороны корневого сечения на длину, превышающую длину дуги опорного кольца между соседними лопатками, части материала, предназначенного для формирования части опорного кольца. Прессование лопаток с получением со стороны корневого сечения наметки опорного кольца с сохранением части выходящего за контур лопатки материала, предназначенного для формирования части опорного кольца, в исходном состоянии. Укладка в пресс-форму заготовки, предназначенной для формирования переднего и заднего фланцев и части опорного кольца, с расположением частей заготовки в полости сепаратора пресс-формы, предназначенной для оформления переднего фланца и аэродинамического профиля опорного кольца. Последующая укладка лопаток в прорези сепаратора. Пропитка и укладка слоев материала, выходящего за контур лопаток, с обеспечением предварительного формирования опорного кольца. Установка в пресс-форму эластичного пуансона, на который укладывают слои материала для заднего фланца. Установка нажимного пуансона пресс-формы, скрепление его с сепаратором и образование монолитного рабочего колеса прессованием путем подачи давления на эластичный пуансон. При этом между слоями материала для заднего фланца укладывают кольцевые заготовки композиционного материала, количество которых определяется расчетом на прочность. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области турбостроения. Рабочее колесо газотурбинного двигателя содержит лопатки, неразъемно-соединенные с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Хвостовик лопатки дополнительно защемлен межлопаточным креплением, монолитно выполненным с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Защитная металлическая накладка на входной кромке защемлена хвостовиком лопатки, передним фланцем и межлопаточным креплением. Осуществляют раскрой слоев материала лопаток и единых заготовок для опорного кольца, переднего и заднего фланцев. Раскрой для лопаток осуществляют с обеспечением выхода материала, предназначенного для межлопаточного крепления, за пределы контура хвостовика. Прессуют лопатки совместно с металлической накладкой на входной кромке. Укладывают в сепаратор пресс-формы заготовки для оформления переднего фланца и аэродинамического профиля опорного кольца. Устанавливают лопатки в полость сепаратора, пропитывают связующим и укладывают материал, выходящий за контур хвостовика. Устанавливают в пресс-форму эластичный пуансон, на него укладывают слои материала межлопаточного крепления и заднего фланца. Устанавливают нажимной пуансон, подают давление на эластичный пуансон. Обеспечивается повышение прочности и жесткости рабочего колеса при снижении удельной массы. 2 н.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх