Транспортная космическая система и способ ее управления при межорбитальной транспортировке грузов

 

Изобретение относится к космической технике, а именно к транспортным космическим системам, обеспечивающим межорбитальный грузопоток. Транспортная система содержит средство выведения, транспортирующую часть и грузовой контейнер. Средство выведения выполнено в виде ракеты-носителя, транспортирующая часть - в виде многоразового межорбитального буксира, а грузовой контейнер - в виде отдельного модуля. Транспортирующая часть и грузовой контейнер снабжены агрегатами стыковки, системами управления стыковкой, навигации и обмена информацией. Транспортирующая часть снабжена двигательной установкой с топливными баками, а грузовой контейнер имеет объемы для размещения полезного груза. Способ управления транспортной системой включает доставку средством выведения грузового контейнера в заданный район, перевод с орбиты обслуживания транспортирующей части в тот же район, размещение грузового контейнера на транспортирующей части и доставку его на орбиту обслуживания. После выведения грузового контейнера в заданный район - на орбиту выведения отстыковывают грузовой контейнер от средства выведения, а размещение грузового контейнера на транспортирующей части осуществляют путем их стыковки на данной орбите с последующей доставкой грузового контейнера на орбиту обслуживания. Изобретение позволяет уменьшить стоимость транспортной системы, увеличить надежность, а также увеличить массу полезного груза. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к космической технике, а именно к транспортным космическим системам, обеспечивающим межорбитальный грузопоток.

Создание автоматического грузового транспортного корабля "Прогресс" обеспечило длительное функционирование орбитальной станции "Мир" путем регулярной доставки на борт станции топлива для двигательных установок, оборудования, аппаратуры, фото-, кино-, магнитных пленок, продуктов и материалов для обеспечения жизнедеятельности экипажей и т.п. Выведение "Прогресса" на орбиту осуществлялось ракетой-носителем, затем корабль пристыковывался к станции, доставленный груз перегружался из грузового отсека, а в освободившийся объем переносилось космонавтами отработавшее оборудование системы жизнеобеспечения; из отсека компонентов топлива корабля "Прогресс" привезенное топливо перекачивалось в топливные емкости станции; был также произведен дополнительный наддув станции воздухом из баллонов корабля.

Корабль "Прогресс" использовался также в качестве буксира для коррекции орбиты станции (В.П.Глушко "Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР", Москва, "Машиностроение", 1987 г., стр. 121-123).

Известна система и способ транспортировки полезного груза на орбиту и возвращения его на Землю с помощью многоразовых воздушно-транспортных систем, например, "Space Shuttle" (патент США 3702688, 14.11.72, МПК7: B 64 G 1/14).

Известна также система и способ выведения полезного груза на орбиту ступенью, содержащей разгонный блок и орбитальный блок с полезной нагрузкой, и возвращение разгонного блока на Землю с помощью орбитального самолета (патент США 3700193, 24.10.72, МПК7: B 64 G, 1/14).

Наиболее близким аналогом является система и способ транспортировки полезного груза с помощью многоразовой авиационно-космической системы (МАКС) (патент РФ 2120397, 20.10.98, MПK7: B 64 G, 1/14). Система содержит независимо действующие летательные аппараты - воздушно-космический самолет (орбитальный) и транспортный самолет, причем воздушно-космический самолет базируется на орбитальной космической станции, а транспортный самолет - на наземном аэродроме.

Способ транспортировки полезного груза на орбиту осуществляют следующим образом. Воздушно-космический самолет, являющийся транспортирующей частью системы, отстыковывают от орбитальной космической станции и выводят в район стыковки его с транспортным самолетом. Транспортный самолет направляют в район стыковки с разгоном и набором высоты. В заданном районе осуществляют стыковку двух летательных аппаратов и во время совместного полета производят обмен полезным грузом для Земли и орбиты, а также в случае необходимости заправляют воздушно-космический (орбитальный) самолет. Далее расстыковывают аппараты и возвращают их - один воздушно-космический (орбитальный) на орбитальную станцию, а другой (транспортный самолет) - на заданный пункт наземного базирования. При этом может осуществляться поочередная стыковка одного воздушно-космического самолета (орбитального) с несколькими транспортными самолетами и наоборот.

Недостатками аналогов является их высокая стоимость.

Задачей изобретения является уменьшение стоимости обеспечения орбитального грузопотока, исключения ограничения по полетам и стыковкам в атмосфере (погодные ограничения), исключения различных по типу систем стыковки на ВКС, а следовательно, увеличение надежности, увеличение массы полезного груза за счет исключения необходимости устройств, обеспечивающих атмосферный полет (крылья, рули и т. п.), теплозащиты.

Задача достигается тем, что транспортная космическая система обеспечения межорбитального грузопотока содержит ракету-носитель, транспортирующую часть, грузовой контейнер. Транспортирующая часть в виде межорбитального многоразового буксира и грузовой контейнер выполнены в виде отдельных модулей, имеющих соответствующие агрегаты стыковки между собой, систему управления стыковкой, систему навигации, систему обмена информацией. Транспортирующая часть снабжена двигательной установкой с топливными баками, а грузовой контейнер имеет объемы для размещения полезного груза.

Задача достигается также тем, что в способе управления транспортной космической системой обеспечения межорбитального грузопотока, включающем доставку ракетой-носителем грузового контейнера на орбиту выведения, отделение его от ракеты-носителя, доставку грузового контейнера на орбиту обслуживания с последующей разгрузкой и/или загрузкой грузового контейнера, после отделения грузового контейнера от ракеты-носителя производят сближение и стыковку с грузовым контейнером ранее доставленной на орбиту выведения другой ракетой-носителем транспортирующей части в виде межорбитального многоразового буксира, осуществляют доставку грузового контейнера на орбиту обслуживания, и после разгрузки и/или загрузки этого контейнера осуществляют его возврат с помощью транспортирующей части в виде межорбитального многоразового буксира на орбиту выведения, отстыковывая ее от грузового контейнера, остающегося на орбите выведения для последующего повторения вышеупомянутого цикла.

Предложенное техническое решение представлено на следующих чертежах: фиг.1 - транспортирующая часть и грузовой контейнер; фиг.2 - средство выведения - ракета-носитель с грузовым контейнером; фиг.3 - схема обеспечения грузопотока, где 1 - ракета-носитель; 2 - транспортирующая часть в виде межорбитального многоразового буксира (ТЧ); 3 - космическая станция (КС); 4 - грузовой контейнер (ГК); 5 - объем для полезного груза;
6 - агрегат стыковки транспортирующей части;
7 - агрегат стыковки грузового контейнера;
8 - система управления стыковкой транспортирующей части;
9 - система управления стыковкой грузового контейнера;
10 - двигательная установка транспортирующей части с топливными баками;
11 - система навигации транспортирующей части;
12 - система навигации грузового контейнера;
13 - система обмена информацией транспортирующей части;
14 - система обмена информацией грузового контейнера.

Транспортная часть в виде межорбитального многоразового буксира 2 содержит агрегат стыковки транспортирующей части 6, систему управления стыковкой 8, двигательную установку с топливными баками 10 (возможно наличие системы дозаправки), систему навигации 11 и систему обмена информацией 13.

Грузовой контейнер 4 имеет объем для полезного груза 5, агрегат стыковки грузового контейнера 7, систему управления стыковкой 9, систему навигации 12 и систему обмена информацией 14.

Изобретение функционирует следующим образом. Покажем это на примере режима доставки и/или удаления грузов для международной космической станции (МКС).

Транспортирующая часть в виде межорбитального многоразового буксира 2 базируется на космической станции 3. С помощью ракеты-носителя 1 на околоземную орбиту выведения доставляется грузовой контейнер 4 с грузами для МКС (оборудование, продукты для космонавтов и т.п.). ТЧ 2 отстыковывается от КС 3 и переходит в заданный район на орбиту выведения, сближается и стыкуется с ГК 4. Далее данная состыкованная система переходит на орбиту обслуживания и стыкуется с КС 3.

После перегрузки привезенного полезного груза осуществляют загрузку грузового контейнера 4, например, отходами и транспортирующая часть в виде межорбитального многоразового буксира 2 вместе с грузовым контейнером 4 отстыковывают от орбитальной космической станции 3. После выдачи тормозного импульса двигательной установкой транспортирующей части с топливными баками 10 ТЧ 2 переходит на более низкую орбиту, ориентируя грузовой контейнер 4 с отходами, осуществляет его закрутку и отделяется от него.

Возможно оснащение грузового контейнера 4 ускорителем, например, твердотопливным, который выдает импульс на затопление грузового контейнера 4 в режиме закрутки. После отделения грузового контейнера 4 от ТЧ 2 при необходимости возможна стабилизация контейнера собственными средствами.

ТЧ 2, переходя на более низкую орбиту, сближается с очередным грузовым контейнером 4 с полезным грузом.

Дальнейшее сближение осуществляется одно- и двухимпульсными маневрами двигательной установки транспортирующей части с топливными баками 9 по командам ее системы управления стыковкой 8, исходя из информации о векторах состояния ТЧ 2 и грузового контейнера 4, вычисленных по информации систем навигации 11, 12, которые находятся как на ТЧ 2, так и на грузовом контейнере 4. Импульс коррекции выдается, например, двигателями причаливания и ориентации ТЧ 2, которые на нем могут быть установлены.

Автономное сближение обеспечивается по алгоритмам системы управления стыковкой 8 и/или 9.

Автономное сближение заканчивается причаливанием ТЧ 2 и стыковкой агрегатами стыковки транспортирующей части 6 с агрегатами стыковки грузового контейнера 7.

При необходимости ТЧ 2 делает облет ГК 4 и после этого стыкуется с ГК 4.

Для автономного сближения используется, например, аппаратура "Курс ММ" или лазерная система сближения, при этом на ГК 4 могут быть установлены лазерные световозвращатели.

Перед стыковкой датчики угловых скоростей измеряют собственные угловые скорости нового грузового контейнера и выдают информацию на бортовую ЦВМ, которая формирует команду на двигательную установку для гашения угловых скоростей грузового контейнера и его стабилизации. Состыкованная система ТЧ 2 и ГК 4 средствами ТЧ 2 переходит на орбиту обслуживания и стыкуется с КС 3.

Т.о. использование ТЧММБ 2 позволяет многократно одними и теми же средствами доставлять на КС 3 расходуемые материалы, элементы и блоки для бортовых систем и целевого оборудования; дозаправлять КС 3 топливом; выполнять динамические операции в составе КС 3; эвакуировать отходы и выработавшую свой ресурс аппаратуру. Создание вышеописанной системы и способа обеспечения грузопотока на орбиту функционирования является экономически эффективным. Срок окупаемости составит 1-1,5 года.


Формула изобретения

1. Транспортная космическая система обеспечения межорбитального грузопотока, содержащая средство выведения, транспортирующую часть, грузовой контейнер, отличающаяся тем, что средство выведения выполнено в виде ракеты-носителя, транспортирующая часть - в виде многоразового межорбитального буксира, а грузовой контейнер - в виде отдельного модуля, причем многоразовый межорбитальный буксир и грузовой контейнер снабжены агрегатами стыковки, системами управления стыковкой, навигации и обмена информацией, кроме того, транспортирующая часть в виде многоразового межорбитального буксира снабжена двигательной установкой с топливными баками, а грузовой контейнер имеет объемы для размещения полезного груза.

2. Способ управления транспортной космической системой обеспечения межорбитального грузопотока, включающий доставку средством выведения грузового контейнера в заданный район, перевод с орбиты обслуживания транспортирующей части в тот же район, размещение грузового контейнера на транспортирующей части и доставку его на орбиту обслуживания, отличающаяся тем, что после выведения грузового контейнера в заданный район - на орбиту выведения отстыковывают грузовой контейнер от средства выведения, а размещение грузового контейнера на транспортирующей части осуществляют путем их стыковки на данной орбите с последующей доставкой грузового контейнера на орбиту обслуживания.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.08.2006        БИ: 24/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, в частности к космическим кораблям

Изобретение относится к космическим транспортным системам и, в частности, к их наземной инфраструктуре

Изобретение относится к космической технике, в частности к космическим кораблям

Изобретение относится к технике динамического маневрирования сверхзвуковых самолетов на больших высотах вблизи статического потолка или на динамических режимах выше него и может быть использовано для решения ряда прикладных задач, таких как исследование физики атмосферы, запуск ракет-зондов и ракет, осуществляющих выведение на околоземную орбиту малых искусственных спутников (ИСЗ) и суборбитальных аппаратов

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано при заправке жидким кислородом бака окислителя первой ступени ракеты-носителя, осуществляющей воздушный старт при десантировании с самолета-разгонщика в составе воздушно-космической системы (ВКС)

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации транспортных космических кораблей, обеспечивающих дозаправку космических орбитальных станций (КОС) типа "Мир" в условиях космического пространства

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при создании ракет-носителей (РН) для выведения полезных грузов на низкие околоземные орбиты, в частности при обслуживании международной космической станции

Изобретение относится к космической технике и предназначено для транспортных космических систем преимущественно с двигательной установкой на кислородно-водородном топливе

Изобретение относится к многоразовым космическим транспортным средствам для доставки полезных грузов и пассажиров на орбиту и с орбиты

Изобретение относится к многоразовым космическим транспортным средствам для доставки полезных грузов на орбиту и с орбиты

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано при заправке жидким кислородом бака окислителя ракеты-носителя (ракеты космического назначения), совершающей воздушный старт при десантировании с самолета-разгонщика воздушно-космической системы (ВКС)

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к многоразовым воздушно-космическим системам (МВКС) с наземным или водным стартом, которые позволяют промежуточной (самолетной) ступени достигать высоты 11-25 км со скоростью от 1100 до 2500 км/ч

Изобретение относится к организации строительства в Космосе с созданием больших объектов, сооружаемых из крупных сборных элементов (специальных модулей, секций, деталей и проч

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при создании ракет-носителей (РН), в том числе конверсионных, для выведения космических аппаратов на околоземные орбиты

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано при создании многоразовых многофункциональных и многоцелевых аэрокосмических самолетов-носителей, а также способов выведения космических объектов на околоземную орбиту с помощью этих самолетов-носителей

Изобретение относится к транспортным средствам многократного использования для доставки полезных нагрузок (спутников) на околоземные орбиты

Изобретение относится к космическим многоразовым транспортным аппаратам (МТА) 1,5-ступенчатой схемы с комбинированной ракетной двигательной установкой

Изобретение относится к космической технике, преимущественно к космическим аппаратам (КА) для спуска в атмосфере планеты

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты полезного груза при его транспортировке ракетой-носителем
Наверх