Газотурбинный двигатель

 

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах охлаждения газотурбинных двигателей. Газотурбинный двигатель содержит вал, установленный на подшипниках, один из которых расположен перед турбиной в подшипниковой полости, снабженной топливными форсунками. Над наружной поверхностью корпуса подшипниковой опоры выполнены отверстия для подвода охлаждающего воздуха, а между данным подшипником и турбиной на валу установлено кольцо. Наружный обод кольца снабжен образующим внутреннюю полость радиальным буртиком с лабиринтными гребешками на конце. В буртике выполнены направленные навстречу потоку охлаждающего воздуха наклонные отверстия. Кроме того, на торце наружной поверхности корпуса подшипника выполнен Г-образный острый шип, расположенный во внутренней полости кольца. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам охлаждения газотурбинных двигателей.

Известна конструкция газотурбинного двигателя, состоящая из главного вращающегося вала, установленного на подшипниках, расположенных в подшипниковой полости, и выходного канала двигателя, сообщающегося с подшипниковой полостью. Конструкция содержит также насос, который подает топливо на подшипники для их смазки и охлаждения, и устройство для отвода топлива из подшипниковой полости, сообщающееся с выходным каналом двигателя и расположенное аксиально вблизи подшипников (см. патент США № 4205525, МПК 7 F 02 C 7/06, 03.06.1980).

Однако попадание топлива в процессе работы непосредственно на горячие узлы двигателя способствует увеличению термических напряжений и появлению трещин, что снижает надежность конструкции ГТД.

Технической задачей изобретения является повышение надежности конструкции.

Указанный технический результат достигается тем, что газотурбинный двигатель содержит вал, установленный на подшипниках, один из которых расположен перед турбиной в подшипниковой полости, снабженной топливными форсунками, над наружной поверхностью корпуса подшипниковой полости выполнены отверстия для подвода охлаждающего воздуха, а между данным подшипником и турбиной на валу установлено кольцо, наружный обод которого снабжен образующим внутреннюю полость радиальным буртиком с лабиринтными гребешками на конце над упомянутой наружной поверхностью корпуса подшипниковой опоры, причем в буртике выполнены направленные навстречу потоку охлаждающего воздуха наклонные отверстия.

Кроме того, на торце наружной поверхности корпуса подшипника выполнен Г-образный острый шип, расположенный во внутренней полости кольца.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежом.

Газотурбинный двигатель содержит вал 1, установленный на подшипниках, один из которых 2 расположен перед турбиной 3 в подшипниковой полости 4, снабженной топливными форсунками 5. Над наружной поверхностью корпуса 6 подшипниковой опоры 2 выполнены отверстия 7 для подвода охлаждающего воздуха, а между данным подшипником 2 и турбиной 3 на валу 1 установлено кольцо 8, наружный обод которого снабжен образующим внутреннюю полость 9 радиальным буртиком 10 с лабиринтными гребешками 11 на конце над упомянутой наружной поверхностью корпуса 6 подшипниковой опоры. В буртике 10 выполнены направленные навстречу потоку охлаждающего воздуха наклонные отверстия 12. Кроме того, на торце наружной поверхности корпуса 6 подшипника 2 выполнен Г-образный острый шип 13, расположенный во внутренней полости 9 кольца 8.

Газотурбинный двигатель содержит также каналы 14 для отвода топлива, полость 16, сообщающуюся с каналами 14, и выходной канал 15 двигателя.

Устройство работает следующим образом.

Топливо, используемое в малоресурсных газотурбинных двигателях для смазки и охлаждения подшипников, из форсунок 5 через подшипник 2 попадает во внутреннюю полость 9 промежуточного кольца 8, где накапливается благодаря наличию буртика 10. Под действием центробежных сил давление топлива в полости 8 может достигать величины 10-30 кг/см2, что обеспечивает распыление топлива в полость 16 через отверстия 12. Лабиринтное уплотнение 11 на конце буртика 10 препятствует перетеканию топлива помимо отверстий 12.

Для этой же цели на торце наружной поверхности корпуса подшипника выполнен Г-образный острый шип 13, препятствующий образованию масляной пленки.

Топливо в полости 16 испаряется, тем самым исключая попадание капель топлива непосредственно на горячие детали, и за счет скрытой теплоты парообразования снижает температуру охлаждающего воздуха.

Воздух с парами топлива через каналы 14 эвакуируется в выходной канал двигателя 15, попутно охлаждая узел турбины.

Формула изобретения

1. Газотурбинный двигатель, содержащий вал, установленный на подшипниках, один из которых расположен перед турбиной в подшипниковой полости, снабженной топливными форсунками, при этом над наружной поверхностью корпуса подшипниковой опоры выполнены отверстия для подвода охлаждающего воздуха, а между данным подшипником и турбиной на валу установлено кольцо, наружный обод которого снабжен образующим внутреннюю полость радиальным буртиком с лабиринтными гребешками на конце над упомянутой наружной поверхностью корпуса подшипниковой опоры, причем в буртике выполнены направленные навстречу потоку охлаждающего воздуха наклонные отверстия.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что на торце наружной поверхности корпуса подшипника выполнен Г-образный острый шип, расположенный во внутренней полости кольца.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к конструкции турбокомпрессора для наддува автотракторных дизельных двигателей

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к системам очистки масла стационарных силовых установок станций газоперекачки

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано при создании систем охлаждения подшипниковых опор газотурбинных двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного и авиационного применения с межвальными радиальными подшипниками

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам циркуляционной смазки с откачивающим насосом

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного или наземного применения, в том числе полученным путем конверсии авиационных двигателей в наземные

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к конструкции опор двигателя

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, а именно к конструкции опор двигателя

Изобретение относится к теплотехнике и может найти применение в газотурбинных установках газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений

Изобретение относится к турбореактивным двигателям летательных аппаратов с газовой турбиной, приводящей в действие компрессор, роторы которых имеют встречное направление вращения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного и авиационного применения

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к устройствам опор турбин газотурбинных двигателей, предназначенных преимущественно для летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслосистемам турбореактивных авиационных двигателей

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в масляных системах с устройством длительного резервирования для газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно в масляных системах вертолетов

Изобретение относится к двухзальным газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения

Изобретение относится к смазке опор газотурбинных двигателей, в частности к системам суфлирования масляных опор ротора газотурбинного двигателя, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники
Наверх