Способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей твёрдого топлива

 

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигателям твердого топлива, и может найти применение при испытаниях скрепленных зарядов ракетных в системах различных классов. Сущность способа испытаний скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива заключается в том, что заряд термостатируют при максимальных отрицательных и положительных температурах его эксплуатации и проводят последующую проверку работоспособности огневыми стендовыми испытаниями. При этом перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по определенному соотношению. Техническим результатом изобретения является увеличение достоверности результатов испытаний, проводимых в подтверждение сроков сохраняемости скрепленных зарядов. 2 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к РДТТ со скрепленными зарядами, и может найти применение в системах различного класса.

Срок сохраняемости является одним из основных требований технического задания на разработку зарядов. Как правило, срок сохраняемости зарядов значительно превышает сроки отработки зарядов, поэтому для подтверждения сохраняемости зарядов в течении всего периода эксплуатации используются различные методы ускоренных испытаний. Обычно это метод ускоренных климатических испытаний (УКИ), основанный на достижении предельного изменения физико-механических характеристик (ФМХ) топлива за счет физико-химического старения в форсированных условиях. Например, методика прогнозирования гарантийных сроков хранения авиационных РДТТ, описанная в журнале Э.И. Новости машиностроения, 1985 г., 9, серия "Наука и техника", предусматривает проведение работ в три этапа. При этом кроме форсированного старения методика предусматривает разрушение заряда. Недостатками данного метода является невоспроизводимость реальных условий эксплуатации заряда, длительный период испытаний и большие экономические затраты.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является метод прогнозирования накопленных повреждений в заряде РДТТ для определения гарантийных сроков хранения, принятый авторами за прототип. Он включает ускоренное испытание по старению твердого топлива в заряде в условиях повышенных температур и позволяет прогнозировать сохраняемость заряда только из одного типа топлива (РЖ АРД, 1999 г., 11.34.99). Кроме того, напряженно-деформированное состояние (НДС) заряда в условиях испытаний по данному способу и в естественных климатических условиях эксплуатации не одинаково. Различие заключается в том, что старение заряда производиться при повышенных температурах и в этих условиях НДС заряда характеризуется сжатием, а в естественных условиях - растяжением. При этом уровень напряжений, возникающих в заряде в естественных условиях, значительно превышает уровень напряжений в условиях испытаний по данному способу.

При старении заряда, производимом при повышенных температурах, в нем могут происходить физико-химические процессы, не свойственные процессам, происходящим при его эксплуатации. В естественных условиях в топливе заряда преобладающими являются процессы структурирования, в процессе старения при повышенных температурах в конечном итоге преобладающими становятся процессы деструкции топлива, что приводит к разрушению зарядов в процессе их старения.

Проведенными авторами исследованиями установлена температурно-временная граница полной деструкции топлива (фиг.1). На графике представлены режимы УКИ зарядов в координатах температура - время старения. Определялись эти режимы по энергии активации для процесса физико-химического старения топлива, характеризуемого структурированием. Но на ряду с процессами структурирования в зарядах шли и процессы деструкции, которые в конечном итоге приводили к разрушению указанных на фиг.1 зарядах. Из данного графика следует, что процессы деструкции в топливе перестают быть преобладающими при температурах ниже 50oС. Время старения при температуре 50oС, необходимое для подтверждения срока сохраняемости, значительно возрастает и составляет 2-3 года. Это при ограниченных сроках отработки зарядов практически невозможно осуществить.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение перечисленных недостатков данного способа и в первую очередь увеличение достоверности результатов испытаний, проводимых в подтверждение сроков сохраняемости.

Технический результат достигается за счет того, что при испытаниях скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива их термостатируют при максимальных отрицательных и положительных температурах эксплуатации зарядов и после этого проверяют работоспособность огневыми стендовыми испытаниями. При этом перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по следующему соотношению: где TД - температура термостатирования заряда; TР - равновесная температура заряда; K-1ε = /0 - коэффициент изменения относительных удлинений топлив от начального значения (0) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда (); - коэффициент теплового расширения топлива; безразмерный комплекс, характеризующий степень нагружения заряда; кр - критическое значение относительных удлинений топлива; 2a, 2в - коэффициенты изменения относительных удлинений и их предельных значений соответственно.

Сущность изобретения заключается в создании таких условий испытания, которые приводят к протеканию в заряде процессов, аналогичных процессам, протекающим в нем при эксплуатации заряда в естественных условиях.

При эксплуатации зарядов в естественных условиях в них возникают различные стационарные и нестационарные напряжения, обусловленные отличием температуры заряда от его равновесной температуры, массовыми нагрузками и другими внешними воздействиями. В данных условиях основным процессом, приводящим к изменению надежности заряда во времени, является процесс накопления усталости. Поэтому основным рабочим звеном способа подтверждения сроков сохраняемости должно быть не обеспечение предельного изменения ФМХ топлива за счет его физико-химического старения при повышенных температурах, а выработка ресурса накопленной усталости. Компенсация изменений ФМХ топлива, происходящих при эксплуатации зарядов, должны осуществляться увеличением интенсивности действия силовых факторов при условии достижения той же степени накопленной усталости заряда, что и при его эксплуатации в естественных условиях.

Наглядно проиллюстрировать сущность данного способа можно с помощью графика, представленного на фиг.2, где xp - время хранения заряда в естественных условиях;
и - время воздействия отрицательной температуры при выработке накопленной усталости в процессе испытаний;
p - время работы заряда;
cи - время испытаний заряда по способу, основанному на старении топлива;
xp, p - усталость, накопленная зарядом за время его хранения и время работы соответственно.

Суммарная накопленная усталость скрепленного заряда РДТТ (э) за время его эксплуатации складывается из двух составляющих xp и p:
э = xp+p.
На графике (фиг.2) процесс накопления напряжений при эксплуатации представлен линией ОАВ.

При подтверждении сроков сохраняемости заряда вырабатывается накопленная усталость (u), также включающая две составляющие uxp и up:
u = uxp+up
Условием эквивалентности испытаний по подтверждению срока сохраняемости является равенство:
э = u (1)
Выработка xp осуществляется путем термостатирования при отрицательной температуре в течение времени (и), обеспечивающего равенство усталости, накопленной за время испытаний (uxp), накопленной усталости за весь период хранения заряда (xp), с учетом изменения ФМХ топлива, происходящим при хранении заряда (линия ОА' фиг.2). Если при выработке xp не учитывать изменения ФМХ топлива, то при испытаниях вырабатывается накопленная усталость uxp<эxp, что не удовлетворяет условию эквивалентности (1) (линия ОА" фиг.2).

Выработка p осуществляется огневыми стендовыми испытаниями при форсированных нагрузках (линия А'В'' фиг.2). Форсирование нагрузок при ОСИ можно осуществлять либо увеличением перепада температур от равновесной температуры заряда до температуры заряда при ОСИ, либо увеличением давления в камере двигателя при ОСИ. Степень форсирования определяется степенью изменения ФМХ топлива, происходящих при хранении заряда, и требуемым уровнем вероятности безотказной работы заряда по формуле

где Хкр, Хд - критическое значение определяющей механической характеристики топлива (прочность или предельное удлинение) испытуемого заряда и действующая нагрузка (напряжение или деформация) соответственно;
a и в - параметры разбросов действующих нагрузок и характеристик топлива соответственно;
Kx = X/Xo - коэффициент изменения механических свойств топлива от начального значения (Хо) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда (X).
Если ОСИ проводить в стандартных условиях без форсирования нагрузки, то вырабатывается накопленная усталость up<эp, что также не удовлетворяет условию эквивалентности (1) (линия А'В' фиг.2).

Однако испытания только на накопленную усталость не могут быть в полной мере объективной оценкой его работоспособности, так как заряд при эксплуатации определенное время подвергается воздействию положительных температур, при которых в значительной степени интенсифицируются миграционные процессы в системе "топливо - ТЗП", а также процессы газовыделения в топливе, приводящие к его деструкции. Поэтому целесообразным является наряду с испытаниями на накопленную усталость проводить испытания на попеременное воздействие положительных и отрицательных температур от максимального до минимального их значения. Данный цикл вытекает из реальных условий эксплуатации заряда. Требование о том, чтобы испытание заряда проводились в составе РДТТ вытекает из необходимости создания реальных условий, в которых находится заряд при эксплуатации.

Таким образом, предлагаемый метод подтверждения сроков сохраняемости воспроизводит реальные процессы, протекающие в заряде, и учитывает нагрузки, действующие на него в процессе эксплуатации.

Данный метод был опробован при подтверждении сроков сохраняемости целого ряда скрепленных зарядов для ракет различного назначения.


Формула изобретения

Способ испытаний скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива, включающийся термостатирование заряда при максимальных отрицательных и положительных температурах его эксплуатации и последующую проверку работоспособности огневыми стендовыми испытаниями, отличающийся тем, что перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по следующему соотношению:

где TД – температура термостатирования заряда;

TР – равновесная температура заряда;

К–1=/0 - коэффициент изменения относительных удлинений топлив от начального значения (0) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда ();

– коэффициент теплового расширения топлива;

д – безразмерный комплекс, характеризующий степень нагружения заряда;

кр – критическое значение относительных удлинений топлива;

2а, 2в – коэффициенты изменения относительных удлинений и их предельных значений соответственно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химмотологии и может быть использовано для оценки экологической безопасности применения бензинов

Изобретение относится к методам аналитического определения вида дизельного топлива (летнее и зимнее), не содержащего депрессорных присадок, и может быть использовано на местах применения дизельного топлива

Изобретение относится к способам, используемым при учете нефти для измерения объема свободного газа в ней, перекачиваемой по трубопроводам, с целью введения поправок в результаты измерений объема и массы

Изобретение относится к области пиротехники, в частности к исследованию свойств пиротехнических составов, а именно к устройствам для измерения электрических параметров горения, и может быть использовано для изучения электрических аспектов горения и контроля качества конденсированных пиротехнических систем (составов), дающих при сгорании твердые электропроводные продукты горения (шлаки)

Изобретение относится к методам определения химического состава дизельного топлива с использованием индикатора, по изменению цвета которого можно судить о химическом составе дизельного топлива, в частности о наличии в нем депрессорных присадок

Изобретение относится к химмотологии топлив и может быть использовано для оперативного определения свинца в бензинах в заводских лабораториях нефтеперерабатывающей промышленности, нефтебазах и на заправочных пунктах

Изобретение относится к области исследования или анализа небиологических материалов химическими способами, конкретно с помощью химических индикаторов, и предназначено для выявления и идентификации взрывчатых веществ (ВВ) во внелабораторных условиях

Изобретение относится к методам анализа дизельного топлива (ДТ) на наличие в нем депрессорных присадок и может быть использовано для получения оперативной информации о марке ДТ

Изобретение относится к методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив

Изобретение относится к строительным материалам и теплоэнергетике и может быть использовано при производстве золосодержащих строительных материалов, а также при регулировании процесса сжигания бурого угля на ТЭЦ

Изобретение относится к оптическим приборам, в частности к микроскопам, предназначенным для получения изображений следов на патронных гильзах

Изобретение относится к военной технике, а именно к электрическим системам, размещенным на снарядах

Изобретение относится к разработке и совершенствованию образцов оружия, в частности к экспериментальной баллистике при определении технического рассеивания пуль и снарядов на траектории

Изобретение относится к способам испытания осколочных боеприпасов естественного дробления с круговыми полями

Изобретение относится к области измерения рельефа поверхности объектов, в частности пуль, гильз, и может найти применение в судебно-баллистических исследованиях

Изобретение относится к области боеприпасов, в частности к их испытаниям или проверке, и может быть использовано при конструировании боеприпаса и его проверке

Изобретение относится к устройствам испытания взрывчатых материалов вообще, а в частности к испытанию детонаторов на инициирующую способность косвенным методом

Изобретение относится к испытаниям изделий на воздействие внешнего давления, преимущественно мин, снарядов и ракет, на боковую поверхность которых при движении по стволу (пусковой трубе) действует давление от продуктов сгорания метательного заряда или ракетного двигателя

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к комплексам по получению информации с летящего снаряда
Изобретение относится к вооружению и военной технике и может быть использовано при обработке кассетных головных частей

Изобретение относится к области криминалистической техники и может быть использовано для идентификации оружия по следам, оставляемым на пулях при выстреле
Наверх