Способ определения наличия депрессорных присадок в дизельных топливах

 

Изобретение относится к методам анализа дизельного топлива (ДТ) на наличие в нем депрессорных присадок и может быть использовано для получения оперативной информации о марке ДТ. Для осуществления способа добавляют катализатор в объемном соотношении 1:25 к пробе дизельного топлива, после чего смесь перемешивают, выдерживают при температуре 4060oС в течение 5010 с, охлаждают до комнатной температуры и после разделения на фазы о наличии депрессорной присадки судят по помутнению органической фазы (дизельного топлива), при этом в качестве катализатора используют смесь водно-аммиачного раствора Сu(II) (CCu=150300 мг/дм3) и изопропилового спирта, взятых в объемном соотношении 1:23. Достигается ускорение и упрощение анализа, что обуславливает ускорение определения марки топлива. 6 табл.

Изобретение относится к области анализа дизельного топлива на предмет наличия в нем депрессорных присадок и может быть использовано для получения оперативной информации о марке дизельного топлива.

Перед авторами стояла задача разработать метод анализа дизельного топлива, позволяющий определить наличие или отсутствие в нем депрессорной присадки, сократить время получения информации для принятия решения о возможности применения дизельного топлива в условиях отрицательных температур.

Известно, что добавление депрессорных присадок к базовым летним топливам позволяет сместить температуру его применения в область более низких с 0 - минус 5oС до минус 15 -минус 25oС [Данилов А.М. Присадки и добавки. М.: Химия, 1996, с. 181-182].

Депрессорные присадки представляют собой высокомолекулярные соединения, базирующиеся в основном на сополимерах этилена и винилацетата или алкилметакрилатов с винилацетатом. Именно такие сополимеры при введении их в дизельные топлива улучшают их депрессорные свойства [Башкатова С.Т. Присадки к дизельным топливам. Автореферат диссертации, д.т.н., 1994, с. 9].

Показателями, характеризующими поведение дизельных топлив в условиях отрицательных температур, являются температура помутнения [ГОСТ 5066-91 "Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации"] , предельная температура фильтруемости (ПТФ) [ГОСТ 22254-92 "Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре"], температура застывания [ГОСТ 20287-91 "Методы определения температур текучести и застывания"]. Температура помутнения (Тп) и температура застывания (Тз) используются для характеристики низкотемпературных свойств дизельных топлив, не содержащих депрессорные присадки, а для характеристики дизельных топлив с депрессорными присадками используют показатель ПТФ.

Предельная температура фильтруемости наиболее полно характеризует поведение дизельных топлив с депрессорными присадками в условиях отрицательных температур. Так опыт применения дизельных топлив с депрессорными присадками, результаты пробеговых, стендовых и лабораторных испытаний показывают, что отказов в работе наземной автомобильной техники, приводящих к его остановке, не происходит при температуре выше предельной температуры фильтруемости [Гуреев А. А. , Азев B.C., Камфер Г.М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. М.: Химия, 1993, с. 273-275]. При этом считается, что разница между Тп и ПТФ не должна превышать 10-15oС.

Показатель ПТФ является наиболее характерным для определения наличия депрессорных присадок в ДТ. Метод определения ПТФ заключается в постепенном охлаждении испытуемого дизельного топлива с интервалами в 1oС и пропускании (стекания) его через проволочную фильтрационную сетку при вакууме 200 мм вод. ст. Операцию стекания повторяют после каждого снижения температуры пробы на 1oС до достижения температуры, при которой течение через фильтр прекращается. Эта температура и является предельной температурой фильтруемости, используемая для рекомендаций по применению дизельного топлива.

Однако этот показатель определяется очень длительное время (до 60 мин), требует охлаждения испытуемого топлива с использованием сухого льда, который легко испаряется даже при комнатной температуре, что исключает возможность применения его в полевых условиях.

Техническим результатом заявляемого способа является снижение времени и упрощение способа определения наличия депрессорных присадок, что как следствие снизит время определения марки топлива.

Этот результат достигается тем, что в способе определения наличия депрессорных присадок в дизельных топливах согласно изобретению добавляют катализатор в объемном соотношении 1:2-5 к пробе дизельного топлива, после чего смесь перемешивают, выдерживают при температуре 40-60oС в течение 5010 с, охлаждают до комнатной температуры и после разделения на фазы о наличии депрессорной присадки судят по помутнению органической фазы (дизельного топлива), при этом в качестве катализатора используют смесь водно-аммиачного раствора Cu(II) (CCu=150-300 мг/дм3) и изопропилового спирта, взятых в соотношении 1:2-3.

В заявляемом способе используют процесс полимеризации мономера винилацетата, входящего в состав любой депрессорной присадки, катализаторами которого являются соли металлов (Cu, Co, Fe). В заявляемом способе в качестве катализатора используется смесь аммиачного раствора хлорида меди(II) [Сu(NН3)4] Сl2 и изопропилового спирта. Практически мы используем показатель концентрации меди, т.к. концентрация аммиака не оказывает влияния на процесс полимеризации. Катализатор готовят следующим образом: один грамм хлорида меди (II) растворяют в литре 10% раствора аммиака и этот раствор разбавляют концентрированным аммиаком (ГОСТ 24147-80) в 3-5 раз, при этом концентрация меди составляет 150-300 мг/дм3, к водно-аммиачному раствору меди добавляют изопропиловый спирт, взятый в отношении 1:2-3.

Практически в способе используют процесс укрупнения молекул сополимеров (полимеризацию), что приводит после разделения на фазы к помутнению раствора дизельного топлива.

Для обоснования заявляемых режимных параметров были проведены исследования искусственно приготовленных образцов ( 1-8), полученных смешением базового дизельного топлива и депрессорных присадок (табл. 1), которые исследовались заявляемым способом.

Способ осуществлялся следующим образом.

Пример 1. Пробу дизельного топлива (5 мл) (ГОСТ 305-82 с депрессорной присадкой Keroflux 5486 с концентрацией 0,002%, представляющей собой сополимер этилена и винилацетата), помещают в пробирку с притертой пробкой, добавляют 1 мл катализатора (раствор смеси водно-аммиачного раствора [Cu(NH3)4] Cl2 с концентрацией меди 200 мг/дм3 и изопропилового спирта в соотношении 1: 2), смесь встряхивают при закрытой пробке до равномерного распределения водной и органической фаз, после удаления пробки помещают в водяную баню (Т=50oС), выдерживают при температуре 60 с, после чего охлаждают. Происходит разделение на фазы: водную и органическую. Органическая фаза мутная. При этом в контрольной пробирке, где проводят аналогичную операцию с дизельным топливом без депрессорной присадки, органическая фаза после охлаждения остается прозрачной (см. табл. 1 3, столбец 4).

Выбор соотношения объема пробы катализатора и анализируемого топлива 1: 2-5 был сделан на основании проведенных опытов, которые показали, что увеличение объема катализатора приводит к неоправданному его расходу, а уменьшение приводит к понижению концентрации меди, которая играет основную роль в протекании процесса полимеризации.

В табл. 2-5 представлены результаты тестирования искусственных растворов дизельных топлив в различных условиях при изменении температуры выдерживания, времени выдерживания, концентрации катализатора и соотношения водно-аммиачного раствора меди с изопропиловым спиртом.

Как видно из результатов табл. 2, уменьшение соотношения VCu:Vизопр<1:2 дает нестабильные результаты, увеличение объема изопропилового спирта также приводит к отсутствию стабильности результатов при низких концентрациях присадки, а именно эта концентрация и используется при получении зимних дизельных топлив путем введения депрессорных присадок.

Выбор диапазона концентрации (СCu=150-300 мг/дм3) катализатора сделан на основании данных, представленных в табл. 3. При концентрации катализатора менее 150 мг/дм3 результаты анализа нестабильны (см. столбец 5, опыты 2-3, 5-7 табл. 3), при концентрации более 300 мг/дм3 растворы, не содержащие депрессорную присадку, дают нестабильные результаты, т.к. при этой концентрации катализатора непредельные углеводороды, содержащиеся в дизельном топливе, могут вступать в реакцию полимеризации (см. столбец 9, опыты 4 и 8 табл. 3).

Аналогичные результаты получаются при повышении температуры выше 60oС (столбец 7, опыты 4,8 табл. 4) или увеличение времени выдерживания более 60 с (столбец 9, опыты 4,8 табл. 5). При температуре выдерживания ниже 40oС реакция полимеризации не происходит, как и при уменьшении времени выдерживания менее 50 с при содержании присадки менее 0,01% (столбец 4, опыты 1-3, 5-7 табл. 4, столбец 4, опыты 1-2, 5-6 табл. 5).

Заявленным способом были исследованы не только искусственные растворы дизельных топлив, представляющие собой дизельные топлива с добавлением депрессорных присадок Keroflux 5486 и Dodiflow 4851 с концентрациями последних от 0,002 до 0,5%, но и реальные дизельные топлива, выпускаемые промышленностью по ГОСТам и ТУ, содержащие депрессорные присадки и без них. Результаты представлены в табл. 6. Исследования проводились с использованием катализатора [Сu(NН3)4] Сl2 с СCu=200 мг/дм3, в соотношении VCu:Vизопр=1:2, при Т=50oС.

На анализ одного образца дизельного топлива затрачивается около 15 мин: приготовление катализатора из заранее приготовленных рабочих растворов 3 мин, выдерживание 1 мин, охлаждение 5-10 мин.

Таким образом, применение изобретения позволит не более чем за 15 мин определить наличие депрессорной присадки в топливе, что сократит время рекомендаций применения конкретного топлива в пределах заданных температур эксплуатируемой техники.

Формула изобретения

Способ определения наличия депрессорных присадок в дизельных топливах, отличающийся тем, что добавляют катализатор в объемном соотношении 1:25 к пробе дизельного топлива, после чего смесь перемешивают, выдерживают при температуре 4060oС в течение 5010 с, охлаждают до комнатной температуры и после разделения на фазы о наличии депрессорной присадки судят по помутнению органической фазы - дизельного топлива, при этом в качестве катализатора используют смесь водно-аммиачного раствора Сu(II) при ССu=150300 мг/дм3, где Ссu - концентрация катализатора и изопропилового спирта, взятых в объемном соотношении 1:23.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.09.2010

Дата публикации: 10.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив

Изобретение относится к строительным материалам и теплоэнергетике и может быть использовано при производстве золосодержащих строительных материалов, а также при регулировании процесса сжигания бурого угля на ТЭЦ

Изобретение относится к способам исследования и анализа топлива, в частности автомобильных бензинов, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при полигонных газодинамических исследованиях воздействия ударных волн на различные объекты

Изобретение относится к исследованию или анализу реактивных топлив, контроля его качества и может применяться в исследованиях топлив по образованию дисперсных систем (ДС), а также исследованиях отрицательного воздействия ДС на топливную аппаратуру

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив, в частности к способам определения индукционного периода окисления топлив, и может быть использовано в нефтехимической, автомобильной, авиационной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к исследованиям эксплуатационных свойств нефтепродуктов, а именно к определению содержания ингибиторов окисления в трансформаторных маслах (ТМ) и может быть использовано для определения сроков замены или обновления масел

Изобретение относится к устройствам измерительной техники и может быть использовано для измерения поверхностной влажности кристаллических компонентов, например NH4ClO4, NH4NO3, NH4Cl и др

Изобретение относится к области исследования или анализа небиологических материалов химическими способами, конкретно с помощью химических индикаторов, и предназначено для выявления и идентификации взрывчатых веществ (ВВ) во внелабораторных условиях

Изобретение относится к химмотологии топлив и может быть использовано для оперативного определения свинца в бензинах в заводских лабораториях нефтеперерабатывающей промышленности, нефтебазах и на заправочных пунктах

Изобретение относится к методам определения химического состава дизельного топлива с использованием индикатора, по изменению цвета которого можно судить о химическом составе дизельного топлива, в частности о наличии в нем депрессорных присадок

Изобретение относится к области пиротехники, в частности к исследованию свойств пиротехнических составов, а именно к устройствам для измерения электрических параметров горения, и может быть использовано для изучения электрических аспектов горения и контроля качества конденсированных пиротехнических систем (составов), дающих при сгорании твердые электропроводные продукты горения (шлаки)

Изобретение относится к способам, используемым при учете нефти для измерения объема свободного газа в ней, перекачиваемой по трубопроводам, с целью введения поправок в результаты измерений объема и массы

Изобретение относится к методам аналитического определения вида дизельного топлива (летнее и зимнее), не содержащего депрессорных присадок, и может быть использовано на местах применения дизельного топлива

Изобретение относится к химмотологии и может быть использовано для оценки экологической безопасности применения бензинов

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигателям твердого топлива, и может найти применение при испытаниях скрепленных зарядов ракетных в системах различных классов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх