Фрикционный гаситель колебаний

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Сущность изобретения заключается в том, что фрикционный гаситель колебаний содержит корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки железнодорожного подвижного состава. В корпусе размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки. Корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки. Фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части фрикционного гасителя колебаний, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки. Клинья установлены в проемах корпуса и расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально. Верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки. Техническим результатом является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний и сокращение времени и затрат на его ремонт. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройства фрикционных гасителей колебаний, применяемых для демпфирования колебаний подвижного состава.

Известен фрикционный гаситель колебаний, размещенный между надрессорной балкой и боковой рамой тележки, состоящий из упругого тела и установленного на него клина, взаимодействующего с рабочими поверхностями надрессорной балки и боковой рамы [1]. Этот гаситель колебаний, используемый на вагонных тележках типа ЦНИИ-ХЗ, обеспечивает демпфирование колебаний надрессорного строения экипажа в вертикальной и горизонтальной (поперечной) плоскостях. Величина силы трения его зависит от сжатия упругого тела (т.е. от загрузки экипажа).

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что для ремонта этого гасителя колебаний необходимо разбирать тележку, восстанавливать рабочие поверхности надрессорной балки и боковой рамы. Не имеет этот гаситель колебаний и защиты от внешней среды, что приводит к его загрязнению, к нестабильному коэффициенту трения, а следовательно, и демпфирующих характеристик гасителя колебаний.

Известен фрикционный гаситель колебаний, принятый за прототип, содержащий корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки, в котором размещены сжатые упругими телами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно, в плоскости, перпендикулярной продольной оси тележки [2].

Этот гаситель колебаний защищен от внешней среды и для проведения ремонта может быть снят с тележки без ее разборки.

Недостатком известного гасителя колебаний является то, что у него постоянная сила трения, не зависящая от загрузки экипажа, которая не обеспечивает эффективное демпфирование колебаний при широком диапазоне изменения массы груза в грузовом вагоне.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности работы фрикционного гасителя колебаний, сокращения времени и затрат на его ремонт.

Указанный технический результат достигается тем, что в фрикционном гасителе колебаний, содержащем корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной части рамы тележки, в котором размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки, фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части гасителя, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки, расположены между двух клиньев, установленных в проемах корпуса, а клинья расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально, верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки.

На фиг.1 изображен общий вид фрикционного гасителя колебаний; на фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1.

Фрикционный гаситель колебаний (фиг.1, 2) содержит корпус 1, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме 2, например ее части - кронштейне 3 тележки железнодорожного подвижного состава. Корпус 1 расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной продольной оси тележки. В нем размещены фрикционные элементы, выполненные в виде плоских пластин: верхних 4, закрепленных в корпусе 1, и нижних 5, закрепленных в нижней части 6 гасителя, шарнирно соединенной с кронштейном 7 неподрессоренной части 8 (букса колесной пары, боковина рамы тележки, установленной на буксы без подрессоривания) тележки. Фрикционные элементы - плоские пластины 4, 5 сжаты упругими элементами (например, пружинами): верхним 9 и нижним 10 через установленные в проемах 11, 12 корпуса 1 два клина: верхнего клина 13 и нижнего клина 14. Клинья 13, 14, которые соприкасаются с фрикционными плоскими пластинами 4, 5, и упругие элементы 9, 10 размещены вертикально. Верхний упругий элемент 9 оперт на подрессоренную раму 2 тележки, а нижний упругий элемент 10 оперт на неподрессоренную часть 8 тележки.

Фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом. При вертикальных и горизонтальных (поперечных) перемещениях рамы 2 тележки относительно неподрессоренной части 8 происходит проскальзывание фрикционных пластин 4 относительно пластин 5. При этом демпфирующая сила трения, необходимая для гашения вертикальных и горизонтальных колебаний, обеспечивается трением пластин 4, 5, сжимаемых упругими элементами 9, 10 через клинья 13, 14.

При загрузке экипажа рама 2 тележки опускается на пружинах рессорного подвешивания и сжимает упругие элементы 9, 10, вследствие чего увеличивается сила, сжимающая фрикционные пластины 4, 5, что обеспечит автоматическое регулирование демпфирующей силы трения гасителя во всем диапазоне загрузок экипажа грузового вагона.

Предлагаемый фрикционный гаситель может быть снят с тележки для ремонта.

Источники информации 1. Кн. Вагоны /Под ред. Л.А.Шадура. - М.: Транспорт, 1980 г., рис. VII. 27, стр. 167 и рис. VIII.8, стр. 182.

2. US, Патент 2782731, кл. 105-191, 1957 г.

Формула изобретения

Фрикционный гаситель колебаний, содержащий корпус, шарнирно закрепленный на подрессоренной раме тележки железнодорожного подвижного состава, в котором размещены сжатые упругими элементами через клинья фрикционные элементы, шарнирно соединенные с неподрессоренной частью тележки, причем корпус расположен наклонно в плоскости, перпендикулярной оси тележки, отличающийся тем, что фрикционные элементы выполнены в виде плоских пластин: верхних, закрепленных в корпусе, и нижних, закрепленных в нижней части фрикционного гасителя колебаний, шарнирно соединенной с неподрессоренной частью тележки и расположены между двумя клиньями, установленными в проемах корпуса, а клинья расположены между двумя упругими элементами, причем клинья и упругие элементы размещены вертикально, верхний упругий элемент оперт на подрессоренную раму тележки, а нижний упругий элемент оперт на неподрессоренную часть тележки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к технике защиты людей и оборудования от вредного воздействия вибрации и ударов

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным демпферам

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепки

Изобретение относится к листовым пружинам со средствами для изменения характеристики пружины

Изобретение относится к материалам, предназначенным для снижения шума, и может быть использовано для снижения шума, излучаемого вибрирующими тонколистовыми металлическими структурами типа панелей кузова легкового автомобиля, панелей кабин других наземных транспортных средств, корпусов установок бытовой техники (холодильников, стиральных машин, пылесосов и т.п.)

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты объекта от действия вибрации и ударов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано при проектировании тележек пассажирских вагонов

Изобретение относится к подвесным устройствам транспортных средств и может быть использовано в демпферах с фрикционным клином

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к разработке пружинного гасителя колебаний грузовых тележек

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к центральному рессорному подвешиванию тележки грузовых вагонов

Изобретение относится к устройствам транспортного машиностроения, а именно: к амортизирующим устройствам, уменьшающим амплитуду колебаний рельсового транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а конкретно к устройствам для гашения упругих колебаний обрессоренных масс железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов
Наверх