Способ регулирования режимов работы компрессора

 

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к его регулированию и защите. Технический результат заключается в повышении точности, надежности и экономичности режимов работы компрессора. Этот результат достигается тем, что определяют базовую границу возникновения вращающегося срыва, используя в качестве сигнала по вращающемуся срыву максимум автокорреляционной функции параметра колебаний давления, после чего через выбранный интервал времени определяют смещение режима возникновения вращающегося срыва относительно базовой границы и затем абсциссы точки рабочего режима и линии настройки системы противопомпажного регулирования и защиты смещают на эту величину. Вызов сигнала возникновения вращающегося срыва осуществляют путем снижения частоты вращения компрессора для сетей с характеристикой, близкой к горизонтальной, и/или путем прикрытия дросселя для сетей с характеристикой, близкой к дроссельной. Сигнал по вращающемуся срыву, возникающий внутри интервала времени между его вызовами, используют для срабатывания системы противопомпажного регулирования и защиты. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к его регулированию и защите.

Известны способы противопомпажного регулирования и защиты компрессора (А.С. №1825899, 771359, F 04 D 27/02, проспект фирмы Compressor Controls Corporation "Регулирование, улучшающее надежность и эффективность турбомашин", США, 1992 г., Опыт эксплуатации систем противопомпажного регулирования и защиты газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций, ВНИИЭГазпром, Обзорная информация. Серия "Транспорт и хранение газа", вып. 10, М., 1986 г.).

В указанных способах противопомпажное регулирование и защита осуществляются измерением, например, параметров (расход, давление и т.п.) во всасывающей и нагнетательной магистралях и/или всевозможным регулированием с помощью уникальных алгоритмов положения дроссельной заслонки, тока электропривода и т.п. В этих способах граница помпажа определяется на заводе-изготовителе компрессора и/или на месте эксплуатации в ходе наладочных испытаний, наносится на газодинамические характеристики компрессора и в последующем принимается постоянной в течение длительных межремонтных и/или других эксплуатационных периодов, которые могут длиться годами. Далее с принятым запасом относительно границы помпажа на газодинамические характеристики компрессора наносят линию настройки регулирования и защиты таким образом, чтобы при приближении режимной точки к этой линии начиналось срабатывание соответствующих исполнительных органов.

Основным недостатком рассматриваемых способов является недостаточная точность определения фактического режима работы компрессора, положения границы помпажа и линии настройки срабатывания противопомпажного регулирования, определяемых координатами характеристики компрессора, т.е. степенью сжатия, производительностью и т.п., измерение которых производится по косвенным параметрам без привязки к прямым параметрам, определяющим предпомпажное состояние компрессора, например, начала развития вращающегося срыва. Кроме того, известно, что в процессе эксплуатации граница помпажа может смещаться из-за загрязнения, обледенения, износа и других причин (см., например, К.П.Селезнев, В.В.Огнев, А.И.Гительман. Анализ рабочего процесса компрессора. Компрессорная техника и пневматика, №14-15, 1997 г.). Положением границы помпажа определяются также остальные зоны газодинамических характеристик компрессора, в частности, зона максимальных КПД компрессора, линии постоянной частоты вращения и др. (см., например, К.П.Селезнев, Ю.С.Подобуев, С.А.Анисимов. Теория и расчет турбокомпрессоров. "Машиностроение", Л., 1968 г., 406 с.). В указанных способах эти факторы не учитываются, т.е. помимо низкой точности, связанной с косвенными измерениями, имеют место низкая надежность регулирования и защиты, поскольку, например, при смещении границы помпажа больше, чем принятый помпажный запас в положении линии настройки, помпаж происходит раньше, чем срабатывает система регулирования и защиты. Кроме того, смещение зоны высоких КПД приводит к тому, что рабочий режим компрессора одновременно со снижением надежности снижает экономичность.

Известны способы противопомпажного регулирования и защиты компрессора (А.С. 1802210, 1783170, 1321927, 1783170, F 04 D 27/02, проспект фирмы АО "СНИКО", Антипомпажные системы, Украина, г.Донецк, 1999 г.). В указанных способах регулирования и защиты осуществляются замеры параметров внутри проточной части компрессора, при этом датчики измеряемых параметров контролируют течение аэродинамического процесса, а с помощью устройств управления производится регулирование режима работы с более высокой точностью, но без учета указанных выше факторов снижения надежности и экономичности.

Способом, наиболее близким по технической сущности к решаемой задаче, является способ стабилизации запаса газодинамической устойчивости турбокомпрессора (см. патент №2098669), заключающийся в использовании в качестве параметра давления спектральных составляющих его колебаний, сравнении частот спектральных составляющих с частотой вращения ротора, формировании двухкомпонентного сигнала, состоящего из целократных АЧХ и сдвига по фазе между некратными составляющими, и сравнении двухкомпонентного сигнала управления с пороговым значением, являющимся функцией частоты вращения ротора компрессора. Получаемая точность определения газодинамической устойчивости и эффективность управления продолжают повышаться, однако, точность из-за сложности двухкомпонентной процедуры формирования сигнала управления остается недостаточно высокой, а от указанных выше факторов снижения эксплуатационной надежности и экономичности рассмотренный способ не предохраняет.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности, надежности и экономичности работы турбокомпрессора.

Технический результат поставленной задачи достигается тем, что в способе регулирования режимов работы компрессора, заключающемся в измерении параметра колебаний давления в его проточной части и формировании сигналов управления, предлагается в диапазоне возможных режимов работы компрессора определять в координатах газодинамических характеристик (абсцисса) и (ордината) базовую границу возникновения вращающегося срыва баз=f(баз), используя в качестве сигнала по вращающемуся срыву максимум автокорреляционной функции параметра колебаний давления, после чего через интервал времени (), который выбирают по условиям эксплуатации компрессора в диапазоне =n с ... m ч, определять смещение режима возникновения вращающегося срыва при i-М вызове относительно базовой границы по соотношению i=i-баз (i) и затем абсциссы точки рабочего режима и линии настройки систем противопомпажного регулирования и защиты, имевшие место при i-M вызове, смещать на величину =f(), соответствующую изменению запаса по помпажу, имевшему место при смещении i. При этом вызов сигнала возникновения вращающегося срыва осуществляют путем снижения частоты вращения компрессора для сетей с характеристикой, близкой к горизонтальной, и/или путем прикрытия дросселя для сетей с характеристикой, близкой к дроссельной. Сигнал по вращающемуся срыву, возникающий в интервалах времени между вызовами, используют для срабатывания системы противопомпажного регулирования и защиты компрессора.

На чертеже представлена структурная схема устройства для реализации предложенного способа.

Устройство содержит датчики 1, 2 пульсаций давления в проточной части компрессора, датчик 3 перепада давления на конфузоре (Ркон) всасывающего патрубка компрессора, датчики давления на всасывании 4 (РН) и нагнетании 5 (РК) компрессора, соединенные с аналого-цифровым преобразователем 6, который выходом соединен с цифровым сигнальным процессором 7, выход которого соединен с одним из входов системы автоматического управления компрессором (САУ) 8. Другим входом САУ 8 соединена с таймером 9. Выход САУ 8 соединен с исполнительными органами 10.

Способ регулирования режимов работы компрессора реализуется следующим образом.

Датчики 1, 2, 3, 4, 5 соединены каналами связи с входами аналого-цифрового преобразователя 6, который в свою очередь соединен каналом связи с цифровым сигнальным процессором 7, где проводится обработка сигналов, поступающих от датчиков 1, 2, в результате которой формируется сигнал о возникновении вращающегося срыва и обработка сигналов от датчиков 3, 4, 5, в результате которой формируются значения координат режима на характеристике компрессора в момент сигнала по возникновению вращающегося срыва

и

(Обоснование этой связи см. Гительман А.И. Динамика и управление судовых ГТУ, Судостроение, Л., 1974 г., 319 с.).

После этого формируется сигнал необходимого сдвига абсцисс i точки рабочего режима и линии настройки системы противопомпажного регулирования и защиты. Далее этот сигнал поступает в САУ 8. Средствами САУ 8 и при использовании исполнительных органов 10 рабочий режим и граница настройки системы противопомпажного регулирования и защиты смещают на в новое значение абсциссы, газодинамических характеристик компрессора, обеспечивая оптимальный помпажный запас рабочего режима, с максимальным КПД компрессора при гарантированной противопомпажной безопасности. Таймер 9, соединенный каналом связи с входом САУ 8, через заданный интервал времени подает управляющий сигнал в САУ 8, после чего средствами САУ 8 и при использовании исполнительных органов 10 обеспечивается кратковременное перемещение рабочего режима для очередного вызова сигнала возникновения вращающегося срыва, в момент которого формируется очередное значение координат режима вращающегося срыва. При возникновении сигнала вращающегося срыва в интервале времени между вызовами этот сигнал с цифрового сигнального процессора 7 передается на вход САУ 8 таким образом, чтобы вызвать срабатывание противопомпажного регулирования и защиты.

Формула изобретения

1. Способ регулирования режимов работы компрессора, заключающийся в измерении параметра колебаний давления в его проточной части и формировании сигналов управления, отличающийся тем, что в диапазоне возможных режимов работы компрессора определяют в координатах газодинамических характеристик (абсцисса) и (ордината) базовую границу возникновения вращающегося срыва баз=f(баз), используя в качестве сигнала по вращающемуся срыву максимум автокорреляционной функции параметра колебаний давления, после чего через интервал времени (), который выбирают по условиям эксплуатации компрессора в диапазоне =nсекунд ... m часов, определяют смещение режима возникновения вращающегося срыва при i-м вызове относительно базовой границы по соотношению i=i-баз(i) и затем абсциссы точки рабочего режима и линии настройки систем противопомпажного регулирования и защиты, имевшие место при i-м вызове, смещают на величину =f(), соответствующую изменению запаса по помпажу, имевшему место при смещении i.

2. Способ регулирования режимов работы компрессора по п.1, отличающийся тем, что вызов сигнала возникновения вращающегося срыва осуществляют путем снижения частоты вращения компрессора для сетей с характеристикой, близкой к горизонтальной, и/или путем прикрытия дросселя для сетей с характеристикой, близкой к дроссельной.

3. Способ регулирования режимов компрессора по п.1, отличающийся тем, что сигнал по вращающемуся срыву, возникающий в интервалах времени между вызовами, используют для срабатывания системы противопомпажного регулирования и защиты компрессора.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области двухконтурных газотурбинных двигателей, конкретно авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей

Изобретение относится к эксплуатации компрессоров, в частности к способам защиты компрессоров от помпажа в системах транспортировки газа, и обеспечивает защиту компрессора газоперекачивающего агрегата от помпажа путем измерения текущих значений параметров, характеризующих положение рабочей точки компрессора, уточнения и запоминания положения границы помпажа и формирования выходного сигнала антипомпажного регулятора пропорционально удаленности рабочей точки компрессора от границы помпажа, причем уточнение положения границы помпажа производят, используя математическое моделирование процесса приближения рабочей точки к границе помпажа, для чего антипомпажный регулятор периодически переводят в состояние "Коррекция", создают несколько установившихся режимов компрессора, соответствующих различным значениям удаленности, в каждом из указанных режимов находят и запоминают значение дифференциального сопротивления расходной характеристики компрессора и расчетное значение удаленности, по этим зарегистрированным значениям подбирают аппроксимирующую функцию, описывающую зависимость дифференциального сопротивления от расчетного значения удаленности, путем экстраполяции данной функции находят значение удаленности, соответствующее нулевой величине дифференциального сопротивления, найденное значение удаленности запоминают как поправку, антипомпажный регулятор переводят в состояние "Работа" и далее сигнал управления антипомпажным клапаном формируют с учетом уточненного значения удаленности, которое определяют по формуле Lут=Lрасч-L', где Lрасч - расчетное значение удаленности, L' - поправка по удаленности

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам для обеспечения заданной тяги и сохранения запасов газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя (ГТД) самолета при возможных отказах

Изобретение относится к области защиты от помпажа компрессоров двухвальных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к регулированию технологических процессов в газовой промышленности и может быть использовано для защиты от помпажа компрессоров на компрессорных газопроводах

Изобретение относится к антипомпажной защите компрессоров газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов и может быть использовано в газовой промышленности и любых других отраслях народного хозяйства, в которых используются компрессорные агрегаты, в частности на компрессорных станциях магистральных газопроводов при выполнении аварийных остановок газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области двухконтурных турбореактивных двигателей и позволяет повысить надежность работы изделия путем авторегулируемого перепуска воздуха из-за компрессора во второй контур

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано во входных ступенях осевых компрессоров турбомашин, преимущественно для энергоустановок и газоперекачивающих станций

Изобретение относится к компрессорам ГТД как авиационного, так и наземного применения, и позволяет повысить надежность компрессора путем исключения деформации контровочного замка при работе двигателя

Изобретение относится к вентиляторам турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) с высокой степенью двухконтурности

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования газоперекачивающих агрегатов (ГПА), служащих для перекачивания природного газа через магистральные газопроводы

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, компрессоростроения и эксплуатации компрессорных систем

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам определения динамики изменения газодинамических параметров потока в компрессоре в заданных областях течения потока, и может быть использовано при их испытании

Изобретение относится к области автоматизации компрессорных установок, в частности к системам защиты от помпажа турбокомпрессоров, и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к системам защиты от помпажа турбокомпрессоров, и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к компрессоростроению, а именно к одноступенчатым и многоступенчатым осевым и комбинированным осецентробежным и оседиагональным компрессорам газотурбинных установок, и направлено на решение проблемы для расширения диапазона газодинамической устойчивости компрессора

Изобретение относится к компрессоростроению и предназначено для использования при испытании осевых, центробежных и диагональных компрессоров, а также их комбинаций
Наверх