Вентилятор турбореактивного двухконтурного двигателя

 

Изобретение относится к вентиляторам турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) с высокой степенью двухконтурности. Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и КПД вентилятора за счет снижения вибрационных напряжений на пере спрямляющих лопаток. Сущность изобретения заключается в том, что в вентиляторе турбореактивного двухконтурного двигателя, содержащем спрямляющие лопатки с верхними и нижними полками и пером между ними, согласно изобретению, на пере спрямляющих лопаток вентилятора со стороны спинки и корыта закреплены Г-образные антивибрационные полки, соединенные между собой внахлест с помощью крепежных элементов, причем L/I=1,7...2,3; Н/h=1,1...1,5 и m/n=1,4...2,1, где: L - радиальная высота пера спрямляющей лопатки по ее выходной кромке; I - радиальное расстояние от верхней полки спрямляющего аппарата до его антивибрационной полки со стороны спинки; Н - радиальная толщина антивибрационной полки со стороны спинки; h - радиальная толщина антивибрационной полки со стороны корыта; m - окружная длина антивибрационной полки со стороны спинки; n - окружная длина антивибрационной полки со стороны корыта. 3 ил.

Изобретение относится к вентиляторам турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) с высокой степенью двухконтурности.

Известен вентилятор ТРДД с большой степенью двухконтурности, в котором в канале наружного контура на выходе из рабочего колеса вентилятора установлен силовой корпус [1].

Недостатком такой конструкции являются повышенные гидравлические потери закрученного рабочими лопатками вентилятора потока воздуха в канале между рабочим колесом вентилятора и силовым корпусом.

Наиболее близким к заявляемому является вентилятор ТРДД, в котором между рабочим колесом вентилятора и силовым разделительным корпусом в канале наружного контура установлены спрямляющие лопатки вентилятора, на выходе из которых поток воздуха приобретает осевое направление движения [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, являются низкая надежность, увеличенный вес и пониженный КПД из-за повышенного веса и увеличенного гидравлического сопротивления спрямляющих лопаток вентилятора, а также низкая надежность этих лопаток, испытывающих высокие динамические напряжения из-за их обдува высокоскоростным потоком воздуха на выходе из рабочего колеса вентилятора.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и КПД вентилятора за счет снижения вибрационных напряжений на пере спрямляющих лопаток.

Сущность изобретения заключается в том, что в вентиляторе турбореактивного двухконтурного двигателя, содержащем спрямляющие лопатки с верхними и нижними полками и пером между ними, согласно изобретению, на пере спрямляющих лопаток вентилятора со стороны спинки и корыта закреплены Г-образные антивибрационные полки, соединенные между собой внахлест с помощью крепежных элементов, причем L/I=1,7...2,3; H/h=1,1...1,5 и m/n=1,4...2,1, где:

L - радиальная высота пера спрямляющей лопатки по ее выходной кромке;

I - радиальное расстояние от верхней полки спрямляющего аппарата до его антивибрационной полки со стороны спинки;

Н - радиальная толщина антивибрационной полки со стороны спинки;

h - радиальная толщина антивибрационной полки со стороны корыта;

m - окружная длина антивибрационной полки со стороны спинки;

n - окружная длина антивибрационной полки со стороны корыта.

В современных ТРДД с высокой степенью двухконтурности спрямляющие лопатки вентилятора обтекаются с высокой околозвуковой скоростью, и для снижения гидравлических потерь и повышения КПД вентилятора толщину профиля пера этих лопаток выполняют минимальной. Так как на спрямляющую лопатку воздействуют высокие динамические нагрузки от неравномерного потока воздуха на выходе из рабочих лопаток вентилятора, то для снижения вибрационных напряжений на пере спрямляющей лопатки с помощью крепежных элементов (заклепок или болтов) предложено устанавливать Г-образные антивибрационные полки, соединенные между собой также с помощью крепежных элементов.

Такая конструкция позволяет повысить надежность вентилятора за счет увеличения циклической долговечности пера спрямляющих лопаток, а также снизить вес и гидравлические потери при обтекании пера лопатки за счет уменьшения толщины этого пера.

При L/I<1,7 уменьшается надежность вентилятора за счет снижения циклической долговечности пера лопатки между верхней полкой и антивибрационной полкой, а при L/I>2,3 - за счет снижения циклической долговечности пера лопатки между нижней и антивибрационной полками.

При сборке спрямляющего аппарата для получения минимальных напряжений в пере лопатки антивибрационная полка со стороны спинки устанавливается на меньшем радиусе по отношению к полке со стороны корыта, а отверстия под крепежные элементы в антивибрационной полке со стороны спинки выполняются по месту, т.е. через отверстия в антивибрационной полке со стороны корыта, и полки соединяются между собой крепежными элементами внахлест. При этом исключаются напряжения в пере спрямляющей лопатки за счет разницы допусков на изготовление антивибрационных полок.

Так как соединение полок со стороны спинки и корыта между собой с помощью крепежных элементов оказывает максимальное гидравлическое сопротивление набегающему потоку воздуха, то это соединение предложено перенести в зону минимальных скоростей, т.е. в сторону корыта, в связи с этим окружная длина m антивибрационной полки со стороны спинки относится к окружной длине n антивибрационной полки со стороны корыта как 1,4...2,1.

В случае, если m/n<1,4, гидравлические потери увеличиваются и снижается КПД вентилятора ТРДД.

При m/n>2,1 будут снижаться надежность и технологичность из-за сложностей с обработкой отверстий под крепежные элементы у антивибрационной полки со стороны спинки.

Так как соединение между собой антивибрационных полок приводит к гидравлическим потерям при обтекании воздухом этого соединения, для повышения КПД вентилятора, снижения гидравлических потерь и повышения надежности антивибрационная полка со стороны спинки, имеющая большую длину m в окружном направлении, выполняется с радиальной толщиной Н большей, чем толщина h полки со стороны корыта в 1,1...1,5 раза.

В случае, когда Н/h<1,1, будет увеличиваться гидравлическое сопротивление в месте соединения антивибрационных полок, а при Н/h>1,5 - снижаться надежность антивибрационной полки со стороны корыта пера спрямляющей лопатки.

На фиг.1 показан продольный разрез вентилятора турбореактивного двухконтурного двигателя. На фиг.2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2.

Вентилятор 1 турбореактивного двухконтурного двигателя состоит из ротора 2 с рабочими лопатками 3 и статора 4 со спрямляющим аппаратом 5. Спрямляющий аппарат 5 состоит из наружного корпуса 6 и спрямляющих лопаток 7 с верхними 8 и нижними 9 полками, а также с антивибрационными полками 10 и 11, установленными на пере 12 лопатки 7 со стороны корыта 13 и со стороны спинки 14, соответственно, с помощью общих для обеих полок 10 и 11 крепежных элементов 15 (например, заклепок).

Антивибрационная полка 11 со стороны спинки 14 выполнена на меньшем радиусе по отношению к антивибрационной полке 10 со стороны корыта 13 и собирается с ней соединением 16 “внахлест” с помощью крепежных элементов 17 (например, заклепок), отверстия 18 под которые выполняются по месту, через отверстия 19 в полке 10.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе вентилятора 1 турбореактивного двухконтурного двигателя на спрямляющие лопатки 7 воздействует высокоскоростной и неравномерный поток, выходящий из рабочих лопаток 3 ротора 2, который может вызвать возникновение повышенных вибраций и поломку пера 12 лопаток 7. Однако этого не происходит, так как спрямляющие лопатки 7 преимущественно в средней части пера 12 связаны между собой по кольцу в окружном направлении антивибрационными полками 10, 11, препятствующими возникновению повышенных вибронапряжений и существенно повышающих циклическую долговечность спрямляющего аппарата 5 вентилятора 1.

Так как вибронапряжения минимальны, перо 12 лопаток 7 выполняется минимальной толщины, что снижает гидравлические потери на его обтекание и вес спрямляющего аппарата 5. Одновременно снижается стоимость изготовления лопаток 7 спрямляющего аппарата 5, повышается его технологичность и ремонтопригодность.

Данная конструкция отработала на двигателе ПС-90А 8000 часов без ремонта, что на практике подтверждает ее надежность.

Источники информации

1. С.А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1981, стр. 67, рис.3.11.

2. Патент РФ №217633, F 04 D 27/02, 2000 г.

Формула изобретения

Вентилятор турбореактивного двухконтурного двигателя, содержащий спрямляющие лопатки с верхними и нижними полками и пером между ними, отличающийся тем, что на пере спрямляющих лопаток вентилятора со стороны спинки и корыта закреплены Г-образные антивибрационные полки, соединенные между собой внахлест с помощью крепежных элементов, причем L/I=1,7...2,3; Н/h=1,1...1,5 и m/n=1,4...2,1,

где L - радиальная высота пера спрямляющей лопатки по ее выходной кромке;

I - радиальное расстояние от верхней полки спрямляющего аппарата до ее антивибрационной полки со стороны спинки;

Н - радиальная толщина антивибрационной полки со стороны спинки;

h - радиальная толщина антивибрационной полки со стороны корыта;

m - окружная длина антивибрационной полки со стороны спинки;

n - окружная длина антивибрационной полки со стороны корыта.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор

Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 07.10.2010 № РД0070892

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), передающее(ие) исключительное право: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: Открытое акционерное общество "Пермский моторный завод" (RU)

Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор: 26.08.2011 РД0086062

Изменения:Из предмета договора исключены патенты 2255234 и 2250416. Изменения условий договора, не отраженных в Государственном реестре.

Дата публикации: 10.10.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к компрессорам ГТД как авиационного, так и наземного применения, и позволяет повысить надежность компрессора путем исключения деформации контровочного замка при работе двигателя

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к его регулированию и защите

Изобретение относится к области двухконтурных газотурбинных двигателей, конкретно авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей

Изобретение относится к эксплуатации компрессоров, в частности к способам защиты компрессоров от помпажа в системах транспортировки газа, и обеспечивает защиту компрессора газоперекачивающего агрегата от помпажа путем измерения текущих значений параметров, характеризующих положение рабочей точки компрессора, уточнения и запоминания положения границы помпажа и формирования выходного сигнала антипомпажного регулятора пропорционально удаленности рабочей точки компрессора от границы помпажа, причем уточнение положения границы помпажа производят, используя математическое моделирование процесса приближения рабочей точки к границе помпажа, для чего антипомпажный регулятор периодически переводят в состояние "Коррекция", создают несколько установившихся режимов компрессора, соответствующих различным значениям удаленности, в каждом из указанных режимов находят и запоминают значение дифференциального сопротивления расходной характеристики компрессора и расчетное значение удаленности, по этим зарегистрированным значениям подбирают аппроксимирующую функцию, описывающую зависимость дифференциального сопротивления от расчетного значения удаленности, путем экстраполяции данной функции находят значение удаленности, соответствующее нулевой величине дифференциального сопротивления, найденное значение удаленности запоминают как поправку, антипомпажный регулятор переводят в состояние "Работа" и далее сигнал управления антипомпажным клапаном формируют с учетом уточненного значения удаленности, которое определяют по формуле Lут=Lрасч-L', где Lрасч - расчетное значение удаленности, L' - поправка по удаленности

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам для обеспечения заданной тяги и сохранения запасов газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя (ГТД) самолета при возможных отказах

Изобретение относится к области защиты от помпажа компрессоров двухвальных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к регулированию технологических процессов в газовой промышленности и может быть использовано для защиты от помпажа компрессоров на компрессорных газопроводах

Изобретение относится к антипомпажной защите компрессоров газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов и может быть использовано в газовой промышленности и любых других отраслях народного хозяйства, в которых используются компрессорные агрегаты, в частности на компрессорных станциях магистральных газопроводов при выполнении аварийных остановок газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области двухконтурных турбореактивных двигателей и позволяет повысить надежность работы изделия путем авторегулируемого перепуска воздуха из-за компрессора во второй контур

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к технике осевых вентиляторов и может быть использовано для систем охлаждения как узлов и деталей машин, а также и приборов, для нагнетания или отвода воздуха или газа в машины или приборы, а также в жилые, производственные и специализированные помещения; для создания пневмотранспорта; для систем пылеулавливания, для транспортных средств на воздушной подушке и для экранопланов

Изобретение относится к осевому вентилятору для перемещения воздуха через теплообменник, предназначенному для использования в охлаждающих и нагревательных системах автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности компрессоростроению авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для совершенствования аэродинамики осевого компрессора

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к области вакуумной техники, в частности к механическим вакуумным насосам, и содержит цилиндрический корпус, разделенный поперечными статорными колесами, и ротор с набором роторных колес, выполненных в виде радиальных крыльчаток, закрытых с двух сторон дисками, причем один из дисков имеет центральное отверстие, совпадающее по диаметру с отверстием в статорном колесе, выполненном в виде диска с односторонним профилированным оребрением
Наверх