Тормозная система колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа

 

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано при проектировании, конструировании и модернизации тормозных систем колесных транспортных средств. Тормозная система колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа состоит из главного тормозного цилиндра, тормозных механизмов с рабочими тормозными цилиндрами (по числу колес), трубопроводов, механизма реверса, вариатора, главной передачи, полуосей привода ведущих колес. Дополнительно установлены источник энергии, тормозной кран, электронный блок управления тормозной системой, энергоаккумулятор, муфта свободного хода с механизмом блокировки, датчик перемещения педали тормоза, датчик включения передачи заднего хода, соединенные таким образом, что механизм реверса через муфту свободного хода с механизмом блокировки, установленную между ведомым валом механизма реверса и ведущим шкивом вариатора, вариатор, главную передачу, полуоси механически соединен с ведущими колесами, с установленными на них тормозными механизмами. Источник энергии трубопроводами через тормозной кран, энергоаккумулятор связан с рабочими тормозными цилиндрами тормозных механизмов (по числу колес). Одновременно к электронному блоку управления тормозной системой параллельно подключены датчик перемещения педали тормоза, энергоаккумулятор, механизм блокировки муфты свободного хода и датчик включения передачи заднего хода. Технический результат – расширение функциональных возможностей тормозной системы колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа. 1 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано при проектировании, конструировании и модернизации тормозных систем колесных транспортных средств с трансмиссией вариаторного типа.

Известна тормозная система автомобиля "Honda-Uno" с трансмиссией вариаторного типа /1/, включающая в себя главный тормозной цилиндр, тормозные механизмы с рабочими тормозными цилиндрами (по числу колес), трубопроводов, механизма реверса, вариатора, главной передачи, полуосей привода ведущих колес. Указанная тормозная система позволяет регулировать давление и количество рабочего тела, поступающего в рабочие тормозные цилиндры для создания необходимой тормозной силы, вариатор автоматически изменяет передаточное отношение в зависимости от нагрузки двигателя (разрежения под дроссельной заслонкой). Использование вариатора значительно облегчает работу водителя, особенно при движении в городских и тяжелых дорожных условиях.

Применение описанной тормозной системы на колесном транспортном средстве не позволяет отключать двигатель от ведущих колес для обеспечения движения за счет сил инерции (накатом) с целью снижения расхода топлива, осуществлять торможение двигателем при различных условиях эксплуатации.

Настоящее изобретение направлено на расширение функциональных возможностей тормозной системы колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в состав тормозной системы дополнительно включены новые элементы: источник энергии, тормозной кран, электронный блок управления тормозной системой, энергоаккумулятор, муфта свободного хода с механизмом блокировки, датчик перемещения педали тормоза, датчик включения передачи заднего хода, соединенные таким образом, что механизм реверса через муфту свободного хода с механизмом блокировки, установленную между ведомым валом механизма реверса и ведущим шкивом вариатора, вариатор, главную передачу, полуоси механически соединен с ведущими колесами, с установленными на них тормозными механизмами, при этом источник энергии трубопроводами через тормозной кран, энергоаккумулятор связан с рабочими тормозными цилиндрами тормозных механизмов (по числу колес), одновременно к электронному блоку управления тормозной системой параллельно подключены датчик перемещения педали тормоза, датчик включения передачи заднего хода, энергоаккумулятор и механизм блокировки муфты свободного хода.

Муфта свободного хода с механизмом блокировки позволяет осуществлять жесткое или свободное соединение ведомого вала механизма реверса с ведущим валом вариатора.

Электронный блок управления тормозами колесного транспортного средства осуществляет управляющее воздействие на энергоаккумулятор и механизм блокировки муфты свободного хода в зависимости от перемещения педали тормоза и направления движения транспортного средства (вперед-назад).

Энергоаккумулятор позволяет создавать запас энергии рабочего тела (пневматического, гидравлического и др. типа) с целью уменьшения времени срабатывания тормозных механизмов.

На чертеже показана схема тормозной системы колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа.

Тормозная система колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа состоит из механизма реверса 1, вариатора 2, муфты свободного хода с механизмом блокировки 3, главной передачи 4, полуосей привода ведущих колес 12, тормозных механизмов 5 с рабочими тормозными цилиндрами 6 (по числу колес), энергоаккумулятора 7, электронного блока управления тормозной системой 8, датчика перемещения педали тормоза 9, тормозного крана 10, источника энергии 11, датчика включения передачи заднего хода 13, трубопроводов 14, соединенных таким образом, что механизм реверса 1 через муфту свободного хода с механизмом блокировки 3, установленную между ведомым валом механизма реверса 1 и ведущим шкивом вариатора 2, вариатор 2, главную передачу 4, полуоси 12 механически соединен с ведущими колесами, с установленными на них тормозными механизмами 5, при этом источник энергии 11 трубопроводами 14 через тормозной кран 10, энергоаккумулятор 7 связан с рабочими тормозными цилиндрами 6 тормозных механизмов 5 (по числу колес), одновременно к электронному блоку управления тормозной системой 8 параллельно подключены датчик перемещения педали тормоза 9, энергоаккумулятор 7, механизм блокировки муфты свободного хода 3 и датчик включения передачи заднего хода 13.

Тормозная система колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа работает следующим образом:

во время движения транспортного средства, при воздействии водителя на педаль подачи топлива, крутящий момент от силового агрегата на ведущие колеса жестко передается через механизм реверса 1, муфту свободного хода с выключенным механизмом блокировки 3, вариатор 2, главную передачу 4, полуоси привода ведущих колес 12 на ведущие колеса. При прекращении воздействия водителя на педаль подачи топлива угловая скорость ведущего шкива вариатора 2 будет больше угловой скорости ведомого вала механизма реверса 1, муфта свободного хода позволит им свободно вращаться относительно друг друга и ведущие колеса потеряют жесткую связь с силовым агрегатом, транспортное средство будет двигаться накатом;

при малых перемещениях педали тормоза электронный блок управления тормозной системой 8 получает сигнал от датчика перемещения педали тормоза 9 и выдает команду на блокирование муфты свободного хода 3, при этом жесткая связь силового агрегата с ведущими колесами восстанавливается и транспортное средство будет осуществлять движение в режиме торможения двигателем, одновременно в энергоаккумуляторе 7, из-за отсутствия управляющей команды со стороны электронного блока управления тормозной системой 8, источником энергии 11 будет создаваться запас рабочего тела;

при дальнейшем перемещении педали тормоза электронный блок управления тормозной системой 8 продолжает получать управляющий сигнал от датчика перемещения педали тормоза 9, отменяя команду на блокирование муфты свободного хода 3 с одновременной выдачей управляющей команды на энергоаккумулятор 7, путь запасу рабочего тела к рабочим тормозным цилиндрам 6 открывается и увеличивается скорость срабатывания тормозных механизмов 5, вызывая снижение скорости движения транспортного средства, в дальнейшем количество рабочего тела, поступающего к рабочим тормозным цилиндрам, регулируется тормозным краном;

при включении передачи заднего хода электронный блок управления тормозной системой 8 получает сигнал от датчика включения передачи заднего хода 13 и выдает команду на блокирование муфты свободного хода 3, при этом устанавливается жесткая связь силового агрегата с ведущими колесами, что позволит транспортному средству осуществить движение назад.

Таким образом, предлагаемая тормозная система колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа позволяет осуществлять:

движение колесного транспортного средства за счет сил инерции (накатом) посредством установленной муфты свободного хода, снижая тем самым эксплуатационный расход топлива;

торможение двигателем за счет включения блокировки муфты свободного хода электронным блоком управления тормозами колесного транспортного средства при малых перемещениях педали тормоза;

экстренное торможение колесного транспортного средства в случае резкого нажатия на педаль тормоза за счет разблокирования МСХ и подачи давления рабочего тела рабочей тормозной системы к колесным тормозным механизмам от энергоаккумуляторов (пневматических, гидравлических и т.д.).

Предложенная тормозная система колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа содержит известные элементы, функционирующие в характерных для них режимах [1-3], что свидетельствует об удовлетворении системы критерию "промышленная применимость".

Источники информации

1. Дорофеев Д.Г. Бесступенчатые автоматические трансмиссии для легковых автомобилей. Автомобильная промышленность, 1996, №3.

2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации колесных шасси МАЗ-543. - М: Воениздат, 1980.

3. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчета. - М.: Машиностроение, 1989.

Формула изобретения

Тормозная система колесного транспортного средства с трансмиссией вариаторного типа, состоящая из главного тормозного цилиндра, тормозных механизмов с рабочими тормозными цилиндрами (по числу колес), трубопроводов, механизма реверса, вариатора, главной передачи, полуосей привода ведущих колес, отличающаяся тем, что дополнительно установлены источник энергии, тормозной кран, электронный блок управления тормозной системой, энергоаккумулятор, муфта свободного хода с механизмом блокировки, датчик перемещения педали тормоза, датчик включения передачи заднего хода, соединенные таким образом, что механизм реверса через муфту свободного хода с механизмом блокировки, установленную между ведомым валом механизма реверса и ведущим шкивом вариатора, вариатор, главную передачу, полуоси механически соединен с ведущими колесами, с установленными на них тормозными механизмами, при этом источник энергии трубопроводами через тормозной кран, энергоаккумулятор связан с рабочими тормозными цилиндрами тормозных механизмов (по числу колес), одновременно к электронному блоку управления тормозной системой параллельно подключены датчик перемещения педали тормоза, энергоаккумулятор, механизм блокировки муфты свободного хода и датчик включения передачи заднего хода.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к регуляторам давления, предназначенным для снижения давления жидкости в контуре задних тормозов автомобиля с целью предотвращения опережающей блокировки задних колес по отношению к передним

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования преимущественно в тормозных системах объектов авиационной техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании антиблокировочных тормозных систем, в которых имеется возможность уменьшения вредного влияния на процесс торможения на уклонах, на поворотах и на поверхности с разными коэффициентами сцепления под колесами ("микст")

Изобретение относится к авторегулятору давления воздуха в тормозном цилиндре железнодорожного транспорта и касается конструкции демпферного поршня и клапана питания воздушного реле давления

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в двухконтурных тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования преимущественно в гидросистемах объектов авиационной техники

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для повышения стабилизации автомобиля

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в антиблокировочных тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, например, в антиблокировочно-противобуксовочных системах грузовых автомобилей и других транспортных средств с пневматическим или пневмогидравлическим приводом тормозов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, например, на автомобилях и других колесных транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антиблокировочным тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к способам повышения активной безопасности транспортных средств и может быть использовано в автомобильной технике

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к антиблокировочным тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к антиблокировочным тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к антиблокировочным тормозным системам транспортных средств
Наверх