Способ испытания пусковой установки для запуска ракеты из трубы и устройство для его реализации

 

Изобретение относится к области испытаний машин и двигателей, в частности испытаний пусковых установок. Задачей изобретения является повышение эффективности и сокращение стоимости экспериментальной отработки пусковой установки. Предложенный способ включает импульсное силовое воздействие на пусковую установку и оценку ее реакции на это воздействие. При этом силовое воздействие осуществляют фиксированным по величине и месту приложения импульсом силы в продольном направлении, а реакцию пусковой установки на силовое воздействие определяют по смещению линии визирования. Импульсное силовое воздействие осуществляют поочередно в накатном и откатном направлениях. Устройство для реализации способа содержит нагрузочное устройство, выполненное в виде импульсного баллистического двигателя, установленного в пусковой трубе соосно с ней и жестко скрепленного с трубой, и устройство контроля смещения линии визирования. В качестве варианта устройства контроля смещения линии визирования предложено использовать трубку холодной пристрелки и контрольный щит, установленный на линии визирования. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области испытаний машин и двигателей, в данном случае испытаний пусковых установок.

Основной целью любых испытаний является проверка работоспособности испытуемого объекта при ожидаемых воздействиях (в данном случае силовых) в условиях его применения. Пусковая установка при запуске ракеты испытывает кратковременную ударную нагрузку, характеризуемую большой интенсивностью и высокой скоростью нарастания.

Известны способы испытаний, при которых моделируют предполагаемые силовые воздействия перемещением объекта с последующим торможением. Причем ударная нагрузка создается при торможении. Силовое воздействие задается обычно с помощью объективных характеристик ударного процесса (форма кривой, пиковое значение ускорения, длительность удара 1. После силовых воздействий производят контроль электрических параметров пусковой установки, определяют люфты механизмов наведения и т.д.

Реализуются такие способы установками, которые называются копрами (для создания одиночных ударов) и ударными стендами (для создания многократно повторяющихся ударов) 1. Ударная нагрузка в таких установках создается при торможении стола с объектом испытаний, перемещающегося принудительно или в результате свободного падения.

К основному недостатку указанного способа и реализующих его устройств можно отнести невозможность моделирования реального закона изменения рабочей нагрузки, действующей на пусковую установку. При запуске ракеты из трубы на пусковую установку действует переменная сила, которая в каждый момент движения ракеты по трубе определяется геометрической суммой нескольких сил. К основным действующим силам относятся силы, возникающие при отделении герметизирующих крышек пусковой трубы, сила трения газа и сила трения ракеты о стенки трубы. Результирующая всех перечисленных сил меняется в процессе запуска как по величине, так и по направлению. Существующие же ударные стенды позволяют моделировать лишь простейшие законы изменения действующих усилий [1, рис.14.3]. Кроме того, на ударном стенде сложно обеспечить приложение силы к пусковой трубе (как при выстреле).

Реальное нагружение пусковой установки обеспечивается только при реальном запуске ракеты из пусковой трубы, при котором решается комплексная задача проверки эффективности ракеты и пусковой установки [2]. Однако реакция установки на силовое воздействие в этом случае оценивается оператором весьма субъективно и приблизительно по перемещению установки при выстреле. Это обусловлено тем, что после кратковременного периода движения ракеты по трубе (доли секунды) следует обычно более длительный участок наведения ракеты на цель (десятки секунд). Кроме того, к недостатку испытаний способом реальных пусков можно отнести трудность моделирования предельных силовых режимов. В ракетостроении принята практика ужесточенных испытаний, позволяющая существенно сократить объем и повысить эффективность испытаний. При ужесточенных испытаниях рабочие силовые воздействия увеличиваются на 20...30%. В рассматриваемом случае рабочее усилие является результирующей нескольких сил, что делает затруднительным его расчет и практическую реализацию.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности и сокращение сроков и стоимости экспериментальной отработки.

Указанная задача решается тем, что в способе испытании пусковой установки для запуска ракеты из трубы, включающем импульсное силовое воздействие на пусковую установку и оценку ее реакции на это воздействие, силовое воздействие на пусковую установку осуществляют фиксированным по величине и месту приложения импульсом силы в продольном направлении, а реакцию пусковой установки на силовое воздействие определяют по смещению линии визирования. Поскольку при реальном пуске за время движения ракеты по трубе действующая на установку сила может менять направление, в предлагаемом решении импульсное силовое воздействие осуществляют поочередно в накатном и откатном направлениях. Максимальную величину импульса силы задают исходя из требования технического задания на ракетный комплекс по величине импульса динамической неуравновешенности системы ракета - пусковая труба.

Реализуется предлагаемый способ устройством, включающим пусковую трубу и нагрузочное устройство в виде импульсного баллистического двигателя, установленного в пусковой трубе соосно с ней и жестко скрепленного с трубой, и дополнительно введенное устройство контроля смещения линии визирования, которое может быть выполнено с использованием трубки холодной пристрелки (ТХП) и контрольного щита, установленного на линии визирования.

Двигатель предварительно отрабатывается на заданную величину импульса силы с обеспечением времени силового воздействия и скорости его нарастания, как при реальном пуске. Для контроля в процессе испытаний задаваемого силового воздействия рабочий процесс в камере двигателя может контролироваться с помощью, например, датчика давления. Реакция пусковой установки на силовое воздействие определяется по остаточному смещению линии визирования с помощью, например, трубки холодной пристрелки, позволяющей фиксировать на контрольном щите положение точки прицеливания (т.е. положение пусковой трубы) до и после силового воздействия.

На чертеже показано устройство для испытаний пусковой установки.

На пусковой установке 1 закреплена пусковая труба 2, в которой установлен баллистический двигатель 3. Для моделирования инерционно-весовых характеристик системы двигатель 3 скреплен с весовым имитатором ракеты 4. Для регистрации давления в камере двигателя 3 установлен датчик давления 5. Весовой имитатор ракеты 4 скреплен с трубой 2 радиальными винтами 6. На чертеже показана установленная в трубу 2 оправка 7 с ТХП 8 и вертикальный контрольный щит 9, установленный на линии визирования 10.

Работает устройство следующим образом.

Перед испытанием в трубу 2 устанавливается оправка 7 с ТХП 8, с помощью которых на щите 9 отмечается положение линии визирования - наносится крестообразная отметка, совпадающая с перекрестием сетки ТХП. После этого оправка извлекается из трубы. При включении двигателя 3 сила тяги его через весовой имитатор ракеты 4 передается на пусковую трубу 2 и через нее - на установку 1. С помощью датчика давления 5 пишется график изменения давления в камере двигателя 3, по которому рассчитывается импульс силы и сравнивается с расчетным. В результате силового воздействия пусковая установка 1 и соответственно труба 2 смещаются относительно своего первоначального положения, что приводит к смещению линии визирования 10. После окончания работы двигателя 3 с помощью ТХП 8 определяется смещение линии визирования относительно первоначального положения в двух плоскостях, т.е. смещение перекрестья ТХП относительно крестообразной отметки на контрольном щите. При небольших смещениях в пределах сетки ТХП (3) величина смещения снимается непосредственно с сетки ТХП в угловых величинах. При больших величинах смещения, выходящих за пределы сетки ТХП, на щите наносится новая отметка положения оси пусковой трубы, снимаются линейные координаты смещения и в случае необходимости пересчитываются в угловые величины. Полученное отклонение сравнивается с его расчетным допустимым значением. На чертеже пунктиром показано конечное положение линии визирования в вертикальной плоскости.

При необходимости проверки пусковой установки усилием противоположного направления (откатным) двигатель 3 с имитатором ракеты 4 переворачивается на 180 и закрепляется в трубе 2 аналогичным образом, соответственно меняется и положение оправки 7 с ТХП 8 и контрольного щита 9.

Таким образом, использование в качестве нагрузочного устройства импульсного баллистического двигателя с фиксированным значением импульса силы, жестко скрепленного с пусковой трубой, обеспечивает возможность проведения конструктивно простых и эффективных механических испытаний пусковой установки.

Источники информации

1. Конструкция и отработка РДГТ. Под ред. А.М.Винницкого, М., Машиностроение, 1980 г., с. 200-205.

2. ПТРК средней дальности, журнал "Зарубежное военное обозрение", №10, 2001 г., стр. 24-27. М., изд-во Красная звезда.

Формула изобретения

1. Способ испытания пусковой установки для запуска ракеты из трубы, включающий импульсное силовое воздействие на пусковую установку и оценку ее реакции на это воздействие, отличающийся тем, что силовое воздействие на пусковую установку осуществляют фиксированным по величине и месту приложения импульсом силы в продольном направлении, а реакцию пусковой установки на силовое воздействие определяют по смещению линии визирования.

2. Способ испытания по п.1, отличающийся тем, что импульсное силовое воздействие осуществляют поочередно в накатном и откатном направлениях.

3. Устройство для испытания пусковой установки, включающее пусковую трубу и нагрузочное устройство, отличающееся тем, что нагрузочное устройство выполнено в виде импульсного баллистического двигателя, установленного в пусковой трубе соосно с ней и жестко скрепленного с трубой, при этом дополнительно введено устройство контроля смещения линии визирования.

4. Устройство для испытания пусковой установки по п.3, отличающееся тем, что устройство контроля смещения линии визирования включает трубку холодной пристрелки и контрольный щит, установленный на линии визирования.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к оборудованию для сервисного обслуживания гидравлических забойных двигателей (ГЗД)

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к летающим лабораториям для летных испытаний и доводки газотурбинных двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к оборудованию для сервисного обслуживания гидравлических забойных двигателей (ГЗД), и предназначено для обкатки и проведения испытаний как новых ГЗД, так и после проведения ремонта

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к контрольно-диагностическому оборудованию, а именно к испытательному стенду для проведения виброакустических стендовых испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к технической физике, в частности к испытаниям реактивных авиационных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги турбореактивных и турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации вертолетной техники

Изобретение относится к области экспериментальной гидродинамики, в частности к области экспериментального исследования и отработки элементов пропульсивных комплексов и энергосиловых установок подводных аппаратов

Изобретение относится к технике диагностирования двигателей внутреннего сгорания и предназначено для определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя по времени нарастания заданной величины давления отработавших газов (ОГ) в картере

Изобретение относится к системам регистрации выхлопных газов автомобиля и определения состава выхлопных газов автомобиля, а также к расходомерному модулю, который применяется в данных системах

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технике диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения цикловой подачи топлива в двигателе топливным насосом высокого давления как при испытании двигателя, так и при проверке его технического состояния, в том числе в эксплуатационных условиях

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к оборудованию для сервисного обслуживания винтовых забойных двигателей (ВЗД) и предназначено для нанесения смазочных материалов (консервации) на трущиеся поверхности внутренних деталей и узлов ВЗД после проведения испытаний как новых, так и прошедших капитальный ремонт ВЗД

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области эксплуатационных испытаний двигателя, в частности для определения начала действия всережимного регулятора

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к стендовым испытаниям авиационных двигателей, оборудованных соплами с управляемым вектором тяги

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технической диагностике акустическим методом, и может быть использовано для контроля деталей клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытанию дизельных двигателей и их топливоподающей аппаратуры

Изобретение относится к области диагностирования турбомашин и может быть использовано для сигнализации предаварийного состояния лопаточного аппарата турбин при появлении признаков усталости материала или дефектов лопаток

Изобретение относится к топливной аппаратуре дизельных ДВС и может быть использовано при предэксплуатационной регулировке тепловозных и других дизелей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с распределенным впрыском топлива
Наверх