Рельсобалочная конструкция

 

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации. Рельсобалочная конструкция содержит подкрановую балку с трубчатым верхним поясом круговой формы и установленный на ней рельс. Упомянутый рельс выполнен трехглавым, имеющим центральную главу и две боковые главы. Главы объединены подошвой, имеющей форму круговой арки, копирующую форму внешней поверхности верхнего пояса, который соединен с рельсом посредством шпилек. Статические моменты верхней и нижней частей сечения конструкции относительно главной горизонтальной оси, делящей высоту сечения пополам, равны друг другу для сбалансирования сечения всей конструкции. Изобретение обеспечивает снижение материалоемкости конструкции. 3 табл., 4 ил.

Изобретение относится к подкрановым конструкциям преимущественно с тяжелым интенсивным режимом работы (8К...7К) мостовых кранов, например на комбинатах черной и цветной металлургии.

Известны подкрановая балка с трубчатым верхним поясом [1, патент России №1745804] (прототип), амортизирующим при действии вертикальных Р и горизонтальных Т сил, передающихся на подкрановую балку. Однако рельсовые крепления не обеспечивают закрепления рельса без его продольного проскальзывания и сечение подкрановой балки не сбалансировано. Известен также подкрановый рельс, выполненный на основе круговой арки [2, заявка №98117701].

Технический результат изобретения - снижение материалоемкости рельсобалочной конструкции.

Технический результат достигнут тем, что рельсобалочная конструкция содержит подкрановую балку с трубчатым верхним поясом круговой формы и установленный на ней рельс.

Отличие в том, что рельс выполнен трехглавым, имеющим центральную главу и две боковые главы. Упомянутые главы объединены подошвой, имеющей форму круговой арки, копирующую форму внешней поверхности верхнего пояса, который соединен с рельсом посредством шпилек.

При этом статические моменты верхней и нижней частей сечения конструкции относительно главной горизонтальной оси, делящей высоту сечения пополам, равны друг другу для сбалансирования сечения всей конструкции.

Все сечение рельсобалочной конструкции сбалансировано, что обеспечено равенством статических моментов:

где Sхв=Sхн - статические моменты соответственно верхней и нижней частей сечения относительно главной горизонтальной оси X, делящей высоту сечения точно пополам.

Сравнение разработанной рельсобалочной конструкции с прототипом показывает ее существенные отличия: рельс работает в составе сечения и все сечение сбалансировано.

На фиг. 1 показано сечение рельсобалочной конструкции; на фиг 2 - вид сбоку; на фиг.3 - опорное ребро; фиг.4 - иллюстрирует пример расчета.

Рельсобалочная конструкция содержит трехглавый рельс 1, основой которого служит круговая арка. Рельс имеет центральную главу а и две боковые b. Главы объединены в арочный в сечении рельс посредством подошвы с, имеющей форму круговой арки.

Рельс 1 установлен на верхнем трубчатом поясе d подкрановой балки 2. Верхний пояс d соединен непрерывным швом со стенкой i, a последняя соединена с нижнем поясом К.

Рельс 1 закреплен на балке 2 без возможности сдвига. Соединением осуществлено шпильками 3, являющимися затяжками арочного рельса 1. В момент нахождения колеса крана над шпилькой усилие натяжения в ней возрастает. То есть она самонапрягается.

Балансировка рельсобалочной конструкции реализована следующим образом. Равенство статических моментов (1) может быть выполнено только при определенной высоте Н сечения рельсобалочной конструкции и площади сечения А св нижнего пояса балки.

Из условия (1) находим необходимую площадь сечения свесов (фиг.4):

где Aв=Aрел+Aо - площадь сечения верхней части балки, состоящая из площадей сечений рельса Aрел и трубы Ао;

hв - высота сечения верхней части балки, равная:

hв =hрел+0,5D

hрел - высота рельса (рельс сбалансирован);

D - внешний диаметр трубы верхнего пояса;

Св - расстояние от верхнего края сечения до центра тяжести верхней части балки, равное:

Ссв - расстояние от нижнего края сечения до центра тяжести свесов нижнего пояса.

Получив по (2) площадь сечения свесов Асв, легко определить главный момент инерции сбалансированной рельсобалочной конструкции:

Подставив в (4) Асв (2), получим кубическое уравнение:

Из уравнения (5) легко найти высоту сечения рельсобалочной конструкции. Для этого необходимо найти требуемый момент сопротивления из условия прочности на изгиб.

где М - изгибающий момент в рельсобалочной конструкции,

- коэффициент условий работы,

Ry - расчетное сопротивление стали на изгиб.

Назначить крановый арочный рельс в зависимости от сосредоточенного воздействия Р колеса крана, то есть Арел; hрел; Jрел .

Назначить трубу верхнего пояса, то есть Aо ; D; Jо.

Определить характеристики верхней части балки, считая, что рельс и труба работают совместно как единое целое, то есть найти их общий центр тяжести и расстояние С в по формуле (3).

Найти их общий момент инерции:

Из условия прочности на срез задаться толщиной стенки балки tcm, задаться толщиной свесов tcm =2Ссв, определить:

hв=hрел +0,5D.

Собственным моментом инерции свесов J пренебрегаем. Решив уравнение (5), находим высоту сечения Н сбалансированной рельсобалочной конструкции, находим высоту стенки (фиг.4):

По формуле (2) находим площадь свесов:

Таким образом, все размеры рельсобалочной конструкции определены.

Далее, как обычно, проверяем подобранное сечение.

Проверяем балансировку сечения:

Убедившись, что сечение сбалансировано, по (4) находим главный момент инерции Jx, а затем и моменты сопротивления:

Wхв=Wхн=2Jх/H.

Проверяем прочность сечения при изгибе в вертикальной плоскости:

Расчет тормозной балки выполняем как обычно. Проверку прочности сечения на косой изгиб выполняют по формуле:

где МT - тормозной момент от изгиба рельсобалочной конструкции в горизонтальной плоскости;

Jy - главный момент инерции тормозной балки;

xmin - расстояние от центра тяжести тормозной балки до внешней грани боковой главы рельса.

Максимальные по модулю напряжения при изгибе сечения в вертикальной и горизонтальной плоскостях возникают в несовпадающих точках, поэтому прочность сечения на косой изгиб легко обеспечивается.

Покажем эффективность разработанной конструкции на числовом примере. Сравнение произведем с подкрановой балкой, рассчитанной в учебнике профессора К.К.Муханова [3, с. 254].

Для сравнения результатов исходные данные оставляем без изменения и принимаем такими же.

Расчетные значения:

Момент в середине пролета М=3839 кНм =3839000 гНсм

Поперечная сила на опоре Q=435 кН =4350 гН

Сталь ВСт3сп5 ГОСТ 27772-88

Расчетное сопротивление по действующим нормам Ry=230 МПа, но для сравнения результатов оставим как у К.К.Муханова, то есть Ry=210 МПа; =0,9.

Вычисляем требуемый момент сопротивления

Примем верхний пояс подкрановой балки из трубы диаметром D=29,9 см с толщиной стенки t=0,8 см [4, с. 71]: Aо =73,12 см2, i=10,3 см, Jo=73,12·10,3 2=7757,3 см4, JКР=Jp =2Jо=15514,6 см4.

Рельс арочный сбалансированный КР 100

Арел=113,32 см2, hрел =19,25 см, Jрел=5574,7 см4.

Тогда Aв=113,32+73,12=186,44 см2

Момент инерции верхней части рельсобалочной конструкции:

Примем толщины: стенки tcm=1 см, свесов t св=2 см.

Определяем коэффициенты кубического уравнения (5):

H3+913,44H2-158000,51H+447939,6=0 Н=146,21 см.

По (2) находим Асв:

По (4) вычисляем главный момент инерции:

где Jсв=126,06·22/12=42,02 см4,

hcm=146,21-34,2=112,01 см

Тогда Wx=2Jx/H=20314,5>20312,2 см 3.

Момент сопротивления рельсобалочной конструкции чуть больше требуемого!

Выполняем проверку прочности рельсобалочной конструкции на изгиб в вертикальной плоскости:

Прочность достаточна.

Для определения материалоемкости определяем площадь сечения в см2 (см. табл.1).

Таким образом, произошло снижение материалоемкости на 18,5%! Произведем проверку выносливости в зоне соединения верхнего пояса со стенкой. Проверка производится от нормативной сосредоточенной силы -Р=505 кН=5050 гН с учетом коэффициента повторяемости нагрузки n=0,6 [5, с. 2, п.1.7и] и локальности воздействия f1=1,3 (гибкий подвес груза) [5, с. 7, п.4.8], [6, с. 50]. (см. табл.2, 3).

Предел выносливости в зоне верхнего поясного шва определен экспериментально на базе 4х миллионов циклов нагружений при пульсирующих циклах касательных напряжений [7, с. 28, с. 29] равен R=64,4 МПа.

Следовательно, в нашем случае выносливость обеспечена

2max=24,5<R=64,4 МПа

и усталостных трещин в наиболее опасной зоне, то есть в шве со стороны эксцентриситета возникнуть не может. Балка работает в зоне так называемой “неограниченной долговечности”. В прототипе же выносливость не обеспечена и усталостные разрушения в нем возникнут.

2max=67,1<R=64,4 МПа

Экономический эффект достигнут повышением долговечности разработанной конструкции во много раз и обеспечением ее работы в зоне “неограниченной долговечности”.

Одновременно материалоемкость конструкции снижена на 18,5%. Экономический эффект достигнут также посредством исключения вертикальных ребер жесткости, обычно привариваемых вручную, вследствие чего ликвидирован большой объем ручной работы. Например, в прототипе имеется 9 ребер, двухсторонних ребер, причем каждое ребро приварено с двух сторон вручную. l=1,6·2·2·9=57,6 м.

В нашем случае ручная сварка отсутствует и применятся только автоматическая.

Источники информации

1. Патент России №1745804.

2. Заявка на получение патента России №98117701.

3. Муханов К.К. Металлические конструкции. Учебник для ВУЗов, - М.: Стройиздат, 1978 г., с. 572.

4. Сахновский М.М. Справочник конструктора строительных сварных конструкций, Днепропетровск, "Промiн", 1975 г.

5. СНиП 2.01.07-85. Нагрузки и воздействия, М.: Госстрой СССР, 1987 г.

6. Нежданов К.К. Долговечные подкрановые конструкции: Учебное пособие - Пенза: Пензенский гос. архитектурно-строительный институт, 1995 г. – 80 с.

7. Нежданов К.К. Автореферат докторской диссертации. Совершенствование подкрановых конструкций и методов их расчета. М.: Московский строительный университет, 1993 г.

Формула изобретения

Рельсобалочная конструкция, содержащая подкрановую балку с трубчатым верхним поясом круговой формы и установленный на ней рельс, отличающаяся тем, что рельс выполнен трехглавым, имеющим центральную главу и две боковые главы, упомянутые главы объединены подошвой, имеющей форму круговой арки, копирующую форму внешней поверхности верхнего пояса, который соединен с рельсом посредством шпилек, при этом статические моменты верхней и нижней частей сечения конструкции относительно главной горизонтальной оси, делящей высоту сечения пополам, равны друг другу для сбалансирования сечения всей конструкции.

РИСУНКИ

TK4A - Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях "Изобретения (заявки и патенты)" и "Изобретения. Полезные модели"

Напечатано: Дата досрочного прекращения действия 14.08.2004

Следует читать: Дата досрочного прекращения действия 20.07.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 26-2006

Код раздела: MM4A

Извещение опубликовано: 10.10.2006        БИ: 28/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям внутрицехового транспорта преимущественно с тяжелым интенсивным режимом работы кранов при числе циклов нагружений более 20 миллионов за весь срок эксплуатации

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с тяжелым режимом эксплуатации

Изобретение относится к подкрановым конструкциям цехов с интенсивным режимом эксплуатации, например цехов черной и цветной металлургии, особенно на просадочных грунтах

Изобретение относится к транспортным конструкциям, а именно к вертикальной и поперечной рихтовке рельсовых путей в цехах, оснащенных мостовыми кранами

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации

Изобретение относится к дополнительным предохранительным устройствам машин и механизмов, перемещающихся по рельсовому пути, главным образом грузоподъемных кранов, и применяется, в основном, для нештатной остановки механизмов, например, в условиях несрабатывания отключающих устройств кранов при их перемещении

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации

Изобретение относится к транспортным конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации, в частности к надежному закреплению рельсов на подкрановых и на главных балках железнодорожных мостов

Изобретение относится к подкрановым конструкциям

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом эксплуатации

Изобретение относится к дополнительным предохранительным устройствам машин и механизмов, перемещающихся по рельсовому пути, главным образом грузоподъемных кранов, и применяется в основном для нештатной остановки механизмов, например, в условиях несрабатывания отключающих устройств кранов при их перемещении

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с интенсивным тяжелым режимом работы кранов

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и касается конструкции пролетной балки для мостовых и козловых кранов, использующих грузоподъемную тележку или тельфер

Изобретение относится к железнодорожным и подкрановым конструкциям с интенсивным движением транспортных средств

Изобретение относится к транспортным конструкциям железнодорожного и промышленного транспорта и предназначено преимущественно для скоростного движения при скорости движения 450...500 км/час и интенсивной непрерывной эксплуатации

Изобретение относится к области строительства, в частности к восстановлению работоспособности поврежденных коррозией железобетонных консолей промышленных зданий без остановки производственного процесса

Изобретение относится к области строительства, в частности к конструктивным решениям оснований перекрещивающихся рельсовых путей, предназначенных преимущественно для перемещения башенного крана
Наверх