Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства

 

Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов. Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства заключается в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора транспортного средства, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, в случае если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства. Технический результат - обеспечение управления транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов.

Известен выбранный в качестве ближайшего аналога способ поддержки оператора летательного аппарата в опасных ситуациях, заключающийся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ полета, а также по результатам анализа и опыта исследований авиационных катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность бортового оборудования летательного аппарата и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий полета, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу летательного аппарата из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление летательным аппаратом системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении летательного аппарата от возможных программ полета управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления (Патент РФ №2205442, МПК G 05 D 1/00, опубл. 27.05.2003. Бюл. №15).

Недостатком данного способа является то, что в нем непредусмотрены действия в случае невозможности парирования опасной ситуации и перерастания ее в катастрофическую.

Технической задачей предложенного способа является обеспечение управления транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Поставленная задача достигается тем, что в способе определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства, заключающемся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам и системам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, в случае если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства.

Предложенное изобретение реализуется следующим образом. Перед началом движения формируют базу знаний, на основании которой при помощи экспертной системы производят:

- оценку работоспособности бортового оборудования транспортного средства,

- оценку обстановки в закабинном пространстве (например, грозовая угроза, сейсмологическая опасность, приближение урагана, магнитные и электромагнитные возмущения и др.),

- оценку физико-механических характеристик окружающей среды в закабинном пространстве (например, давление, влажность, температура, скорость и направление ветра и т.д.),

- оценку обстановки в кабине транспортного средства (например, наличие задымленности, наличие возгорания, давление, влажность, температура и т.д.),

оценку работоспособности оператора транспортного средства

и прогнозируют аварийные ситуации.

Во время движения, проходящего в нормальных условиях, при помощи систем контроля (системы контроля представляют собой совокупность датчиков, реостатов, оптических датчиков, систем видеонаблюдения, или в качестве системы контроля может быть использована бортовая активная система безопасности полетов, в случае если транспортным средством является летательный аппарат) ведут наблюдение за работой оператора, за режимами работы органов управления, за режимами работы бортового радиоэлектронного оборудования, за режимами работы бортового оборудования, за обстановкой в закабинном пространстве, за параметрами среды внутри транспортного средства и в закабинном пространстве, производят сравнение заданных параметров движения транспортного средства с истинными (параметры движения транспортного средства контролируют при помощи навигационных систем, систем GPS, ГЛОНАСС и т.п.).

При возникновении опасной ситуации оценивают ее класс и степень сложности. Опасные ситуации подразделяют на три класса:

- опасная ситуация, не требующая быстрого реагирования,

- опасная ситуация, требующая незамедлительного реагирования.

Если при помощи экспертной системы опасная ситуация классифицирована как не требующая быстрого реагирования, то экспертная система выдает оператору рекомендации по выходу из опасной ситуации и разрешает ему выполнять управление транспортным средством самостоятельно. При не выполнении оператором рекомендаций экспертной системы управление транспортным средством передают автоматической системе управления.

Если при помощи экспертной системы опасная ситуация классифицирована как требующая незамедлительного реагирования, то экспертная система передает управление транспортным средством автоматической системе управления, предварительно задав ей необходимую программу действий по выводу из опасной ситуации.

Если при помощи экспертной системы определяют, что транспортное средство отклонилось от возможных программ движения, то управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления.

В том случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, при помощи экспертной системы с транспортного средства в эфир передают радиосообщение с определенной частотой (например, одно сообщение в секунду), в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, например регистрационный номер или номер завода изготовителя, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные по решению заказчика, например: количество пассажиров, код и вид груза, место назначения и т.п. На наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства. Затем в зависимости от местоположения транспортного средства с наземного пункта управления следят за рекомендациями и командами экспертной системы и вносят в них корректировки. Например, если транспортное средство находится в или над многонаселенным пунктом, дают команду автоматической системе управления покинуть этот населенный пункт или, если транспортным средством является летательный аппарат, уйти на безопасную высоту, а оператору и пассажирам покинуть транспортное средство. После чего, зная точно географические координаты транспортного средства, на место катастрофы высылаются спасательные бригады для спасения и оказания помощи пострадавшим, а также для эвакуации груза и устранения последствий катастрофы.

Если при помощи экспертной системы выявлено, что навигационные системы неисправны или связь с ними отсутствует, то при ее помощи передают в эфир с определенной частотой (например, одно сообщение в секунду) радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о направлении его движения и другие данные по решению заказчика, например: количество пассажиров, код и вид груза, место назначения и т.п. На наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и определяют его местоположение любым известным способом, например при помощи радиолокации.

Таким образом, за счет передачи в эфир радиосообщения, в котором указывается бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, и внесения соответствующих местоположению транспортного средства корректировок в рекомендации и команды экспертной системы обеспечивается управление транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Формула изобретения

Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства, заключающийся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора транспортного средства, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, то передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора, управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, отличающийся тем, что в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства, и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидропневмоавтоматики и может быть использовано преимущественно для линий малой производительности на газоредуцирующих установках с входным давлением до 25 МПа

Изобретение относится к устройствам для регулирования давления газа и может быть использовано в газовой и других отраслях промышленности

Изобретение относится к устройствам пневмогидроавтоматики и может быть использовано в различных отраслях промышленности и транспорта для понижения давления газа (жидкости) до заданной величины и автоматического поддержания заданного давления

Изобретение относится к области совершенствования поршневых компрессорных установок тягового подвижного состава, например дизельного тягового подвижного состава, на котором компрессоры приводятся от теплового двигателя

Изобретение относится к области совершенствования поршневых компрессорных установок тягового подвижного состава, например дизельного тягового подвижного состава, на котором компрессоры приводятся от теплового двигателя

Изобретение относится к области управления и может быть использовано при непосредственном управлении полетами и в районе аэродрома и на трассах

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к способам обеспечения посадки маневренных летательных аппаратов (ЛА) с помощью оптических систем на взлетно-посадочной полосе (ВПП)

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к способам обеспечения посадки маневренных летательных аппаратов (ЛА) с помощью оптических систем на взлетно-посадочной полосе (ВПП)

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса

Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах водоснабжения и других

Изобретение относится к способам управления полетом беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Изобретение относится к области авиационного приборостроения

Изобретение относится к области производства молочных продуктов

Изобретение относится к области автоматического регулирования и предназначено для использования в линиях редуцирования всех типоразмеров газораспределительных станций и блоках подготовки топливного газа компрессорных станций

Изобретение относится к демпфированию колебаний упругих элементов конструкции объектов и может быть преимущественно использовано при проектировании и создании перспективных систем управления объектами нежесткой конструкции

Изобретение относится к области дозирования паров жидкости в поток газа-носителя и может быть использовано в химической промышленности, газовой отрасли для одоризации природного газа, производстве полупроводников и других отраслях

Изобретение относится к областям, где необходимо производить составление смесей из нескольких исходных компонентов

Изобретение относится к устройствам для регулирования преимущественно чистых газов и может применяться в приборах и системах газового анализа

Изобретение относится к регуляторам давления (редукторам) и может быть использовано в различных пневмосистемах самолетов, ракет, спутников
Наверх