Вяжущее для дорожного строительства
Владельцы патента RU 2245889:
Магдеева Самира Рашидовна (RU)
Афлетонов Радик Абузарович (RU)
Плаксунов Тимур Касимович (RU)
Дияров Ирик Нурмухаметович (RU)
Надыршин Раис Гумерович (RU)
Кемалов Алим Фейзрахманович (RU)
Фахрутдинов Рево Зиганшинович (RU)
Ганиева Тамилла Фатхиевна (RU)
Ахметова Альфия Нурулловна (RU)
Ляпин Александр Юрьевич (RU)
Кемалов Руслан Алимович (RU)
Изобретение относится к вяжущим для дорожного строительства и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве. Вяжущее для дорожного строительства содержит битум и пентамеры пропилена - отход процесса ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум 95-98,5
Пентамеры пропилена 1,5-5,0
Достигается понижение температуры хрупкости, улучшение адгезии и повышение эластичности. 3 табл.
Изобретение относится к вяжущим для дорожного строительства и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве.
Известно вяжущее для дорожных покрытий, включающее в мас.%: госсиполовая смола 20-24, известковое молоко 25%-ной концентрации 1,2-1,5, тяжелая нефть - остальное (авторское свидетельство СССР №887601, кл. С 08 L 95/00, 1980). Недостатком указанного вяжущего является низкая адгезия к поверхности минеральной части асфальтобетонной смеси.
Наиболее близким изобретению является вяжущее для дорожного строительства, включающее битум и смолу регенерации диметилформамида (авторское свидетельство СССР №1567588, кл. С 08 L 95/00, 1990 г.) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум 80-97
Смола регенерации диметил-
формамида 3-20
Вяжущее позволяет повысить прочность и морозостойкость асфальтобетона. Однако известное вяжущее обладает недостаточной адгезией и сравнительно высокой температурой хрупкости, что ограничивает область его применения.
Задачей изобретения является понижение температуры хрупкости, улучшение адгезии и эластичности вяжущего.
Поставленная задача решается созданием вяжущего для дорожного строительства, включающего битум и дополнительный компонент, отличающегося тем, что в качестве дополнительного компонента вяжущее содержит пентамеры пропилена - отход процесса ректификации олигомеров пропилена в производстве гримеров и тетрамеров пропилена при следующем соотношении компонентов, % масс.:
Битум 95-98,5
Пентамеры пропилена 1,5-5,0
Пентамеры пропилена - остаточный продукт ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена по ТУ 2411-020-05766801-94 и представляют собой смесь изоолефинов C13-C15.
Для приготовления вяжущего используют битумы марок БНД по ГОСТ 9548-74.
Приводим пример выполнения вяжущего.
Пример 1. 1,5 г пентамеров пропилена вводим при переманивании в 98,5 г битума, нагретого до 100°С.
Аналогично приготовлены вяжущие по примерам 2-5. Пример 6 - приготовленный образец вяжущего-прототипа. Составы вяжущих по примерам 1-6 приведены в табл. 1, а их характеристики - в табл.2.
Таблица 1 | ||||||
Состав вяжущего, % мас. | №№примеров | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Битум | 98,5 | 98,0 | 97,0 | 96,0 | 95,0 | 95,0 |
Пентамеры пропилена | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | - |
Смола регенерации диметил-формамида | - | - | - | - | - | 5,0 |
Таблица 2 | ||||||
Показатели | Примеры вяжущего, №№ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 (прототип) | |
Температура размягчения по КиШ, °С | 46,5 | 47,0 | 47,5 | 47,5 | 48,0 | 50,0 |
Температура хрупкости по Фраасу, °С | -25,5 | -26,0 | -26,5 | -27,5 | -28,7 | -21,8 |
Глубина проникания иглы при 25°C, 0,1 мм | 100 | 110 | 115 | 120 | 130 | 110 |
Сцепление с мрамором или | Соответствует образцу №№ | |||||
песком по ГОСТ 11508-74 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Растяжимость, см при 25°С | 75,0 | 97,5 | 97,0 | 96,0 | 95,0 | 42,0 |
Эластичность, см при 25°С | 74,5 | 78,0 | 80,0 | 81,0 | 80,5 | 69,0 |
Как следует из табл.2, предлагаемое вяжущее обладает более низкой температурой хрупкости по сравнению с известным и превосходит по адгезии и эластичности.
На основе предлагаемого вяжущего были приготовлены образцы асфальтобетона с содержанием 7% мас. вяжущего. В качестве минерального наполнителя использовали смесь, % мас.: щебень Уральский (фракция 5-15 мм) - 30, доломитовая крошка - 30, песчано-гравийная смесь Камская (гравий 13%) - 40. Характеристики приготовленных образцов асфальтобетона на основе предлагаемого вяжущего приведены в табл. 3. В этой же таблице приведены данные для асфальтобетона на основе вяжущего-прототипа.
Таблица 3 | ||||||
Показатели | Асфальтобетон на основе вяжущего, приготовленного согласно примерам №№1-6. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 (прототип) | |
Водонасыщение, % об. | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,5 | 1.4 | 1,8-2,6 |
Насыщение, % об. | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,5-0,8 |
Коэффициент водостойкости | 0,99 | 0,98 | 0,99 | 1,0 | 0,99 | 0,95-0,98 |
Предел прочности при сжатии, МПа при температурах, °C. | ||||||
Р20 | 4,2 | 4,5 | 4,4 | 4,5 | 4,6 | 3,7-3,85 |
Р50 | 1,90 | 2,2 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 1,65-1,75 |
р0 | 7,2 | 7,3 | 7,4 | 7,5 | 7,4 | 6,2-6,57 |
Как следует из табл.3, асфальтобетон на предлагаемом вяжущем по всем свойствам превосходит асфальтобетон на известном вяжущем.
Вяжущее для дорожного строительства, включающее битум и дополнительный компонент, отличающееся тем, что в качестве дополнительного компонента вяжущее содержит пентамеры пропилена - отход процесса ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум 95-98,5
Пентамеры пропилена 1,5-5,0