Контактная вставка для токоприемника троллейбуса

Изобретение относится к устройствам для скользящего токосъема и предназначено для использования на городском электрическом транспорте. Контактная вставка выполнена в виде пластины с рабочей частью в виде желоба, соответствующего форме контактного провода с симметричными раструбами на торцах. Боковые стенки вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне, равную 20-30% ширины вставки. Радиус желоба выбран на 30-40% большим радиуса рабочей поверхности контактного провода. Изобретение позволяет снизить боковой износ и поломки боковых граней вставки и, следовательно, повысить ее эксплуатационные показатели. 3 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к устройствам для скользящего токосъема и может быть использовано для городского электрического транспорта (вставки троллейбусов) и в других машинах с аналогичными условия токосъема.

Известна конструкция вставки, выполненная в виде пластины из порошкового материала с желобом, соответствующим форме контактного провода, и снабженная вкладышами, которые занимают 5-10% площади рабочей поверхности и размещены в плоскостях, расположенных перпендикулярно поверхности контакта, глубиной, равной предельному износу вставки (патент №2095258 от 22.08.1995 г., кл. В 60 L 5/08). Недостатком предложенной конструкции вставки является то, что наряду с достаточно высокой прочностью рабочей части желоба его боковые грани сильно ослаблены из-за предложенной конструкции и в процессе движения вставки в троллейбусном токосъемнике из-за высоких динамических нагрузок происходит разрушение боковых стенок вставки и контактный провод начинает изнашивать дорогостоящую бронзовую щечку токоприемника троллейбуса и при этом начинает изнашиваться сам. Несмотря на то, что вставка еще не изношена, ее приходится заменять.

Известна контактная вставка токосъемника троллейбуса, выполненная в виде пластины с плоской рабочей поверхностью и сферическими торцевыми частями, при этом торцевые части выполнены в виде раструбов, симметричных относительно оси симметрии, сопряженных с торцевой и рабочей поверхностями, причем угол наклона раструба к горизонтальной оси равен 30-60° (А.С. №465352 от 14.01.1974 г., кл. В 60 L 5/00). Недостатком указанной конструкции является то, что наряду со снижением динамических нагрузок в вертикальной плоскости данная конструкция испытывает в процессе работы высокие динамические нагрузки на торцевую часть в горизонтальной плоскости и у нее также ослаблена боковая грань вставки, т.к. она имеет выступ, не позволяющий усилить ее и тем самым снижается ее эксплуатационная стойкость за счет износа боковых граней. При этом также начинается износ бронзовой щечки и контактного провода.

Наиболее близкой по техническому решению является контактная вставка троллейбуса, выполненная в виде пластины с рабочей частью, соответствующей форме контактного провода и имеющей желоб и симметричные профилированные раструбы на торцах, где ширина рабочей части пластины составляет 1,7-1,8 ширины, а радиус желоба 1,0-1,2 радиуса рабочей поверхности контактного провода (патент №2108244 от 27.09.1996 г., кл. В 60 L 5/00).

Недостатком указанной конструкции является то, что она имеет тонкую боковую грань вставки и радиус желоба составляет 1,0-1,2 радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Из-за такой конструкции вставки при движении токоприемника троллейбуса по контактной сети она испытывает значительные динамические нагрузки в горизонтальной плоскости, т.к. в реальных условиях контактный провод, даже на участке, равном длине контактной вставки, имеет отклонения радиуса поверхности контактного провода в горизонтальной плоскости до 30-40% от номинального. При этом эти отклонения являются основным источником значительных динамических нагрузок, действующих в горизонтальной плоскости. Кроме того, происходит износ боковой грани вставки из-за ее небольшой ширины в рабочей части, при этом еще не изношенная по вертикальной плоскости вставка меняется на новую, т.к. идет износ бронзовой щечки токосъемника троллейбуса и контактного провода.

Целью изобретения является снижение бокового износа и поломок боковых граней, а следовательно, повышение эксплуатационных показателей за счет снижения динамических нагрузок на токосъемную вставку.

Техническая задача решается за счет предлагаемой конструкции контактной вставки для токоприемника троллейбуса, выполненной в виде пластины с рабочей частью в форме желоба, соответствующего форме контактного провода с симметричными раструбами на торцах, при этом боковые стенки вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне, равную 20-30% ширины вставки, а радиус желоба на 30-40% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Равномерный износ и снижение количества поломок контактной вставки для токоприемника троллейбуса обеспечивается выполнением рабочей поверхности желобообразной, соответствующей форме контактного провода, с симметричными раструбами и тем, что боковые стенки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне, равную 20-30% ширины вставки, а радиус желоба на 30-40% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Такая форма выполнения контактной вставки позволяет существенно снизить величину динамических нагрузок при движении вставки по спецчастям и неровностям контактной сети как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

Изобретение поясняется чертежами на фиг.1-3.

Контактная вставка для токоприемника троллейбуса состоит из пластины 1 с основанием 2 (фиг.1) и рабочей частью в форме желоба 3, соответствующего форме контактного провода, с симметричными раструбами 4 на торцах 5, причем боковые стенки вставки 6 (фиг.2) выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне 20-30% от ширины вставки, а радиус желоба на 30-40% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Контактная вставка для токоприемников троллейбуса работает следующим образом: вставка в виде пластины 1 устанавливается в существующую токоприемную головку троллейбуса, контактирующую с контактным проводом, по которому протекает электрический ток. Торцы 5 выполнены симметричными раструбами 4 и являются заходными частями рабочей поверхности 3.

Условия эксплуатации контактной вставки для токоприемника троллейбуса: напряжение питания 500-750 вольт, температура от минус 40 град. до плюс 40 град. Цельсия в любых погодных условиях.

Предложенная конструкция контактной вставки для токоприемника троллейбуса позволяет существенно снизить величину динамических нагрузок в горизонтальной плоскости, а следовательно, снизить количество поломок и величину износа вставки и повысить ее эксплуатационную стойкость за счет того, что рабочая поверхность выполнена желобообразно, торцевые части выполнены симметричными раструбами, а боковые стенки вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне, равную 20-30% ширины вставки, а радиус желоба на 30-40% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.

Изобретение может быть использовано в существующих токоприемных устройствах троллейбусов без внесения изменений в конструкцию токоприемной головки.

Пример 1 (предлагаемое устройство). Контактные вставки изготовлены, в частности, из углерод-полимерной композиции (патент №1790201 от 29.07.1993 г.) и испытаны на одном маршруте, одном троллейбусе в сухую ясную погоду, при температуре воздуха от плюс 22 до плюс 26°С Результаты представлены в таблице. 1

Пример 2 (по прототипу). Контактные вставки изготовлены из той же композиции и испытаны в условиях, аналогичных примеру 1. Из анализа полученных результатов следует, что увеличение радиуса желоба рабочей поверхности вставки более чем на 40% от величины радиуса рабочей поверхности контактного провода приводит к значительному увеличению поломок боковой грани так же, как снижение радиуса до величины менее 30% от величины радиуса контактного провода.

Табл.1.
ВариантыРадиус желоба рабочей поверхности больше радиуса контактного провода, на %Износ боковой грани в мм/км путиКоличество поломок боковой грани, %
Мин.Макс.Средн.
Прототип150,0350,0390,03725,0
Предлагаемый Вариант200,0300,0360,03320,0
250,0260,0290,02720
300,0200,0260,02210
350,0180,0230,0205
400,0210,0270,02310
450,0250,0330,0320

Было также определено влияние толщины боковой грани контактной вставки на количество их поломок. Результаты представлены в табл.2

Табл.2
ВариантТолщина боковой грани, % от ширины вставкиКоличество поломок боковой грани, % от испытанных вставок
Прототип1025
Предлагаемый вариант1525
2015
255
3010
3520

Как показали испытания, при толщине боковой грани вставки менее 20% от ширины вставки происходит ее опережающий износ и, как следствие, возрастает количество поломок до 25% (как по прототипу). При ширине боковой грани более 30% значительно снижается радиус желоба, а это также существенно увеличивает динамические нагрузки на боковые грани и количество поломок резко возрастает.

Кроме увеличения срока службы контактной вставки для токоприемника троллейбуса при использовании предлагаемой конструкции значительно снижается износ бронзовых щечек, контактного провода, а также количество сходов токосъемных штанг на спецчастях по причине поломок.

Таким образом, использование контактной вставки заявленной конструкции обеспечивает по сравнению с прототипом и известными техническими решениями снижение износа и количества поломок вставок вследствие уменьшения динамических нагрузок, действующих в горизонтальной плоскости, и увеличения толщины боковой грани вставки за счет изменения ее конструкции.

Контактная вставка для токоприемника троллейбуса, выполненная в виде пластины с рабочей частью в виде желоба, соответствующего форме контактного провода с симметричными раструбами на торцах, отличающаяся тем, что боковые стенки вставки выполнены сплошными и имеют толщину в рабочей зоне, равную 20-30% ширины вставки, а радиус желоба на 30-40% больше радиуса рабочей поверхности контактного провода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в качестве токосъемного элемента, например, на трамваях или электровозах. .

Изобретение относится к области изготовления устройств для скользящего токосъема, которые могут быть использованы для городского электротранспорта, скоростных электрокар, пластин пантографов и др.

Изобретение относится к электрическому транспорту, в частности к устройствам для токосъема на электрическом транспорте. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токосъемным устройствам для наземного электроподвижного транспорта. .

Изобретение относится к области электрического транспорта и может быть использовано в качестве токосъемных элементов электрического транспортного средства, например, трамвая или электровоза.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и городского электротранспорта, а именно к способам изготовления контактных вставок для токосъема городского электротранспорта и железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в качестве токосъемных элементов электрического транспортного средства, например, на трамвае или электровозе.

Изобретение относится к области токосъема городского электротранспорта и может быть использовано в конструкциях токоприемников троллейбусов. .

Изобретение относится к электротранспорту и может быть использовано при изготовлении контактных вставок токоприемников троллейбусов. .

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств с электротягой
Изобретение относится к способам изготовления устройств для контактного токосъема и может использоваться в электротехнике для изготовления контактных вставок для железнодорожного транспорта и городского электротранспорта

Изобретение относится к токоприемникам для городских безрельсовых транспортных средств с электротягой

Изобретение относится к устройствам для передачи электрического тока от источника питания к электропотребляющим механизмам

Изобретение относится к области электрического транспорта и направлено на усовершенствование токоприемников транспортных средств

Изобретение относится к электрическому оборудованию транспортных средств, в частности токосъемникам

Изобретение относится к устройствам передачи электроэнергии к безрельсовым транспортным средствам, в частности троллейбусам

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к конструкциям и способам изготовления порошковых контактных пластин
Изобретение относится к электротехнике, в частности к контактным пластинам полозов токоприемников электроподвижного состава железных дорог, городского и промышленного транспорта

Изобретение относится к области электротранспорта и направлено на уменьшение износа контактной пары - контактный провод и токосъемный элемент токоприемника электроподвижного состава
Наверх