Щека контактной головки

Изобретение относится к токоприемникам для городских безрельсовых транспортных средств с электротягой. Торцовая и внутренняя стороны щеки выполнены со скосами. Торцовая поверхность снабжена пазом. Скосы торцовой поверхности образованы гранями трехгранной пирамиды. При этом скосы и грани имеют закругление как в продольном, так и в поперечном направлениях. Щека выполнена из композиционного порошкового материала на основе железа с добавками меди, никеля, цинка, фосфора при определенном соотношении компонентов. Предложенная щека характеризуется повышенными экономическими показателями. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано на городском безрельсовом транспорте.

Известна щека контактной головки (см. Ивин К.В. и др. «Токосъем городского наземного транспорта», М., 1965, с.15-42, рис.18), выбранная в качестве прототипа.

Щека-прототип содержит торцовую и внутреннюю стороны, которые выполнены со скосами.

Известные конструкции щек, применяемые в токоприемных устройствах троллейбусов, выполнены литьем или штамповкой из бронзовых и латунных сплавов, содержащих наряду с оловом, свинцом, цинком дорогостоящий и дефицитный материал - медь около 70-80%.

Кроме того, при нарушении контакта щеки с контактным проводом в месте контакта происходит искрение и подгорание, что приводит к повышенному износу контактных проводов и щек.

Подгорание не только увеличивает фрикционный износ щеки и контактного провода за счет увеличения шероховатости поверхностей, но и приводит к увеличению электрического сопротивления при прохождении тока в месте контакта.

Задачей настоящего комплексного изобретения является создание щек контактной головки, которые по своим эксплуатационным характеристикам удовлетворяли бы нормативным требованиям по механическим и электрическим параметрам и при этом обеспечивали бы более высокие экономические показатели.

Решение поставленной задачи и преимущества заявляемого комплексного изобретения вытекают из последующего подробного описания щеки.

Для решения указанной задачи в щеке контактной головки, торцовая и внутренняя стороны которой выполнены со скосами, согласно предлагаемому изобретению торцовая поверхность снабжена пазом, а скосы торцовой поверхности образованы гранями трехгранной пирамиды. При этом скосы и грани выполнены с закруглением как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Согласно предлагаемому изобретению щека контактной головки выполнена из композиционного порошкового материала на основе железа с добавками меди, никеля, цинка, фосфора при следующем соотношении компонентов, мас.%:

медь15,0-20,0
никель0,5-2,0
фосфор0,2-1,0
железоостальное

с последующей пропиткой оловом.

При отрыве контактного провода от поверхности щек контактной головки возникает искрение, так как возникает искра с температурой до 3000°С, вследствие чего происходит расплавление и подгорание металла в месте контакта.

Для исключения подгорания металла щек, а также контактного провода в месте контакта, предлагается конструкция щеки из порошковых материалов, после спекания которых щека получается пористой.

Предлагаемая конструкция щеки выполнена из порошковых материалов на основе железа получена последовательным прессованием, спеканием с дальнейшей пропиткой оловом, которое заполняет поры спеченной заготовки, покрывая всю поверхность щеки.

При нарушении контакта щеки с контактным проводом и появлением искрения олово как легкоплавкий металл, имея низкую температуру плавления, при возникновении электрической дуги в зоне отрыва контакта мгновенно расплавляется, заполняя искровой промежуток между контактным проводом и поверхностью щеки. При этом снижается температура дуги и она гасится за счет поглощения тепла на расплавление олова.

Таким образом, в месте контакта создается целостность контакта между проводом и щекой, исключается подгорание контактного провода и поверхности щек, вследствие чего обеспечивается хороший контакт.

Предлагаемое соотношение компонентов в заявляемом техническом решении является оптимальным и найдено экспериментально. Все компоненты несут определенные функции, совокупность которых способствует повышению качества щеки и снижению ее себестоимости за счет уменьшения процентного содержания меди. Так как по сравнению с известными техническими решениями щеки, изготовленные из бронзы и латуни, содержат 70-80% меди, а по предлагаемому техническому решению щеки, изготовленные из порошковых материалов, содержат 15-20% меди.

При этом для предохранения контактного провода от острых граней болтового соединения торцовая поверхность щеки снабжена пазом (см. фиг.1, 2). Причем для плавного скольжения провода по поверхности щеки скосы торцовой поверхности образованы гранями трехгранной пирамиды, которые выполнены с закруглением.

Заявляемое техническое решение по сравнению с прототипом имеет новую совокупность существенных признаков, следовательно, соответствует критерию "новизна".

Приведенная совокупность отличительных признаков и достигаемый результат характеризуют единство изобретения и не следуют явным образом из изученного уровня техники, то есть предложение имеет изобретательский уровень.

Заявляемое техническое решение может быть использовано в промышленности, следовательно, оно является промышленно применимым.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется описанием конкретных примеров его выполнения и прилагаемыми чертежами, где:

- на фиг.1 представлен общий вид щеки;

- на фиг.2 представлен вид В по фиг.1;

- на фиг.3 представлены сечения А-А. Б-Б, Г-Г по фиг.1.

Пример конкретного выполнения.

Щека контактной головки содержит торцовую поверхность 1 (см. фиг.1) и внутреннюю поверхность 2, выполненную со скосом 3 (см. фиг.1). Торцовая поверхность 1 снабжена пазом 4, а скосы торцовой поверхности образованы гранями трехгранной пирамиды 5. Причем скосы и грани выполнены с закруглением R как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Предлагаемый способ осуществляется в следующей последовательности.

В смеситель загружают компоненты порошкового материала на основе железа с добавками меди, никеля, цинка, фосфора.

Смесь тщательно перемешивают. Затем заготовку прессуют и спекают.

Спеченную деталь погружают в ванну с расплавленным оловом, поверхность которого защищена флюсом. Флюс не только обезжиривает и защищает поверхность заготовки щеки, но и защищает поверхность олова от окисления, обеспечивая при этом достаточное диффузионное проникновение олова в поры спеченной детали.

Как показали экспериментальные исследования, щеки, выполненные из предлагаемого материала, по своим эксплуатационным характеристикам обеспечивают нормативные требования по механическим и электрическим параметрам, при этом прочность щек, изготовленных из порошковых материалов в два раза прочнее щек, изготовленных литьем и штамповкой.

По результатам положительных стендовых и эксплуатационных испытаний предложенные щеки рекомендованы к внедрению в производство.

Таким образом, предлагаемое комплексное техническое решение позволяет получить щеки контактной головки, которые по своим эксплуатационным характеристикам обеспечивают нормативные требования по механическим и электрическим параметрам и имеют при этом более высокие экономические показатели.

1. Щека контактной головки, торцовая и внутренняя стороны которой выполнены со скосами, отличающаяся тем, что торцовая поверхность снабжена пазом, а скосы торцовой поверхности образованы гранями трехгранной пирамиды.

2. Щека контактной головки по п.1, отличающаяся тем, что скосы и грани выполнены с закруглением как в продольном, так и в поперечном направлениях.

3. Щека контактной головки по п.1 или 2, отличающаяся тем, что она выполнена из композиционного порошкового материала на основе железа с добавками меди, никеля, цинка, фосфора при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Медь 15,0-20,0

Никель 0,5-2,0

Фосфор 0,2-1,0

Железо Остально

с последующей пропиткой оловом.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам изготовления устройств для контактного токосъема и может использоваться в электротехнике для изготовления контактных вставок для железнодорожного транспорта и городского электротранспорта.

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств с электротягой. .

Изобретение относится к устройствам для скользящего токосъема и предназначено для использования на городском электрическом транспорте. .

Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в качестве токосъемного элемента, например, на трамваях или электровозах. .

Изобретение относится к области изготовления устройств для скользящего токосъема, которые могут быть использованы для городского электротранспорта, скоростных электрокар, пластин пантографов и др.

Изобретение относится к электрическому транспорту, в частности к устройствам для токосъема на электрическом транспорте. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токосъемным устройствам для наземного электроподвижного транспорта. .

Изобретение относится к области электрического транспорта и может быть использовано в качестве токосъемных элементов электрического транспортного средства, например, трамвая или электровоза.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и городского электротранспорта, а именно к способам изготовления контактных вставок для токосъема городского электротранспорта и железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к устройствам для передачи электрического тока от источника питания к электропотребляющим механизмам

Изобретение относится к области электрического транспорта и направлено на усовершенствование токоприемников транспортных средств

Изобретение относится к электрическому оборудованию транспортных средств, в частности токосъемникам

Изобретение относится к устройствам передачи электроэнергии к безрельсовым транспортным средствам, в частности троллейбусам

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности, к конструкциям и способам изготовления порошковых контактных пластин
Изобретение относится к электротехнике, в частности к контактным пластинам полозов токоприемников электроподвижного состава железных дорог, городского и промышленного транспорта

Изобретение относится к области электротранспорта и направлено на уменьшение износа контактной пары - контактный провод и токосъемный элемент токоприемника электроподвижного состава

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к прессованию фасонных изделий, преимущественно контактных вставок троллейбусов, из углеродных материалов. Перед одновременным прессованием центральной части в виде желоба и ее профильных торцовых частей проводят отдельное прессование центральной и торцовых ее частей с выдержками под давлением полуфабрикатов прессовок. Окончательное прессование всех частей вставки проводят при удельном давлении 45-55 МПа и скорости прессования 35-40 мм/с. Обеспечивается повышение плотности и прочности на сжатие материала контактных вставок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению контактных вставок токоприемников троллейбусов. Порошковую композицию на основе углерода выдавливают из контейнера пресса через мундштук с формованием профильной рабочей поверхности вставки и последующим делением полученного полуфабриката на отдельные заготовки. Полуфабрикат выдавливают в виде двух обращенных друг к другу своими подошвами заготовок вставок с противолежащими профильными поверхностями, при этом порошковую композицию разделяют рассекателем вдоль оси выдавливания на две заготовки вставок. После выхода из мундштука профильные поверхности заготовок калибруют в четырехвалковом калибре, образованном двумя гладкими и двумя приводными калиброванными противолежащими валками, с обжатием, равным 5-10%. Повышается качество получаемых вставок путем устранения изгиба по длине и повышения плотности и прочности их рабочей профильной поверхности. 2 ил.
Изобретение относится к изделиям скользящего контактного токосъема, в частности к токосъемным вставкам для железнодорожного и городского электротранспорта и технологии ее получения. Токосъемная вставка токоприемника электротранспортного средства включает основание и контактную поверхность и выполнена из композиционного материала, содержащего следующие компоненты, мас.%: графит 12,0-60,0, кокс 10,0-50,0, железный порошок 2,0-5,0, коксовый остаток - остальное. Также раскрывается способ изготовления данного материала, предусматривающий смешение всех компонентов, получение заготовки, карбонизующий обжиг заготовки, ее последующую пропитку, повторный карбонизующий обжиг и механическую обработку заготовки с получением вставки. Техническим результатом является снижение удельного электрического сопротивления до значений 10-11 мкОм/м и менее; снижение интенсивности изнашивания при повышенных токах и повышенных скоростях движения, что позволит использовать данную токосъемную вставку для электрифицированного транспорта с повышенными скоростями движения. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Наверх