Способ и установка для мокрого шлифования топливных таблеток

Изобретение и установка для мокрого шлифования топливных таблеток относится к атомной промышленности и может найти применение на предприятиях изготовления топливных таблеток для тепловыделяющих элементов. Техническим результатом изобретения является повышение выхода годных шлифованных топливных таблеток за счет осуществления приборного контроля геометрических размеров всех шлифованных таблеток с их отбраковкой и настройкой шлифовального станка. Движущиеся по вибрационной рейке шлифованные топливные таблетки взаимно перпендикулярно облучают лазерными лучами с выдачей от вычислительной машины сигнала на изоляцию таблетки сдувом ее с вибрационной рейки струей сжатого воздуха и настройки шлифовального станка при несоответствии требованиям по геометрическим параметрам, предъявляемым к таблетке. Приведена соответственно установка для осуществления способа. 2 н.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение относится к атомной промышленности и может найти применение на предприятиях изготовления топливных таблеток для тепловыделяющих элементов (твэлов).

Важной характеристикой топливных таблеток является их геометрия, особенно диаметр, поверхность таблеток и их форма, так как большой зазор между таблетками и оболочкой твэла резко ухудшает теплопередачу между топливными таблетками и оболочкой, что приводит к существенному повышению температуры топливных таблеток и как следствие к увеличению количества запасенного тепла, что и является особенно опасным в ядерном реакторе из-за возможного разрушения оболочки и разгерметизации тепловыделяющего элемента. Это становится возможным из-за овальности (эллипсности) топливных таблеток и из-за нешлифованной боковой поверхности топливных таблеток (см. "Разработка, производство и эксплуатация тепловыделяющих элементов энергетических реакторов". Книга 1, Ф.Г.Решетников, Ю.К.Бибилашвили, И.С.Головнин и др. Под ред. Ф.Г.Решетникова, М., Энергоатомиздат, 1995 г., стр.88-89).

Известен способ мокрого шлифования топливных таблеток из диоксида урана без жесткого их закрепления с базирующей обрабатываемой поверхностью топливной таблетки на бесцентровом шлифовальном станке с подачей смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования, включающий операции: настройки шлифовального станка, подачи топливных таблеток в зону их шлифования, мокрого шлифования с подачей смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования, вывода топливных шлифованных таблеток из зоны шлифования на мойку с применением смазочно-охлаждающей жидкости, подачи шлифованных отмытых топливных таблеток на сушку (см. "Разработка, производство и эксплуатация тепловыделяющих элементов энергетических реакторов". Книга 1, Ф.Г.Решетников, Ю.К.Бибилашвили, И.С.Головнин и др. Под ред. Ф.Г.Решетникова. М., Энергоатомиздат, 1995 г., стр.101-102, § 4.5).

В качестве смазочно-охлаждающей жидкости при мокром шлифовании и при мойке топливных таблеток после шлифования применяется вода (см. там же, книга 1, стр.101).

К недостаткам следует отнести, что вода как обычно содержит примеси, которые могут оставаться в порах топливной таблетки и привести топливную таблетку к браку по примесям.

Струйный ввод смазочно-охлаждающей жидкости - воды - в зону шлифования может изменить положение таблетки в зоне шлифования и привести ее к браку по форме.

При мокром шлифовании топливных таблеток образуется большое количество жидких отходов, содержащих взвеси диоксида урана, и требуется их переработка.

Преобладание скорости ввода топливных таблеток на шлифование по отношению к скорости вывода топливных таблеток после шлифования может привести к неравномерному шлифованию топливных таблеток - браку.

Известно и устройство для осуществления способа - бесцентровый шлифовальный станок, содержащий шлифовальный круг, ведущий круг, верхнюю и нижнюю опоры, левую и правую щечки для размещения топливной таблетки между ними перед вводом ее в зону шлифования и гидросистему (см. паспорт "Полуавтомат круглошлифовальный, универсальный ЗУ142МВ", изготовленный фирмой "Круг", Украина, г.Харьков).

Известный станок является полуавтоматом и не предусматривает работу в автоматическом режиме с постоянной подачей топливных таблеток с определенной скоростью в зону шлифования - узел загрузки не предусматривает этого, не предусмотрен узел регенерации смазочно-охлаждающей жидкости - воды - от взвесей порошка диоксида урана, не предусмотрено транспортное средство загрузки шлифованных таблеток на мойку таблеток, не предусмотрена мойка и сушка таблеток, не предусмотрена регулировка левой и правой щечек, что может привести к таким дефектам как получение вместо цилиндрической поверхности топливной шлифованной таблетки таблеток в виде "бочки", "талии", "стеса" и т.д., не предусмотрена система нагрева и поддержания заданной температуры масла в гидросистеме, что приводит к тренду диаметра таблеток за время нагрева масла за счет трения при вращении шпинделя шлифовального круга. При этом тренд диаметра таблетки вызван термическим расширением шпинделя шлифовального круга при нагреве масла.

Известно устройство для осуществления способа (см. Патент США №416708 от 11.09.1979, МПК В 24 В 005/22 и аналоги патенты США: 2624985, 1953 г., 2720734, 1955 г., 2979869, 1961 г., 2990656, 1961 г., 3576189, 1971 г.).

Известные устройства частично устраняют недостатки станка ЗУ142МВ.

Известный бесцентровый шлифовальный станок содержит шлифовальный круг, ведущий круг с системой его разворота, верхнюю и нижнюю опоры, регулируемые левую и правую щечки для размещения топливной таблетки между ними перед вводом ее в зону шлифования, узел загрузки и выгрузки, гидросистему и систему приборного контроля. Известно, что топливные таблетки после спекания в лодочках в водородной печи поступают на станок шлифования соответственно в лодочках. Станок не предусматривает перевод подачи топливных таблеток из лодочек в штучную подачу на шлифовальный станок. Отсюда может быть не выдержана скорость подачи топливных таблеток на шлифование относительно скорости вывода топливных таблеток после шлифования, а превышение скорости подачи может привести к проскальзыванию топливных таблеток над верхней опорой, а превышение скорости вывода топливных таблеток над скоростью подачи топливных таблеток на шлифование - к возможному браку.

Не предусмотрена система нагрева и поддержания заданной температуры масла в гидросистеме, что так же как в шлифовальном станке ЗУ142МВ приводит к тренду диаметра топливных таблеток за время нагрева масла за счет трения при вращении шпинделя шлифовального круга. При этом тренд диаметра топливной таблетки вызван термическим расширением шпинделя шлифовального круга.

Шлифовальный станок предусматривает сухое шлифование топливных таблеток и в нем нет узлов подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования и нет узла мойки топливных таблеток. Известно, что при сухом шлифовании топливные таблетки покрываются заметным слоем пыли; эта пыль адсорбирует до 25% общей влаги таблеток, кроме того, на топливных таблетках образуется большое количество сколов и трещин, приводящих к большему количеству брака, нежели при мокром шлифовании (см. "Разработка, производство и эксплуатация тепловыделяющих элементов энергетических реакторов". Книга 1, Ф.Г.Решетников, Ю.К.Бибилашвили, И.С.Головнин и др." Под ред. Ф.Г.Решетникова, М., Энергоатомиздат, 1995 г., стр.101).

Известна установка для мокрого шлифования топливных таблеток, включающая бесцентровой шлифовальный станок с узлом загрузки и выгрузки, шлифовальным и ведущим кругами, верхней и нижней опорами между шлифовальным и ведущим кругами, узлом подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования, транспортное средство подачи шлифованных таблеток на мойку, узел мойки таблеток, транспортное средство подачи отмытых топливных шлифованных таблеток на сушку, узел сушки, систему очистки смазочно-охлаждающей жидкости и систему приборного контроля (см. "Разработка, производство и эксплуатация тепловыделяющих элементов энергетических реакторов". Книга 1, Ф.Г.Решетников, Ю.К.Бибилашвили, И.С.Головнин и др. Под ред. Ф.Г.Решетникова, М., Энергоатомиздат, 1995 г., стр.101-102, §4.5).

Установке для мокрого шлифования топливных таблеток присущи недостатки известного бесцентрового шлифовального станка, т.е. в установке не предусмотрена подача с постоянной скоростью на шлифовку топливных таблеток и вывод шлифованных таблеток, нет узла перевода подачи топливных таблеток из лодочек в штучную подачу на шлифовальный станок, не предусмотрена система нагрева и поддержания заданной температуры масла в гидросистеме, что приводит к тренду диаметра таблеток в период нагрева масла за счет трения при вращении шпинделя шлифовального круга.

Кроме того, нет системы регулировки скорости подачи топливных таблеток из узла загрузки в зону шлифования топливных таблеток и регулировки вывода шлифованных таблеток. Преобладание скорости ввода над скоростью вывода топливных таблеток приводит к их проскакиванию без шлифовки над верхним упором. Ориентировка узла подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования также имеет большое значение, так как под струей смазочно-охлаждающей жидкости - воды - может измениться положение шлифуемой топливной таблетки и возникнуть брак последней. От транспортных средств транспортировки шлифованных таблеток на узел мойки и сушки зависит качество топливных таблеток.

От системы подачи смазочно-охлаждающей жидкости также зависит качество шлифованных таблеток, так как отсутствие последней переводит шлифование в разряд сухого шлифования с большим количеством сколов и трещин (см. там же, книга 1, стр.101), а большая скорость подачи жидкости в зону шлифования приводит к увеличению жидких отходов, к возможному смещению топливной таблетки в зоне шлифования и получению брака.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ мокрого шлифования топливных таблеток без жесткого их закрепления с базирующей обрабатываемой поверхностью топливной таблетки на бесцентровом шлифовальном станке, с подачей смазочно-охлаждающей жидкости дистиллированной воды - по касательной к шлифовальному кругу в виде мелкодисперсного факела в зону шлифования, включающем операции: настройки шлифовального станка, подачи топливных таблеток в зону их шлифования, шлифования, вывода шлифованных топливных таблеток из зоны шлифования на мойку с применением смазочно-охлаждающей жидкости, подачи шлифованных отмытых топливных таблеток на сушку, а смазочно-охлаждающей жидкости - на переработку (см. патент Российской Федерации RU 2179759, МПК 7 G 21 C 21/02, 3/62 от 31.01.2000, опубл. 20.02.2002 "Способ мокрого шлифования топливных таблеток и установка для его осуществления").

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является установка для мокрого шлифования топливных таблеток, содержащая бесцентровый шлифовальный станок с узлами загрузки и выгрузки, шлифовальным и ведущим кругами, верхней и нижней опорами между шлифовальным и ведущим кругами, регулируемыми левой и правой щечками для размещения топливной таблетки между ними перед вводом ее в зону шлифования, узлом подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования, гидросистемой с маслом, транспортное средство подачи шлифованных топливных таблеток на мойку, узел мойки шлифованных топливных таблеток, транспортное средство подачи отмытых шлифованных топливных таблеток на узел сушки, узел сушки шлифованных топливных таблеток, систему очистки смазочно-охлаждающей жидкости и систему приборного контроля. (см. Патент Российской Федерации RU 2179759, МПК 7 G 21 C 21/02, 3/62 от 31.01.2000, опубл. 20.02.2002 "Способ мокрого шлифования топливных таблеток и установка для его осуществления").

Согласно устройству-прототипу по патенту 2179759 узел загрузки шлифовального станка снабжен автоматическим кантователем лодочек со спеченными топливными таблетками в бункер с виброканалом проводки топливных таблеток, вибропитателем, сообщенным с виброканалом и имеющим датчик степени загрузки вибропитателя, направляющим каналом поштучной проводки топливных таблеток в зону шлифования и устройством сброса из начала направляющего канала неправильно ориентированных топливных таблеток обратно в вибропитатель, гидросистема снабжена системой нагрева и поддержания заданной температуры масла в ней, узел подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования выполнен в виде форсунки, ось которой размещена по касательной к шлифовальному кругу и к шлифуемой таблетке перпендикулярно к их радиусам, транспортное средство транспортировки шлифованных топливных таблеток на узел мойки выполнено в виде наклонного вниз лотка поштучной проводки топливных шлифованных таблеток, узел мойки выполнен в виде душирующего устройства-форсунки, размещенной над отверстием в лотке с нижним сливом, транспортное средство проводки отмытых шлифованных таблеток после мойки на узел сушки выполнено в виде наклонной вверх транспортной непрерывной эластичной ленты конвейера с ячейками поштучной транспортировки отмытых шлифованных топливных таблеток, размещенной внутри лотка с нижним сливом и верхней разгрузкой в перфорированные лодочки и рольганга транспортировки лодочек с шлифованными отмытыми топливными таблетками на узел сушки, система очистки смазочно-охлаждающей жидкости выполнена в виде замкнутого контура, включающего, по крайней мере, три отстойника, напорную емкость и насосы возврата очищенной смазочно-охлаждающей жидкости в форсунки орошения шлифовального круга и мойки топливных таблеток после шлифования, причем автоматический кантователь лодочек, виброканал бункера загрузки вибропитателя спеченными топливными таблетками, вибропитатель поштучной подачи спеченных топливных таблеток в зону шлифования станка, система подачи и очистки смазочно-охлаждающей жидкости, узел выгрузки шлифовального станка, узел мойки шлифованных топливных таблеток, транспортное средство загрузки шлифованных отмытых топливных таблеток в перфорированные лодочки для сушки и система приборного контроля выполнены как единый технологический комплекс транспортировки, шлифования и контроля топливных таблеток с согласованными производительностями каждой единицы оборудования.

Другими отличиями является то, что:

- нижний слив лотка мойки шлифованных таблеток и нижний слив наклонного вверх лотка конвейера сообщены с замкнутым контуром очистки смазочно-охлаждающей жидкости;

- транспортерная эластичная лента выполнена из резины;

- первый отстойник выполнен вертикального типа со сборником осадка топливного материала;

- второй отстойник выполнен горизонтального типа;

- третий отстойник выполнен вертикального типа с верхним переливом осветленной жидкости в напорную емкость, сообщенную с насосом подачи очищенной смазочно-охлаждающей жидкости на шлифование и мойку таблеток;

- сборник осадка топливного материала выполнен съемным.

В способе мокрого шлифования - прототипе применение дистиллированной воды вместо воды в качестве смазочно-охлаждающей жидкости позволит исключить брак топливных шлифованных таблеток по примесям.

Ввод смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования топливных таблеток по касательной к шлифовальному кругу и к шлифуемой топливной таблетке перпендикулярно их радиусам в виде мелкодисперсионного распыленного факела позволит исключить нежелательное смещение топливной таблетки относительно заданного положения, что исключит брак - повысит качество шлифуемой топливной таблетки.

Настройка шлифовального станка по имитатору позволит осуществить шлифовку топливных таблеток без перевода в брак топливных таблеток в момент настройки.

Согласованные скорости ввода топливных таблеток на шлифовку и вывода топливных таблеток после шлифовки исключит проскок топливных таблеток без шлифовки над верхним упором и получение брака.

Трехкратный отстой смазочно-охлаждающей жидкости позволит возвратить в технологический процесс взвеси диоксида урана, что повысит выход годных таблеток за счет исключения потерь диоксида урана и сократить расход смазочно-охлаждающей жидкости за счет многократного ее использования при возврате после отстоя в голову процесса.

В установке-прототипе для осуществления способа выполнение всех узлов как единого технологического комплекса транспортировки, шлифования и контроля таблеток с согласованными производительностями каждой единицы оборудования позволит повысить выход годных таблеток и их качество.

Снабжение узла загрузки шлифовального станка автоматическим кантователем лодочек со спеченными топливными таблетками в бункер с виброканалом проводки их в вибропитатель, имеющий датчик степени загрузки вибропитателя, направляющий канал проводки поштучно топливных таблеток в зону шлифования с устройством сброса неправильно ориентированных таблеток с начала канала в вибропитатель позволяет синхронизировать скорость подачи таблеток со скоростью шлифования, что обеспечит стабильность диаметра таблеток, исключит попадание неправильно ориентированных топливных таблеток в зону шлифования, их заклинивание, разрушение, что повысит выход годных и качество таблеток.

Снабжение гидросистемы системой нагрева масла и поддержанием заданной температуры позволит исключить брак таблеток (тренд) по диаметру, что повысит выход годных и качество таблеток.

Выполнение в виде форсунки узла подачи смазочно-охлаждающей жидкости с осью, размещенной по касательной к шлифовальному кругу и к шлифуемой таблетке перпендикулярно их радиусам, позволит исключить брак за счет исключения смещения таблетки от заданного положения, повысить выход годных и качество.

Выполнение транспортного средства проводки таблеток после шлифования на мойку в виде наклонного лотка с форсункой подачи дистиллированной воды позволит исключить повреждение таблеток, так как транспортировка последних по лотку осуществлена совместно с водой с осуществлением мойки каждой таблетки в отдельности, что позволит исключить при этом брак и качественно отмыть каждую таблетку.

Выполнение транспортного средства транспортировки таблеток на сушку в виде наклонного вверх лотка с непрерывной транспортерной лентой внутри с ячейками для каждой таблетки позволит исключить брак при транспортировке, удалить воду, влагу с таблеток сливом ее вниз и подать таблетки на сушку в качественном состоянии. Выполнение системы очистки смазочно-охлаждающей жидкости от взвесей диоксида урана путем отстойников и возврата осадка в технологический процесс позволит снизить потери и повысить выход годных таблеток.

В устройстве-прототипе по патенту 2179759 приборный контроль направлен за работой автоматического кантователя лодочек со спеченными топливными таблетками, датчиком степени загрузки вибропитателя, устройством сброса неправильно ориентированных топливных таблеток при их подаче на шлифовку, системой нагрева и поддержания температуры масла в гидросистеме и за скоростями подачи таблеток на шлифовку и вывода с шлифовки. На современных предприятиях изготавливается огромное количество таблеток и контроль их осуществляется выборочно визуально, что не исключает попадание на снаряжение тепловыделяющих элементов таблеток с отклонениями по геометрическим параметрам.

В известных технических решениях и техническом решении-прототипе такой контроль отсутствует.

Технической задачей изобретения является повышение выхода годных шлифованных топливных таблеток за счет осуществления приборного контроля геометрических размеров всех шлифованных таблеток с их отбраковкой и настройкой шлифовального станка.

Эта техническая задача решается тем, что в способе мокрого шлифования топливных таблеток без жесткого их закрепления с базирующей обрабатываемой поверхностью таблетки на бесцентровом шлифовальном станке с подачей смазочно-охлаждающей жидкости - дистиллированной воды в виде мелкодисперсного факела по касательной к шлифовальному кругу в зону шлифования, включающем операции настройки шлифовального станка, подачи топливных таблеток в зону их шлифования, шлифования, вывода шлифованных топливных таблеток из зоны шлифования на мойку с применением дистиллированной воды, подачи шлифованных отмытых топливных таблеток на сушку, а смазочно-охлаждающей жидкости - на переработку;

согласно изобретению вывод шлифованных топливных таблеток осуществляют непосредственно на вибрационную рейку, совершающую возвратно-поступательное движение от вибропривода, при котором шлифованные топливные таблетки в один ряд потоком перемещаются по указанной вибрационной рейке, мойку от следов абразива шлифованных топливных таблеток с применением дистиллированной воды осуществляют непосредственно на вибрационной рейке при движении шлифованных топливных таблеток по ней, сушку отмытых от абразива шлифованных топливных таблеток осуществляют инфракрасным облучением на вибрационной рейке при движении шлифованных топливных таблеток по ней по противотоку движения сухому очищенному воздуху и осуществляют контроль и разбраковку по геометрическим параметрам движущихся по вибрационной рейке высушенных шлифованных топливных таблеток путем их взаимно перпендикулярного лазерного облучения, обработки данных в вычислительной машине с выдачей сигнала на исполнительные механизмы по изоляции бракованной шлифованной топливной таблетки удалением ее с вибрационной рейки струей сжатого воздуха и настройки шлифовального станка для исключения отклонений геометрических параметров шлифованной топливной таблетки.

Эта техническая задача решается тем, что в установке для мокрого шлифования топливных таблеток для осуществления способа, содержащей бесцентровый шлифовальный станок с узлами загрузки и выгрузки, шлифовальным и ведущим кругами, верхней и нижней опорами между шлифовальным и ведущим кругами, регулируемыми левой и правой щечками для размещения топливной таблетки между ними перед вводом ее в зону шлифования, узлом подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования, гидросистемой с маслом, транспортное средство подачи шлифованных топливных таблеток на узел мойки, транспортное средство подачи отмытых шлифованных топливных таблеток на узел сушки, систему приборного контроля и систему очистки смазочно-охлаждающей жидкости;

согласно изобретению транспортное средство подачи шлифованных топливных таблеток на узел мойки и транспортное средство подачи отмытых шлифованных топливных таблеток на узел сушки совмещены и выполнены в виде вибрационной рейки с виброприводом, размещенной на плоских пружинах на виброгасящей плите, которая в свою очередь установлена на виброопорах на регулируемой плите, узел мойки шлифованных топливных таблеток от остатков абразива с их поверхности, узел сушки отмытых шлифованных топливных таблеток и система приборного контроля размещены вдоль вибрационной рейки в технологической последовательности, при этом узел мойки снабжен форсункой орошения дистиллированной водой, расположенной над вибрационной рейкой, а в вибрационной рейке выполнены отверстия и пазы отвода воды после орошения, узел сушки выполнен в виде смонтированных в защитном кожухе инфракрасных ламп и снабжен форсункой подачи сухого очищенного воздуха навстречу движению шлифованных топливных таблеток по вибрационной рейке, а система приборного контроля снабжена измерительными головками, закрепленными на двух взаимно перпендикулярно расположенных направляющих независимо от вибрационной рейки на отдельном основании, электронно-вычислительной машиной выдачи действительного значения геометрических параметров шлифованной топливной таблетки исполнительным механизмом по изоляции бракованных таблеток и исполнительным механизмом настройки и подналадки шлифовального станка в случае отклонений геометрических параметров шлифованной топливной таблетки от допустимых значений.

Такое выполнение способа и установки позволяет решить поставленную техническую задачу по повышению выхода годных шлифованных топливных таблеток за счет осуществления приборного контроля геометрических размеров всех шлифованных таблеток с их отбраковкой и настройкой шлифовального станка.

На чертежах представлена установка для мокрого шлифования топливных таблеток для осуществления способа:

фиг.1 - общий вид установки;

фиг.2 - система приборного контроля (вид сбоку);

фиг.6 - система приборного контроля (вид с торца);

фиг.4 - вибрационная рейка (вид сбоку);

фиг.5 - вибрационная рейка (вид с торца);

фиг.6 - вибрационная рейка (вид сверху);

фиг.7 - узел сушки;

фиг.8 - шлифовальный и ведущий круги;

фиг.9 - шлифовальный и ведущий круги;

фиг.10 - измерительная головка;

фиг.11 - узел разбраковки.

Установка для осуществления способа мокрого шлифования топливных таблеток включает бесцентровый шлифовальный станок 1 с узлами загрузки 2 и выгрузки 3, шлифовальным 4 и ведущим 5 кругами, регулируемыми левой 6 и правой 7 щечками, верхней 8 и нижней 9 опорами для размещения топливной таблетки 10 перед вводом ее в зону шлифования 11, узлом 12 подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону 11 шлифования, гидросистемой 13 с маслом, транспортное средство подачи топливных шлифованных таблеток 10 на мойку, узел мойки 14, транспортное средство подачи отмытых шлифованных топливных таблеток 10 на узел сушки, узел сушки 15 шлифовальных топливных таблеток 10, систему 16 очистки смазочно-охлаждающей жидкости и систему приборного контроля (не показана).

Узел 2 загрузки шлифовального станка 1 снабжен автоматическим кантователем 17 лодочек 18 со спеченными топливными таблетками 10 в бункер 19 с виброканалом 20 проводки топливных таблеток 10, вибропитателем 21, сообщенным с виброканалом 20 и имеющим датчик 22 степени загрузки вибропитателя 21, направляющий канал 23 поштучной проводки топливных таблеток 10 в зону 11 шлифования и устройство 24 сброса из начала направляющего канала 23 неправильно ориентированных топливных таблеток 10 обратно в вибропитатель 21. Гидросистема 13 снабжена системой 25 нагрева и поддержания заданной температуры масла. Узел 12 подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону 11 шлифования выполнен в виде форсунки, ось которой размещена по касательной к шлифовальному кругу 4 и к шлифуемой поверхности топливной таблетки 10 перпендикулярно к их радиусам R и S.

Транспортное средство подачи шлифованных таблеток 10 на узел мойки 14 и транспортное средство подачи отмытых шлифованных топливных таблеток 10 на узел сушки 15 совмещены и выполнены в виде вибрационной рейки 26 с виброприводом 27, размещенной на плоских пружинах 28 на виброгасящей плите 29, которая в свою очередь установлена на виброопорах 30 на регулируемой плите.

Узел мойки 14 шлифованных топливных таблеток 10 от остатков абразива с их поверхности, узел сушки 15 отмытых шлифованных топливных таблеток 10 и система приборного контроля размещены вдоль вибрационной рейки 26 в технологической последовательности.

Узел мойки 14 снабжен форсункой 31 орошения дистиллированной водой, расположенной над вибрационной рейкой 26, а в вибрационной рейке 26 выполнены отверстия 32 и пазы отвода воды после орошения.

Узел сушки 15 выполнен в виде смонтированных в защитном кожухе 33 инфракрасных ламп 34 и снабжен форсункой 35 подачи сухого очищенного воздуха навстречу движению шлифованных топливных таблеток 10 по вибрационной рейке 26. Система приборного контроля снабжена измерительными головками 36, закрепленными на двух, взаимно перпендикулярно расположенных направляющих 37, независимо от вибрационной рейки на отдельном основании 38.

Каждая измерительная головка 36 содержит лазерный излучатель 39 и приемник излучений 40, электрически связанные с электронно-вычислительной машиной 41 выдачи действительного значения геометрических параметров шлифованной топливной таблетки 10 исполнительному механизму 42 по изоляции бракованной шлифованной топливной таблетки 10 в виде патрубка подачи сжатого воздуха 43 для удаления шлифованной топливной таблетки 10 с вибрационной рейки 26 в накопитель 44 и исполнительному механизму 45 настройки и подналадки шлифовального станка 1 в случае отклонений геометрических параметров шлифовальной топливной таблетки 10 от допускаемых значений. Установка снабжена наклонным транспортером 46 съема шлифованных топливных таблеток 10 с вибрационной рейки 26 и укладки в тару 47.

Способ мокрого шлифования топливных таблеток осуществляют следующим образом.

Предварительно перед началом работы производят настройку бесцентрового шлифовального станка 1 по имитатору топливной таблетки 10, для чего по имитатору настраивают левую и правую щечки 6, 7, закрепляют их, настраивают и закрепляют верхнюю и нижнюю опоры 8, 9, настраивают и закрепляют разворот в горизонтальной и вертикальной плоскости ведущего круга 5. Разворот в вертикальной плоскости придает поступательное движение таблеткам, а разворот в горизонтальной плоскости обеспечивает возможность шлифования таблеток с припуском на диаметр до 0,25 мм.

Включают систему нагрева 25 масла в гидросистеме 13 и с помощью системы поддерживают заданную температуру масла в гидросистеме 13. Настраивают и закрепляют узел 12 подачи смазочно-охлаждающей жидкости так, чтобы струя распыленного мелкодисперсного факела была по оси форсунки размещена по касательной к шлифовальному кругу 4 и к топливной таблетке 10. В качестве смазочно-охлаждающей жидкости применяют дистиллированную воду, очищенную от примесей.

Настраивают узел 2 загрузки так, чтобы скорость подачи топливных таблеток 10 в зону 11 шлифования не превышала скорости вывода шлифованных таблеток 10 из узла 3 выгрузки. При настройке узла 2 загрузки согласуют скорость подачи в лодочках 18 спеченных таблеток 10, скорость опрокида автоматического кантователя 17 лодочек в бункер 19, скорость подачи топливных таблеток 10 по виброканалу 20 в вибропитатель и из вибропитателя 21 по направляющему каналу 23 в зону 11 шлифования. В случае превышения уровня топливных таблеток 10 в вибропитателе 21 датчик 22 отключит работу вибропитателя 20 в случае поступления в начало канала 23 неправильно ориентированной таблетки, например ее вертикальное положение, то при движении топливной таблетки 10 и ее касании устройства 24 сброса топливная таблетка 10 из ручья вибропитателя 21 упадет на его дно и таким образом ввод неправильно ориентированных топливных таблеток в направляющий канал исключен.

Вывод шлифованных топливных таблеток 10 после шлифования осуществляют непосредственно на вибрационную рейку 26, совершающую возвратно-поступательное движение от вибропривода 27, и шлифованные топливные таблетки 10 в один ряд потоком перемещаются на узел мойки 14, где с помощью форсунки 31 дистиллированной водой отмываются от следов абразива.

Промывные воды через отверстия и пазы 32 в вибрационной рейке 26 выводятся на переработку на систему очистки 16.

Возвратно-поступательное движение вибрационной рейке 26, задаваемое виброприводом 27 и плоскими пружинами 28, позволяет перемещать топливные таблетки 10 от узла мойки 14 на узел сушки 15 и на приборный контроль. Благодаря тому, что вибрационная рейка 26 установлена своими плоскими пружинами 28 на виброгасящей плите 29, которая в свою очередь установлена на виброопорах 30 и на регулируемой плите, то вибрационной рейке можно задать любой наклон и изолировать воздействие вибрации на приборную часть установки.

На узле сушки 15 осуществляют сушку отмытых шлифованных топливных таблеток 10 инфракрасными лучами инфракрасных ламп 34, смонтированных в защитном кожухе 33 и сухим очищенным воздухом, подаваемым из форсунки 35 по противотоку движения шлифованных топливных таблеток 10 на вибрационной рейке 26. После сушки сухие шлифованные топливные таблетки 10 проходят приборный контроль, при котором каждую шлифованную топливную таблетку взаимно перпендикулярно от измерительных головок 36 облучают лазерным лучом лазерного излучателя 39 с приемом излучения приемником 40.

Результат измерения передается в электронно-вычислительную машину 41.

Благодаря тому, что измерительные головки 36 закреплены на направляющих 37 на отдельном основании 38, то помехи от вибрационной рейки 26 не влияют на качество контроля геометрических параметров шлифованных топливных таблеток 10.

Из электронно-вычислительной машины 41 сигнал передается либо исполнительному механизму 42 по изоляции в накопитель 44 бракованной шлифованной топливной таблетки 10 струей сжатого воздуха, подаваемого из патрубка 43, и исполнительному механизму 45 настройки и подналадки шлифовального станка 1 при отклонении геометрических параметров шлифованных топливных таблеток 10 от допустимых, либо на передачу годных топливных шлифованных таблеток 10 на наклонный транспортер 46, съема их с вибрационной рейки 26 и укладки в тару 47.

1. Способ мокрого шлифования топливных таблеток, включающий операции настройки шлифовального станка, подачи топливных таблеток в зону их шлифования, шлифования, вывода шлифованных топливных таблеток из зоны шлифования на мойку с применением дистиллированной воды, подачи шлифованных отмытых топливных таблеток на сушку, а смазочно-охлаждающей жидкости - на переработку, отличающийся тем, что вывод шлифованных топливных таблеток осуществляют непосредственно на вибрационную рейку, совершающую возвратно-поступательное движение от вибропривода, при котором шлифованные топливные таблетки в один ряд потоком перемещаются по указанной вибрационной рейке, мойка от следов абразива шлифованных топливных таблеток с применением дистиллированной воды осуществляется непосредственно на вибрационной рейке при движении шлифованных топливных таблеток по ней, сушка отмытых от абразива шлифованных топливных таблеток осуществляется инфракрасным облучением на вибрационной рейке при движении шлифованных топливных таблеток по ней по противотоку движения сухому очищенному воздуху и осуществляют контроль и разбраковку по геометрическим параметрам движущихся по вибрационной рейке высушенных шлифованных топливных таблеток путем их взаимно перпендикулярного лазерного облучения, обработки данных в вычислительной машине с выдачей сигнала на исполнительные механизмы по изоляции бракованной шлифованной топливной таблетки удалением ее с вибрационной рейки струей сжатого воздуха и настройки шлифовального станка для исключения отклонений геометрических параметров шлифованной топливной таблетки.

2. Установка для мокрого шлифования топливных таблеток содержащая бесцентровый шлифовальный станок с узлами загрузки и выгрузки, шлифовальным и ведущим кругами, верхней и нижней опорами между шлифовальным и ведущим кругами, регулируемыми левой и правой щечками для размещения топливной таблетки между ними перед вводом ее в зону шлифования, узлом подачи смазочно-охлаждающей жидкости в зону шлифования, гидросистемой с маслом, транспортное средство подачи шлифованных топливных таблеток на узел мойки, транспортное средство подачи отмытых шлифованных топливных таблеток на узел сушки, систему приборного контроля и систему очистки смазочно-охлаждающей жидкости, отличающаяся тем, что средство подачи шлифованных топливных таблеток на узел мойки и транспортное средство подачи отмытых шлифованных топливных таблеток на узел сушки совмещены и выполнены в виде вибрационной рейки с виброприводом, размещенной на плоских пружинах на виброгасящей плите, которая, в свою очередь, установлена на виброопорах на регулируемой плите, узел мойки шлифованных топливных таблеток от остатков абразива с их поверхности, узел сушки отмытых шлифованных топливных таблеток и система приборного контроля размещены вдоль вибрационной рейки в технологической последовательности, при этом узел мойки снабжен форсункой орошения дистиллированной водой, расположенной над вибрационной рейкой, а в вибрационной рейке выполнены отверстия и пазы отвода воды после орошения, узел сушки выполнен в виде смонтированных в защитном кожухе инфракрасных ламп и снабжен форсункой подачи сухого очищенного воздуха навстречу движению шлифованных топливных таблеток по вибрационной рейке, а система приборного контроля снабжена измерительными головками, закрепленными на двух взаимно перпендикулярно расположенных направляющих независимо от вибрационной рейки на отдельном основании, электронно-вычислительной машиной выдачи действительного значения геометрических параметров шлифованной топливной таблетки исполнительным механизмам по изоляции бракованных таблеток и исполнительным механизмам настройки и подналадки шлифовального станка в случае отклонений геометрических параметров шлифованной топливной таблетки от допустимых значений.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области атомной промышленности и может использоваться для усовершенствования процесса получения спеченных таблеток из керамических материалов для ядерного топлива, в частности для получения спеченных таблеток из диоксида урана, применяемых для снаряжения тепловыделяющих элементов ядерных реакторов.

Изобретение относится к атомной энергетике и, в частности, к изготовлению топливных таблеток для тепловыделяющих элементов тепловыделяющих сборок ядерных реакторов.

Изобретение относится к атомной энергетике и, в частности, к изготовлению таблетированного топлива из диоксида урана для тепловыделяющих элементов тепловыделяющих сборок энергетических реакторов.

Изобретение относится к атомной энергетике и, в частности, к изготовлению таблетированного топлива из диоксида урана для тепловыделяющих элементов тепловыделяющих сборок энергетических реакторов.

Изобретение относится к атомной энергетике и может найти применение на предприятиях изготовления тепловыделяющих элементов, собираемых в тепловыделяющие сборки и используемых в ядерных реакторах.

Изобретение относится к атомной промышленности. .
Изобретение относится к области атомной энергетики и используется при производстве керамического ядерного топлива для тепловыделяющих элементов ядерных реакторов.

Изобретение относится к атомной энергетике и используется при изготовлении тепловыделяющих сборок ядерных энергетических реакторов типа ВВЭР. .
Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано для изготовления урангадолинийсодержащих топливных таблеток. .

Изобретение относится к области производства и переработки ядерного топлива. .

Изобретение относится к атомной промышленности и может найти применение на предприятиях изготовления тепловыделяющих элементов для ядерного реактора. .

Изобретение относится к ядерной технике, в частности к изготовлению тепловыделяющих элементов (твэлов) для тепловыделяющих сборок ядерных реакторов. .

Изобретение относится к атомной промышленности и может найти применение на предприятиях изготовления тепловыделяющих элементов для ядерных водо-водяных энергетических реакторов.

Изобретение относится к области атомной промышленности, а именно - к производству тепловыделяющих элементов энергетических ядерных реакторов типа ВВЭР-1000, ВВЭР-440 при их герметизации в агрегате контактной стыковой сварки с использованием цангового захвата.

Изобретение относится к атомной промышленности. .

Изобретение относится к атомной энергетике и может найти применение на предприятиях изготовления дистанционирующих решеток для тепловыделяющих сборок, используемых в ядерных реакторах.

Изобретение относится к атомной энергетике и может найти применение на предприятиях изготовления тепловыделяющих элементов, собираемых в тепловыделяющие сборки и используемых в ядерных реакторах.
Изобретение относится к области атомной энергетики и используется при производстве керамического ядерного топлива для тепловыделяющих элементов ядерных реакторов.

Изобретение относится к атомной энергетике и используется при изготовлении тепловыделяющих сборок ядерных энергетических реакторов типа ВВЭР. .

Изобретение относится к области атомной техники и может использоваться при ремонте тепловыделяющих сборок ядерных реакторов. .

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к станкам для сборки тепловыделяющих элементов в тепловыделяющие сборки (ТВС) для ядерных реакторов
Наверх