Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности устройствам для измерения параметров систем двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет расширить число диагностируемых параметров системы зажигания без пуска двигателя внутреннего сгорания. Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания содержит детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты тока стартера, блок совпадения с двумя входами, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы максимального и минимального значений амплитуды тока стартера, индикатор разности напряжений, вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока. Первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора. Умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора. Пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений. Индикатор среднего значения тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания. Вольтметр постоянного тока подключен параллельно входу детектора тока стартера. Датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами. В анализатор дополнительно введены интегратор с датчиком напряжения и двумя входами: суммирующим и вычитающим, вольтметр, включенный параллельно выходу интегратора, реле времени с двумя парами контактов и контрольной лампой. Нагрузка входного транзистора генератора импульсов момента зажигания выполнена на двух последовательных резисторах. Датчик напряжения устанавливается на высоковольтный провод катушки зажигания, обхватывая его своими зажимами, а его выход соединяется поочередно через одну пару контактов реле времени с суммирующими и вычитающими входами интегратора, а вторая пара контактов реле времени подключена параллельно одному из резисторов нагрузки входного транзистора генератора импульсов момента зажигания. 2 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров систем двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания.

Известен анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания [1], содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты тока стартера, блок совпадения, индикатор среднего значения тока, инвертор, два пиковых детектора минимального и максимального значения амплитуды тока стартера с индикатором разности напряжений, вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока.

Недостатком данного анализатора является малое число диагностируемых параметров системы зажигания, влияющих на работоспособность двигателя.

Технический результат направлен на расширение числа диагностируемых параметров системы зажигания без пуска двигателя внутреннего сгорания.

Технический результат достигается тем, что в анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания, содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты тока стартера, блок совпадения с двумя входами, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы максимального и минимального значений амплитуды тока стартера, индикатор разности напряжений, вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, а индикатор среднего значения тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, вольтметр постоянного тока подключен параллельно входу детектора тока стартера, а датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами, дополнительно введены интегратор с датчиком напряжения и двумя входами: суммирующим и вычитающим, вольтметр, включенный параллельно выходу интегратора, реле времени с двумя парами контактов и контрольной лампой, а нагрузка входного транзистора генератора импульсов момента зажигания выполнена на двух последовательных резисторах, причем датчик напряжения устанавливается на высоковольтный провод катушки зажигания, обхватывая его своими зажимами, а его выход соединяется поочередно через одну пару контактов реле времени с суммирующими и вычитающими входами интегратора, а вторая пара контактов реле времени подключена параллельно одному из резисторов нагрузки входного транзистора генератора импульсов момента зажигания.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый анализатор отличается введением дополнительных элементов и схемой их подключения к системам двигателя, а именно: интегратора с датчиком напряжения и двумя входами: суммирующим и вычитающим, вольтметра, включенного параллельно выходу интегратора, реле времени с двумя парами контактов и контрольной лампой, а нагрузка входного транзистора генератора импульсов момента зажигания выполнена на двух последовательных резисторах, причем датчик напряжения устанавливается на высоковольтный провод катушки зажигания, обхватывая его своими зажимами, а его выход соединяется поочередно через одну пару контактов реле времени с суммирующими и вычитающими входами интегратора, а вторая пара контактов реле времени подключена параллельно одному из резисторов нагрузки входного транзистора генератора импульсов момента зажигания.

Введение указанных элементов позволяет дополнительно контролировать работоспособность системы зажигания по величине вторичного напряжения, что расширяет число диагностируемых параметров и позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию: "Существенные отличия".

Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания поясняется фигурами:

на фиг.1 представлена блок-схема анализатора работы систем двигателя внутреннего сгорания;

на фиг.2 - вольтамперная характеристика батареи.

Анализатор содержит детектор тока стартера 1, генератор 2 импульсов момента зажигания, выходы которых прямо и через инверторы 28 и 41 соединены со входами компаратора 3, умножитель 4 частоты тока стартера, блок 5 совпадения с двумя входами, соединенными соответственно с выходами компаратора и умножителя частоты, причем вход умножителя частоты соединен с одним из выходов детектора 1 тока стартера, и входами пиковых детекторов 7 и 8 максимального минимального значений амплитуды тока стартера, выходы которых соединены с индикатором 9 разности напряжений, индикатор 6 среднего значения тока, вход которого соединен с одним из выходов генератора 2 импульсов момента зажигания, вольтметр 10 постоянного тока, подключенный параллельно входу детектора 1 тока стартера, амперметр 11 с датчиком 12 тока, устанавливаемым на провод, соединяющим плюсовой вывод батареи 20 со стартером 21 и обхватывающим его своими зажимами, интегратор 13 с датчиком напряжения 14, устанавливаемый на высоковольтный провод катушки зажигания 37 и двумя входами: суммирующим и вычитающим, вольтметр 15, включенный параллельно выходу интегратора 13, реле времени 16 с двумя парами контактов 17 и 18 и контрольной лампой 19, причем пара контактов 17 соединена со входами интегратора 13, а вторая пара контактов 18 подключена параллельно резистору 40 нагрузки входного транзистора 25 генератора 2 импульса момента зажигания. В состав детектора 1 тока стартера входит операционный усилитель 22, амплитудный детектор 23 и амплитудный компаратор 24. Генератор 2 импульсов момента зажигания состоит из входного транзистора 25 с резисторами 39 и 40 нагрузки формирующего усилителя 26, двух инверторов 27 и 28 и одновибратора 29. Выход одновибратора 29 соединен с отсекающим входом амплитудного детектора 23, вход компаратора 3 образован двумя логическими элементами "И" 30 и 31 и индикаторами 32 и 33 знака угла зажигания. Контакты 34 и 35 связаны с батареей 20 и соответственно со стартером 21 и системой зажигания, состоящей из резистора 36, катушки зажигания 37, контактов прерывателя 38.

Анализатор работает в двух режимах: режиме полного торможения двигателя и режиме прокручивания коленчатого вала стартером.

На первом режиме работы двигатель при включении прямой передачи в коробке передач затормаживается стояночным и рабочим тормозом. И при подключении анализатора вольтметр 10 показывает ЭДС батареи 20 (Еб).

При замыкании контактов 34 и 35 включается стартер и системы зажигания. В этом случае через стартер 21 протекает ток полного торможения Iпт, который регистрируется амперметром 11, вольтметр 10 в этом случае показывает напряжение на стартере 21 (Uст). По полученным результатам оцениваются максимальная электромагнитная мощность стартера Рэлм, полное сопротивление цепи Rст и строится вольтамперная характеристика аккумуляторной батареи по двум точкам (фиг.2), которая позволяет определить ток короткого замыкания Iкз батареи и ее внутреннее сопротивление Rб.

Расчеты проводятся по формулам:

РэлмбIпт/4; Rст=Eб/I; Rбб/Iкз.

При втором режиме двигатель растормаживается стартером при замкнутых контактах 34 и 35. Стартер 21 запитывается током батареи 20 через контакт 34. Напряжение на батарее изменяется в противофазе с током стартера, причем минимумы напряжения соответствуют нахождению поршней в верхних мертвых точках. Сигналы с батареи фильтруются, усиливаются операционным усилителем 22 и поступают одновременно на вход умножителя 4 и амплитудный детектор 23. В момент появления сигнала на амплитудном детекторе 23 на входе амплитудного компаратора 24 образуется П-образный импульс, фронт которого совпадает с амплитудой тока стартера. Этот импульс играет роль метки верхней мертвой точки и подается прямо и через инвертор 41 на входе компаратора 3. В дальнейшем этот импульс используется для измерения установочного угла зажигания.

Система зажигания запитывается через контакты 35. Ток проходит через резистор 36, катушку 37 зажигания, резисторы 39 и 40, транзистор 25, на вход которого во время проверки подается прямое смещение. При замыкании и размыкании контактов прерывателя 38 ток через катушку зажигания изменяется незначительно, так как контакты шунтируются резисторами 39, 40 и транзистором 25, поэтому напряжение вторичной цепи системы зажигания не вызывает пробоя искрового зазора в свечах зажигания и двигатель не запускается. Однако на резисторах 33 и 34 при этом возникает положительные импульсы, которые через усилитель 26 и инверторы 27 и 28 подаются на входы компаратора 3 и выполняют роль меток момента зажигания. Одновибратор 29 срабатывает при замыкании контактов прерывателя 38, поэтому показания индикатора 6 среднего значения тока пропорциональны углу замкнутого состояния контактов прерывателя 38, в значениях которого и градуируется шкала индикатора 6.

На входы компаратора 3 поступают сигналы, соответствующие моменту зажигания и нахождения поршней в верхних мертвых точках. На выходах элементов "И" 30 и 31 появляются импульсы с длительностью, пропорциональной временной разности сигналов зажигания и верхней мертвой точки. Причем элемент 30 вырабатывает сигнал, если импульсы зажигания опережают приход поршней в верхнюю мертвую точку, то есть при раннем зажигании, когда на оба входа элемента 30 поступают положительные сигналы. При позднем зажигании работает элемент 31. Индикаторы 32 и 33 знака угла опережения включаются при наличии напряжения на соответствующем элементе "И". Сигнал с элемента "И" (30 и 31) играет роль временных ворот для импульсов умножителя 4 частоты, поступающих на разные входы блока 5 совпадений. На выходе блока 5 совпадений образуется при этом количество импульсов, соответствующее углу опережения зажигания, которые поступают на цифровой регистратор утла опережения зажигания.

Сигнал с выхода операционного усилителя 22 поступает еще и на выходы пиковых детекторов 7 и 8 максимального и минимального значений. На выходе пиковых детекторов вырабатывается напряжение, соответственно пропорциональное максимальной и минимальной амплитуде тока стартера. Разность амплитуд тока стартера получается из-за различных величин компрессий в цилиндрах двигателя и определяет состояние цилиндропоршневой группы. Показания индикатора 9 разности напряжений будут пропорциональны разности напряжений пиковых детекторов и позволяют судить о техническом состоянии поршневой группы, если в одном из цилиндров компрессия будет меньше, соответственно уменьшается напряжение на выходе пикового детектора минимального значения. Показания индикатора разности напряжений отградуированы в процентной разности величины компрессий в цилиндрах.

Кроме того, на втором режиме работы анализатора, проверяется работоспособность системы зажигания по выработке вторичного напряжения. Исходным фактором проверки является то, что величина вторичного напряжения U2 пропорциональна току разрыва первичной цепи:

U2=к·Ip,

где Ip - ток разрыва первичной цепи,

к - величина, постоянная для любой системы зажигания.

На первом этапе прокручивания в нагрузку входного 25 транзистора генератора импульсов 2 момента зажигания включены оба резистора 39 и 40 нагрузки. Так как пара контактов 18, реле времени 16 разомкнуты, а пара контактов 17 соединяет выход датчика напряжения 14 с суммирующим входом интегратора 13, на выходе которого появится напряжение, пропорциональное току разрыва Ip':

U2'=к·Ip'.

На втором этапе прокручивания обе пары контактов реле времени 16 переключаются и первая пара контактов 17 подключает выход датчика напряжения 14 к вычитающему входу интегратора 13, а вторая пара контактов 18 замыкает часть нагрузки входного транзистора 25 генератора импульсов 2 момента зажигания. При этом ток первичной обмотки катушки зажигания 37 уменьшается, так как возникает шунтирующее действие транзистора 25, и на вычитающий вход интегратора поступает напряжение

U2''=к·Ip'',

а на выходе интегратора 13 вольтметр 15 зарегистрирует разность U2'-U2''.

Резисторы подобраны таким образом, что разность значений величин тока разрыва равняется 1 А.

Формула расчета разности величин вторичного напряжения в первом и втором случае при условии Iр1'-Iр''=1 А примет вид:

U2'-U2''=к.

Величина к постоянна для данной системы зажигания. По величине к определим работоспособность системы зажигания.

Конец прокручивания определяется по загоранию контрольной лампы 19, которая подает сигнал после переключения реле времени 16.

Таким образом, анализатор в режимах полного торможения двигателя и прокручивания двигателя стартером измеряет установочный угол зажигания, угол замкнутого состояния контактов прерывателя, процентную разность величин компрессий в цилиндрах двигателя, максимальную электромагнитную мощность стартера, полное сопротивление стартерной цепи, ЭДС, внутреннее сопротивление, ток короткого замыкания аккумуляторной батареи проверяется работоспособность системы зажигания по выработке вторичного напряжения. Число контролируемых параметров расширено и не требует пуска двигателя.

Источник информации

1. Патент РФ №2217725, G 01 М 15/00 от 27.11.2003 г.

Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания, содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты тока стартера, блок совпадения с двумя входами, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы максимального и минимального значений амплитуды тока стартера, индикатор разности напряжений, вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, а индикатор среднего значения тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, вольтметр постоянного тока подключен параллельно входу детектора тока стартера, а датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами, отличающийся тем, что в него дополнительно введены интегратор с датчиком напряжения и двумя входами: суммирующим и вычитающим, вольтметр, включенный параллельно выходу интегратора, реле времени с двумя парами контактов и контрольной лампой, а нагрузка входного транзистора генератора импульсов момента зажигания выполнена на двух последовательных резисторах, причем датчик напряжения устанавливается на высоковольтный провод катушки зажигания, обхватывая его своими зажимами, а его выход соединяется поочередно через одну пару контактов реле времени с суммирующими и вычитающими входами интегратора, а вторая пара контактов реле времени подключена параллельно одному из резисторов нагрузки входного транзистора генератора импульсов момента зажигания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения технического состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) по величине развиваемой в цилиндре компрессии, остаточного вакуума, а также вакуума в динамике, т.е.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике диагностики исполнительных агрегатов на основе измерения спектра частот амплитудной модуляции тока, потребляемого электрическим двигателем.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к стендам для диагностики, ремонта и обкатки двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к приборостроению, в частности к приборам для технического диагностирования и инструментального контроля двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и регулированию двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и регулированию двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к измерительной и испытательной технике, и может быть использовано для определения энергоресурса и технического состояния двигателей внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях

Изобретение относится к стендовому оборудованию и может быть использовано для испытаний рабочих органов почвообрабатывающих и землеройных машин и изучения процессов, происходящих при их взаимодействии с почвой и грунтом

Изобретение относится к области испытаний деталей машин на прочность и исследований ударных воздействий на непробиваемость корпусов и может быть использовано для проведения прочностных и сертификационных испытаний корпусов вентиляторов, компрессоров, турбин газотурбинных двигателей и других турбомашин в машиностроении, в том числе сертификационных испытаний натурного авиадвигателя на соответствие АП-33 по локализации повреждений при обрыве рабочей лопатки вентилятора авиадвигателя
Изобретение относится к двигателестроению и может применяться при диагностике различных двигателей, в частности двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технической акустике и может быть использовано для определения акустической эффективности глушителей выпуска при их разработке и доводке

Изобретение относится к испытаниям машин и оборудования и, в частности, к способам испытаний центробежных компрессоров или отдельно сменных проточных частей центробежных компрессоров

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для перемещения двигателей внутреннего сгорания при ремонте

Изобретение относится к испытательным стендам авиационной техники, а также к областям, где применяются газотурбинные двигатели (ГТД), и они подвергаются пылевым стендовым испытаниям

Изобретение относится к способам определения технического состояния двигателей, машин и механизмов по параметрам металлических частиц износа, измеренных сцинтилляционным методом анализа

Изобретение относится к диагностике колебаний, возникающих в турбомашинах, и может найти широкое применение при создании и прочностной доводке осевых турбин и компрессоров, применяемых как в авиации, так и в энергомашиностроении
Наверх