Механизм планетарного сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может найти свое применение в различных транспортных средствах. Механизм планетарного сцепления содержит корпус 1, ведущий вал 2 с башмаком 3, выдвижной рычаг 4 с нажимным сателлитом 7, ведомую шестерню 12 с ведомым валом 13, шарнирное водило 11, установленный на нем вал 8 с планетарной шестерней 9 и планетарным сателлитом 10. Нажимной сателлит 7 находится в зацеплении с планетарной шестерней 9, а планетарный сателлит 10 - с ведомой шестерней 12. В сбалансированной конструкции механизма для обеспечения синхронного движения балансирующих деталей на ведущем вале 2 свободно установлена балансирующая шестерня, находящаяся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами 4. Механизм планетарного сцепления может выполнять две функции: функцию сцепления при совмещении со ступенчатой коробкой передач и бесступенчатой планетарной передачи при совмещении с карданным валом. Технический результат - упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей, плавность работы и низкая себестоимость. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к механизмам бесфрикционного сцепления трансмиссий машин и механизмов с двигателем, и может найти свое применение в различных транспортных средствах.

Известен планетарный механизм, содержащий корпус, водило, два червячных колеса и два связанные между собой червяка-сателлита (Авторское свидетельство СССР №1216495, ПМК F 16 Н 1/46, 1986 г.).

Недостатком этого изобретения является сложность конструкции, ее большие габариты и отсутствие возможности изменения передаточного отношения механизма.

Известен планетарный механизм, содержащий корпус с размещенной в нем вращающейся шестерней, центральные ведущее и ведомое колеса с двумя венцами, водило и сателлит с двумя венцами (Патент RU 2160401, МПК F 16 Н 48/10, от 31.03.1999 г.).

Недостатком этого изобретения является громоздкая связь деталей, высокая себестоимость и отсутствие способности плавно изменять усилия крутящего момента.

Наиболее близкой к изобретению является конструкция бесступенчатой планетарной передачи по патенту RU 2095665, МПК F 16 Н 3/72, от 09.08.1995 г., представляющая собой бесступенчатый планетарный вариатор, включающий два ряда планетарных передач, тормоз и реверс.

Достоинством этого изобретения является конструктивная способность обеспечения бесступенчатого плавного регулирования частоты вращения и крутящего момента на выходном вале механизма.

Основным его недостатком является сложность механизма управления и высокая себестоимость.

Предлагаемым изобретением решается задача упрощения конструкции механизма, снижения его себестоимости и расширения функциональных возможностей его применения.

Для достижения этого технического результата в механизме планетарного сцепления, содержащем корпус, ведущий вал и ведомую шестерню с ведомым валом, ведущий вал снабжен башмаком и расположенным в нем выдвижным рычагом с нажимным сателлитом, а ведомый вал снабжен шарнирным водилом и установленным на водиле планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, при этом нажимной сателлит находится в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, а планетарный сателлит - в крутильном зацеплении с ведомой шестерней.

Для создания сбалансированной конструкции механизма планетарного сцепления башмак снабжен двумя противоположно установленными выдвижными рычагами с нажимными сателлитами, ведомый вал снабжен двумя шарнирными водилами и установленными на них планетарными валами с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, а ведущий вал снабжен свободно установленной на нем балансирующей шестерней, находящейся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами.

Благодаря тому, что нажимной сателлит находится в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, а планетарный сателлит - в крутильном зацеплении с ведомой шестерней, перемещением нажимного сателлита по периметру планетарной шестерни достигается изменение крутящего момента и скорости вращения ведомого вала от нулевого до максимального значения, что упрощает конструкцию механизма и расширяет функциональные возможности применения предлагаемого механизма.

В сбалансированной конструкции механизма синхронное движение балансирующих деталей обеспечивает свободно установленная на ведущем вале балансирующая шестерня, находящаяся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами.

Механизм планетарного сцепления иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1, фиг.2 и фиг.3.

На фиг.1 представлена кинематическая схема механизма сцепления.

На фиг.2 - вид А, где показаны положения I и II нажимного сателлита 7 на планетарной шестерне 9 соответственно при выдвинутом и задвинутом рычаге 4.

На фиг.3 изображена сбалансированная конструкция сцепления (с противоположно установленными обоюдными деталями 4, 7, 8, 9, 10 и 11 и балансирующей шестерней 14, обеспечивающей синхронность их движения).

Механизм планетарного сцепления (фиг.1 и фиг.2) состоит из корпуса 1, ведущего вала 2 с башмаком 3 и расположенным в нем выдвижным рычагом 4 с нажимным сателлитом 7, планетарного вала 8 с планетарной шестерней 9 и планетарным сателлитом 10, шарнирного водила 11 и ведомой шестерни 12 с ведомым валом 13.

Выдвижной рычаг 4 (фиг.2) снабжен ограничителями его выдвигания 5 и задвигания 6, устанавливающими положения I и II нажимного сателлита 7 на планетарной шестерне 9 соответственно при разблокированном и заблокированном состоянии механизма сцепления.

Сбалансированная конструкция сцепления (фиг.3) содержит свободно установленную на ведущем вале 2 балансирующую шестерню 14, находящуюся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами 4 (для обеспечения синхронности их движения).

Работа механизма сцепления (фиг.2 и фиг.3) происходит следующим образом.

Ведущий вал 2 передает усилие N крутящего момента двигателя через башмак 3, рычаг 4, нажимный сателлит 7, планетарную шестерню 9, планетарный вал 8, планетарный сателлит 10 и ведомую шестерню 12 на ведомый вал 13, снабженный шарнирным водилом 11, обеспечивающим свободное перекатывание сателлита 10 по шестерне 12.

Изменение скорости вращения ведомого вала 13 осуществляется перемещением в башмаке 3 рычага 4.

При полностью выдвинутом из башмака 3 рычаге 4 (его нажимной сателлит 7 находится на планетарной шестерне 9 в положении I) усилие N, передаваемое нажимным сателлитом 7 своим опиранием на планетарную шестерню 9, полностью (без крутящего момента) перехватывается через планетарный вал 8 планетарным сателлитом 10. Сателлит 10 свободно перекатывается по ведомой шестерне 12 - ведомый вал 13 не вращается.

При задвигании рычага 4 (и соответствующем перемещении сателлита 7 на планетарной шестерне 9 от положения I к положению II) усилие N через шестерню 9, вал 8 и сателлит 10 создает на ведомой шестерне 12 возрастающий крутящий момент Мк. Сателлит 10 замедляет перекатывание по ведомой шестерне 12, ведомый вал 13 приобретает плавное ускорение своего вращения.

При полностью задвинутом рычаге 4 (сателлит 7 находится в положении II) ведомая шестерня 12 приобретает максимальный крутящий момент Мк, равный моменту ведущего вала 1. Сателлит 10 перекатывание по ведомой шестерне 12 не осуществляет. Ведущий 1 и ведомый 13 валы блокируются и осуществляют совместное соосное вращение.

Разблокировка ведомого вала 13 осуществляется выдвиганием рычага 4 (перемещением сателлита 7 от положения II к положению I).

В сбалансированной конструкции сцепления (фиг.3) синхронность движения двух выдвижных рычагов 4 обеспечивается вращением балансирующей шестерни 14 (привод шестерни 14 на чертеже не показан).

Механизм планетарного сцепления является двухфункциональным. Он предназначен для применения в качестве бесфрикционного сцепления (при совмещении со ступенчатой коробкой передач) и в качестве бесступенчатой планетарной передачи (при совмещении с карданным валом). В сцеплении отсутствует громоздкая взаимосвязь деталей, что обеспечивает простоту конструкции, плавность работы и низкую себестоимость.

1. Механизм планетарного сцепления, содержащий корпус, ведущий вал, ведомую шестерню и ведомый вал, отличающийся тем, что ведущий вал снабжен башмаком и расположенным в нем выдвижным рычагом с нажимным сателлитом, а ведомый вал снабжен шарнирным водилом и установленным на нем планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, при этом нажимной сателлит находится в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, а планетарный сателлит - в крутильном зацеплении с ведомой шестерней.

2. Механизм планетарного сцепления по п.1, отличающийся тем, что башмак снабжен двумя противоположно установленными выдвижными рычагами с нажимными сателлитами, ведомый вал снабжен двумя шарнирными водилами и установленными на них планетарными валами с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, а ведущий вал снабжен свободно установленной на нем балансирующей шестерней, находящейся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам ременного привода, имеющим асимметричное демпфирующее устройство натяжения. .

Изобретение относится к способу настройки системы ременного привода. .

Изобретение относится к устройствам для изменения натяжения ремней. .

Изобретение относится к области систем ременных приводов вспомогательных механизмов двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам ременного привода вспомогательных механизмов двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к демпфирующему механизму, более конкретно к ассиметричному демпфирующему механизму, для устройства натяжения. .

Изобретение относится к натяжным направляющим шкивам, а именно к натяжным направляющим шкивам, имеющим возможность линейного перемещения и демпфирования. .

Изобретение относится к области натяжных устройств и предназначено для натяжения ремня ременной приводной системы. .

Изобретение относится к области натяжных устройств и является сдвоенным натяжным устройством, предназначенным для натяжения ремня силовой передачи в ременной системе.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к нятяжным устройствам для регулирования натяжения ремня в ременном приводе

Изобретение относится к машиностроению, в частности к натяжным устройствам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с гибкой связью

Изобретение относится к области передач гибкой связью, в частности к ременным передачам

Изобретение относится к натяжному ролику (1) для привода с тяговым средством

Изобретение относится к уплотнению для опирающегося на подшипник качения ременного шкива (1)

Изобретение относится к уплотнению для подшипника качения

Изобретение относится к натяжным устройствам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к натяжным устройствам
Наверх